Мария Назаренко

Мария Назаренко

Автор публикации: Нагима Озокеева
Фотограф: Максим Ногай
Интервью / 30 Июль 2020
 69

РАССКАЖИТЕ,  ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА?

– Тридцать лет назад я связала свою жизнь с воспитанием и обучением детей, и с тех пор школа для меня стала вторым домом. Как и все девочки, в детстве я усаживала всех своих кукол, клала перед ними тетради, брала мел и начинала урок. Во дворе с девочками играли в школу. В моей семье я продолжаю династию педагогов: моя мама – учитель, сестра – учитель, я и моя дочь – учителя начальных классов. Свою педагогическую деятельность я начинала с воспитателя в детском саду. Потом, двигаясь по карьерной лестнице, стала учителем начальных классов, работала завучем по воспитательной работе. Мое педагогическое кредо: “Пришла в школу – улыбнись на пороге. Все, что отдаешь, получишь обратно в итоге”.

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ?

– Выбирая школу для своего ребенка, родители в первую очередь выбирают атмосферу и учителя, ведь они передают самое дорогое и ценное в своей жизни нам, учителям. Начальная школа отличается тем, что в эти годы закладываются все азы и фундамент, формируются характер ребенка и становление его как личности. Восприятие мира и развитие зависят от первого учителя, ведь этот багаж знаний он проносит с собой до конца жизни. Поэтому на учителе начальных классов лежит большая ответственность. Кажется, легко научить читать, писать и считать, но на самом деле это сложный длительный процесс. Работа учителя заключается в том, чтобы помочь ученику овладеть этими навыками и при этом подобрать индивидуальный подход для каждого ребенка.

Вступая в первый раз на порог школы, дети имеют большой интерес к получению новой информации и, как губка, впитывают все. И здесь важно, чтобы педагог не погасил это желание. Конечно, немаловажно проявлять любовь и тепло по отношению к ученикам и ни в коем случае не приходить в класс с плохим настроением. Мой педагог всегда говорил, что в школу брать с собой нужно только позитивную энергию и улыбку, а плохое настроение оставлять за порогом.


Иногда, не выспавшись, приходишь и открываешь дверь, а к тебе навстречу летят дети с улыбкой на лице, и в этот момент ты осознаешь, что у тебя лучшая работа на свете


ОКОЛО ТРЕХ ЛЕТ ВЫ РАБОТАЕТЕ В НОШ “АКЫЛТАЙ”. РАССКАЖИТЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ В НЕЙ.

– Первой и самой главной особенностью является наполняемость классов. Если в обычных государственных школах по 50 человек в классе, то у нас их от 18 до 26, ведь для учителя три-пять человек тоже играют роль. Во-вторых, дети здесь находятся полный день, где первая половина направлена на обучение по государственному стандарту, а вторая – на работу в кружках и выполнение домашнего задания. Дети совместно с родителями по интересам и возможностям выбирают интересующий их кружок. Выполнение домашнего задания облегчает работу как детям, так и родителям.

Коллектив в нашей школе сплоченный, все друг друга знают и помогают. Классы оборудованы. Чтобы образовательный процесс был результативным, учитель должен быть виртуозом методов и приемов, и тогда даже самый слабый ученик зажжется и потянется к знаниям. Это является важной целью любого педагога. В своей работе мы используем новаторские методики. Каждый урок проходит с разнообразными интерактивами и играми. Дети имеют право выбора заданий – от простых до многоуровневых. Мы применяем личностно-ориентированную методику и стараемся развивать ученика в первую очередь как личность. Уже как три года в нашей школе работает система электронных журналов и дневников. Это лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом, как для школы, так и для родителей и учеников.

ОСОБЕННОСТЬЮ “АКЫЛТАЙ” ЯВЛЯЮТСЯ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ ВО ВРЕМЯ УРОКА. РАССКАЖИТЕ О НИХ ПОДРОБНЕЕ.

– В раннем возрасте дети любят тактильную коммуникацию, то есть они хотят все пощупать и потрогать. Поэтому мы даем им такую возможность. Предлагая ребятам интерактивные игры, мы тем самым дарим им совершенно особое время. В ходе игр они имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры дети могут проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркиваем ценность выводов, сделанных самими детьми.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учебные имитационные или деловые игры разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам “включиться” в реальные события. Все это делает наших детей более раскрепощенными, ведь они не боятся ошибиться. Они учатся свободно рассуждать и высказывать свое мнение, а это ведь полезный навык в современном мире.

У КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ ЕСТЬ АССИСТЕНТ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ И ВАМ, И ДЕТЯМ. РАССКАЖИТЕ, КАКУЮ РОЛЬ ОН ИГРАЕТ?

– Для учителей ассистенты – это огромное преимущество и правая рука. Для детей они являются воспитателями. Во время игр на улице ассистенты наблюдают за поведением ребенка и разрешают конфликтные ситуации. Также они занимаются организацией различных игр и проводят классные часы. Ассистенты присутствуют на уроках и помогают детям, которые не поняли материал или пропустили урок. Вообще, они наши ангелы, которые знают и чувствуют настроение каждого ребенка в классе.


Дети абсолютно разные и непохожи друг на друга, поэтому родители никогда не должны сравнивать своего ребенка с другим


КАКАЯ У ВАС МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И КАК ПРОХОДЯТ УРОКИ В ВАШЕМ КЛАССЕ?

– Мы не отходим от государственного стандарта, но при этом каждый учитель прорабатывает авторскую методику. На семинарах я изучаю разные техники плавного перехода от одной деятельности к другой, чтобы ребенок не терял концентрацию. Сейчас дети гиперактивные с невероятной энергией, им сложно усидеть на одном месте. Поэтому я стараюсь разнообразить 45 минут интересными заданиями, творческими играми и интерактивами, чтобы не было утомляемости. Мои уроки никогда не проходят скучно, сидя за партой.

ЧАСТО АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОВОДИТ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ. РАССКАЖИТЕ ПОДРОБНЕЕ О НИХ.

– Из года в год учитель не только учит, но и занимается самообразованием. Не менее важным являются семинары, которые проводят наша школа и различные международные организации. Например, недавно USAID проводил проект по всей республике “Время читать”, в ходе которого мы получили полезную информацию, касающуюся методики преподавания. Также у нас есть поддержка психологического центра SEAR на базе “Сапат”. Это комитет, который проводит семинары для учителей, детей и родителей.

Мы проходим тренинги не по методике, а по психологии, ведь во время обучения у учеников возникают разные конфликтные ситуации, где они испытывают определенный стресс. И чтобы их разрешить, мы учимся разным упражнениям. Например, говорим ребенку подышать, покачаться, закрыть глаза, помассировать уши или подвигать пальчиками – все эти простые упражнения приводят ребенка в чувства.

Помимо этого, работники центра также вызывают родителей раз в четверть, чтобы дать характеристику ребенка. Родители на семинарах узнают, как помочь адаптироваться ребенку в новом коллективе, как по его темпераменту подобрать учителя и метод воспитания. Такой тонкий предмет, как психология, помогает нашему коллективу стать сплоченнее и ближе.

НЕМАЛОВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ И РОДИТЕЛИ. КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ ДЛЯ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ?

– В начале учебного года для родителей проходят веселые старты – спортивные мероприятия. Дети приводят своих родителей, и для них это счастье, если мама или папа участвует и борется за чемпионство. Конечно, большинство родителей заняты работой и бизнесом, но когда просыпается дух соперничества, то приходят все без исключения. Эта неформальная обстановка помогает стать ближе не только с детьми и школой, но и родителям между собой, так как потом в течение целого учебного года они организовывают больше классных часов, поездки в горы, поход в кинотеатр и на фестивали. А весной проводится спартакиада по волейболу, футболу и теннису. Как правило, приходят и мамы, и папы: кто-то играет, а кто-то болеет за свою команду.

Также одним из главных плюсов является наличие кружков для родителей. Кулинарные курсы, изучение английского и турецкого языков, кружок по войлоку – все это для того, чтобы родители не отдалялись от нас. Для них двери “Акылтай” всегда открыты.

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, КАКИЕ СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ВЫ ДАДИТЕ РОДИТЕЛЯМ?

– Каждый родитель должен понять, что ребенка тоже нужно научить учиться. Это непростая задача, которая требует времени и терпения. Ведь дети абсолютно разные и непохожи друг на друга, поэтому родители никогда не должны сравнивать своего ребенка с другим. Кто-то легко учится читать и писать, а кому-то нужны время и помощь, поэтому не надо давить и кричать на ребенка. В таких ситуациях он может просто закрыться от окружающего мира и перестанет рассказывать родителям все, что чувствует, а это уже плохо.

Так что, дорогие родители, разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его жизнью в школе и ни в коем случае, особенно в начальных классах, не будьте требовательны по отношению к оценкам.


Начальная школа отличается тем, что в эти годы закладываются все азы и фундамент, формируются характер ребенка и становление его как личности


ВАШ СТАЖ 30 ЛЕТ, И ВЫ КАК НИКТО ДРУГОЙ НАБЛЮДАЕТЕ ЗА РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЫ ВИДИТЕ?

– Как и говорила, важно, чтобы число учеников в классе не превышало норму. Даже самый опытный и профессиональный учитель физически не справится, если в классе будет около 50 человек. Потому что, представьте, проверить тетради, заполнить журнал и подготовиться к уроку – это все нагрузка. Если сравнивать образование с 2000-ми годами, то нынешним учителям повезло, так как у них есть возможность заниматься самообразованием. Развитие интернета и технологий помогает обмениваться опытом с педагогами из других стран. Существуют порталы и форумы, где учителя делятся своими знаниями и методами.

Если говорить о будущем, хотелось бы, чтобы во всех школах было больше практики. Дети должны применять полученные знания на практике. Например, в школе “Акылтай” после урока родиноведения или экологии на тему “Я за чистый город” ученики выходят на улицу собирать мусор, а на тему “Берегите хлеб” провели детский проект, где ребята увидели, сколько хлеба привозят в школу и сколько потом остается. Мы заметили, что после таких мероприятий дети вне школы тоже не сорят, бережно относятся к хлебу, а также учат этому братьев и сестер.

И ВСЕ-ТАКИ ГДЕ ВЫ ЧЕРПАЕТЕ ЭНЕРГИЮ?

– Моими энерджайзерами являются 26 детишек (улыбается). Иногда, не выспавшись, приходишь и открываешь дверь, а к тебе навстречу летят дети с улыбкой на лице, и в этот момент ты осознаешь, что у тебя лучшая работа на свете, что профессия педагога настолько многогранная и интересная. Наградой за труд становится только радость от маленьких и больших побед своих детей, а еще слова родителей: “Спасибо вам за наших детей”. Вот тогда понимаешь, что жизнь на этой земле ты прожил не зря.

Оставьте первый комментарий Войти через Facebook