Александра Илиева

Александра Илиева

Автор публикации: Марина Башманова
Фотограф: Автор не известен
Мнение эксперта / 08 Август 2020
 94

Специально для журнала #ONE MAGAZINE интервью успешной девушки с активной гражданской позицией.

КАК ВЫ ПРИШЛИ К РАБОТЕ В ЮНЕСКО?

– Я получила степень бакалавра по журналистике и связям с общественностью в МГИМО в Москве. Пока я училась, поняла, что мне интересно работать с контентом, с digital-инструментами в коммуникациях. Но мне интересно это делать не во благо каких-либо коммерческих брендов, не ради того, чтобы конкретная организация получала прибыль, а во благо того, чтобы решались проблемы в обществе. Магистратура у меня была посвящена международным отношениям, я ездила в Швейцарию по программе обмена. Пока я там училась посещала лекции разных экспертов и проводила много времени в библиотеке. Там как раз я и осознала, что мне хотелось бы применить полученные знания и навыки в этом поле. Пока я училась, подавала заявки на стажировки. В Москве открылась позиция стажера в программу в области здоровья и профилактики ВИЧ, на которую меня и пригласили. Честно скажу, что я не имела подробного представления, что такое ВИЧ в первые дни своей работы. Мне хотелось поработать именно с социально значимой проблемой, но про неформальное образование в этой области и связь, например, с вопросами репродуктивного здоровья я была очень слабо осведомлена. Я даже не знала, что такое существует. Уже когда погрузилась в тему, я поняла, что это очень актуальная история не только для России, но и для других регионов. Для меня это испытание, что в такой сложной теме нужно придумать что-то интересное, чтобы действительно способствовать каким-то позитивным переменам в обществе.

Я работаю в проекте четвертый год. Сначала выполняла ассистентскую работу и постепенно приобрела свое собственное видение, стала предлагать, какие могут быть реализованы проекты и как обеспечить позитивный контекст, чтобы эти проекты запускались.

ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ В ЮНЕСКО? КАКИЕ ПРОЕКТЫ РЕАЛИЗУЕТЕ В КЫРГЫЗСТАНЕ?

– Все знают Юнеско по культурному наследию, защите памятников. Но больше всего проектов и программ и больше всего сотрудников занято в секторе образования. В связи с этим созданы отдельные институты. Кроме России мы осуществляем свою деятельность в странах Восточной Европы и Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане. У нас достаточно много активностей. Непосредственно моя деятельность связана с координированием digital-компонентов для подростков, родителей и учителей.

Первое офф-лайн направление, которое мы курируем, связано с созданием методик для проведения школьных занятий по здоровому образу жизни.

Второе направление – его курирую непосредственно я – это он-лайн инструменты для неформального образования, то есть того образования, которое происходит не в школе, а в естественной среде для подростков, в их общении. В конце 2017 года мы запустили первый сайт по темам здорового образа жизни, любви, отношений, профилактики ВИЧ, и в целом активного участия подростков в решениях, которые их могут волновать и которые они не всегда могут принять с помощью родителей или учителей и за которые им самим придется нести ответственность. Мы создали контент, который прошел экспертную оценку психологов и врачей на предмет корректной подачи информации. Но сайт – это скорее «библиотека» с полезными статьями и исчерпывающими ответами на вопросы. Вторым шагом, который нам мыслился дополнительным, а в итоге перерос в основной, стало создание инстаграм-комьюнити. Именно оно стало более динамичным каналом для коммуникации с читателями. Мы придумали несколько специальных проектов, в том числе с микро-инфлюенсерами. Например, реализовали проект “моя история teens”, где они делились своими переживаниями, и проблемами, с которыми они столкнулись в подростковом возрасте. В своих материалах мы поднимаем темы о выборе профессии, о стажировках зарубежом, про активизм и социальную ответственность, волонтерские активности, про запуск своих проектов и лидерские качества, даже про феминизм в Кыргызстане. В легком и доступном формате видео-историй получилось затронуть серьезные вещи.

Третье направление – информационно-просветительская работа с разными слоями населения, включая взрослых. Как правило, это медийные кампании на темы профилактики ВИЧ и предотвращения стигмы и дискриминации людей, которые живут с ВИЧ. Эту работу мы делаем в тесном сотрудничестве с офисом ЮНЭЙДС (Программы ООН по ВИЧ/СПИДу) в Кыргызстане.

КАКИЕ ЗАПРОСЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ? КАК ОТЛИЧАЮТСЯ ЗПРОСЫ МОЛОДЕЖИ В КЫРГЫЗСТАНЕ ОТ ИХ СВЕРСТНИКОВ В ДРУГИХ СТРАНАХ?

– Запросы у молодежи не так уж отличаются от запросов молодежи в прошлых поколениях. Потому что их волнуют очень простые человеческие вещи. А нормальный ли я? Что со мной происходит? Нормально ли это? Все так или иначе ищут подтверждений, насколько нормальны изменения, которые происходят с их телом и психикой.

С целом в разных странах большой спектр вопросов совпадает. В некоторых странах нашего региона подростки уже активно интересуются вопросами гендерного равенства. Пока что этот тренд больше всего наблюдается у девочек. Под влиянием западных инфлюенсеров им интересны темы бодипозитива и гендерного равенства. Парные отношения волнуют всех подростков, независимо от стран. Где-то больше заботятся о том, как на это посмотрят со стороны, а вдруг кто-то осудит или узнает о сексуальном опыте, а вдруг информация просочиться и подростка застыдят и у него не будет будущего. Это вневременные вопросы, которые были, есть и, скорее всего, будут возникать.

В Кыргызстане, если мы говорим о вопросах репродуктивного здоровья, сексуальных отношений, принятию решений самостоятельно, а не под влиянием давления со стороны, то очень ярко наблюдается влияние стереотипа “как принято”. Здесь есть некий флер стыда, что это темы, не совсем доступные для обсуждения. Здесь чуть больше остроты, чем в других странах. В Кыргызстане, мне кажется, у самих подростков есть стержень внутренней скованности. Поэтому в наших сообщениях для Кыргызстана мы стараемся заходить в непростую тему профилактики ВИЧ, любви и отношений, репродуктивного здоровья через более общие вопросы. Через подростковую действительность, через их проблемы.


В Кыргызстане есть большое преимущество по сравнению с другими странами, что на государственном уровне принята программа классных часов по темам здорового образа жизни


ПОЧЕМУ ЮНЕСКО УДЕЛЯЕТ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ? ЭТО НАСТОЛЬКО ЗЛОБОДНЕВНАЯ ТЕМА В КЫРГЫЗСТАНЕ?

– В странах Восточной Европы и Центральной Азии – регион, за который мы отвечаем – уже много лет наблюдается эпидемия ВИЧ. Согласно международным данным в этом регионе прирост болезни только продолжается. Нам кажется, что очень важной является превентивная работа. Поэтому мы обучаем учителей, чтобы в школе они говорили на эти темы с подростками, не стеснялись, не думали, что это что-то постыдное и табуированное. Мы развиваем он-лайн медиа, создаем экосистему, в которой люди на ранних этапах жизни могут критически осмыслить информацию о ВИЧ, своём теле, здоровье и благополучии, чтобы потом, став взрослыми, они смогли ее использовать во благо своего здоровья и здоровья своих любимых людей.

В Кыргызстане есть большое преимущество по сравнению с другими странами, что на государственном уровне принята программа классных часов по темам здорового образа жизни. В вашей стране педагоги обучены и способны провести занятия и поговорить на эти темы.

А вот родительский компонент в Кыргызстане несколько проседает. Сами взрослые не очень хорошо разбираются, что происходит с их телами и их жизнями. У достаточно большого количества девушек и женщин в голове очень много вредных стереотипов, отсутствие знаний по темам репродуктивного здоровья или наличие знаний, не подкрепленных наукой, а скорее народными суевериями и бытовым обскурантизмом. Здесь как раз приходят на помощь наши просветительские образовательные проекты, иногда долгосрочные и масштабные, иногда разовые в форме медиа кампаний.

НА КАКИЕ ЦЕННОСТИ ВЫ ОРИЕНТИРУЕТЕСЬ В РАБОТЕ И В ЖИЗНИ?

– Меня никто никогда не заставлял ориентироваться на работу как на источник финансовой независимости. Это конечно важно, я к этому стремилась, но никогда это не было самоцелью.  Для меня всегда самоцелью было делать то, от чего я буду получать удовольствие, от чего я буду ощущать пользу. Внутри себя я настроена на то, что буду делать работу, от которой меня не будет тошнить и что она имеет хоть какой-то смысл.

Преимущества работы в Юнеско для меня заключаются в том, что можно более широко и инфраструктурно посмотреть на социальные проблемы и составить четкий план действий. Поэтому меня и потянуло в эту сферу. Мне всегда хотелось сделать жизнь других чуть-чуть лучше. Спасибо маме, папе, бабушке, кто меня таким образом воспитали.

Как вы считаете кто ИЛИ ЧТО повлияло на ФОРМИРОВАНИЕ ВАШЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ?

– Мне кажется, что во многом моя бабушка зародила такие ценности. Большую часть времени, что я ее знала, она посвятила моему воспитанию. Она давала мне читать кучу интересных книг, подпитывала каждый мой вопрос и интерес. Она сформировала во мне тягу к знаниям, что любознательность – это хорошо, что важно критически осмыслять то, что тебе говорят окружающие и формировать свое собственное мнение. Она мне всегда говорила такую фразу: “Делай так, чтобы тебе не было за себя стыдно”. Этот принцип я применяю во всех сферах своей жизни. Я ее хочу прожить так, чтобы мне действительно не было стыдно за то, как я себя веду с другими людьми, со своими друзьями, коллегами,  за то, что я делаю в профессиональном плане, за то, что я делаю в формате хобби и своих интересов.

ГОВОРЯ О ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ВЫ МОЖЕТЕ ВСПОМНИТЬ, КАКИЕ КНИГИ ПРОИЗВЕЛИ НА ВАС НЕИЗГЛАДИМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?

– Я назову три. Первая – на выпуске из детского садика мне подарили огромную энциклопедию Дорлинг Киндерсли. Я ее очень хорошо помню, под ее весом я чуть ли не сложилась вдвое (улыбается). Ее я перелистывала, насколько помню, в течение всей своей сознательной жизни. Там были статьи про все на свете. Больше всего я любила статьи про космос и про животных. Эта энциклопедия сразу всплывает в моей памяти. Я ее храню до сих пор, люблю просматривать. Думаю, что своим детям я ее тоже передам.

Вторая книга – сборник чешских сказок. Не знаю, каким образом именно эта книга попала ко мне, но я очень хорошо помню именно ее в адаптации и переводе. Мне она нравилась тем, что в ней были нестандартные персонажи. Мне было близко чувство таинственности и колорита, неизвестного мне. Эта книга по-прежнему со мной, тоже в хорошем состоянии. Недавно я решила ее перечитать и поняла, что по-прежнему эти сказки мне нравятся.

И третья книга, если говорить о раннем детстве, это были рассказы Эдгара По на английском языке. Я их очень любила. Мне очень нравились его мистические истории. Уже в юном возрасте я понимала, что это не просто страшные сказки, а сказки для того, чтобы человек их прочитал и задумался, в чем его глубинные пороки. 

Сейчас художественную литературу я читаю не так часто, как мне бы хотелось. Как-то получилось, что последние пару лет я больше обратила внимание на документальный жанр. И не только в литературе, но и в кино. Мне нравятся документальные истории про странные социальные феномены, про интересные и нетривиальные аспекты мира, в котором мы живем.


Мне всегда хотелось сделать жизнь других чуть-чуть лучше


КАКИЕ ВОПРОСЫ ВЫ ЗАДАВАЛИ РОДИТЕЛЯМ В 6-7 ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ, ПОМНИТЕ?

– Мы много путешествовали с мамой, и в основном мои вопросы касались тех мест, где мы путешествовали, о людях, которых встречали. Меня также очень интересовала архитектура, правда, в забавном контексте: я упрашивала маму отвести меня на кладбища в разных странах. Мне очень нравились памятники, надгробные скульптуры, видимо, на это повлияли рассказы Эдгара По, которые меня так впечатлили. А сейчас этот интерес трансформировался в сторону культурного контекста. Например, парижское кладбище Пер-Лашез или Нью-Йоркские кладбища, где действительно захоронены известные личности, имена которых связаны с целыми эпохами культуры и искусства, по-прежнему мне интересны. Мне очень нравится проводить там время, смотреть, какие люди туда приходят, как они себя ведут, как выглядит это место, размышлять о том, как оно менялось с течением времени. Это уже скорее культурно-антропологический интерес.

КАКИЕ У ВАС УВЛЕЧЕНИЯ ВНЕ РАБОТЫ?

– Вне работы, когда у меня есть такая возможность, я стараюсь много путешествовать, причем по отдаленным местам. В частности мое ближайшее путешествие – в Аргентину и Чили. Это давняя мечта. Много у меня было приятных романтических представлений об этих местах. В том числе “Дети капитана Гранта” в раннем школьном возрасте. Пейзажи Патагонии, суровая природа меня очень привлекают. Я очень рада, что буду путешествовать по ледникам и вулканам, пойду в гости к пингвинам, буду всячески абстрагироваться от городской действительности и погружаться в дикую природную сущность.

Кроме путешествия люблю кинематограф и искусство. Мне интересно независимое кино, арт-хаус, выставки современных художников, современные театральные и хореографические постановки.

Ну и часть времени занимает волонтерская деятельность. Мы вместе с мамой помогаем бездомным животным в нашем районе, даже отправляем их на лечение в другие страны, что оказывается весьма нетривиально.

ЧТО ВАС ВДОХНОВЛЯЕТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

– Меня вдохновляют проблемы и пробелы, в которых я сама себя чувствую себя неуверенно. В такие моменты просыпается какой-то внутренний перфекционист, и я загораюсь работой над собой. Меня вдохновляют моменты, когда можно выйти из зоны комфорта и поместить себя в нестандартные условия. И в этих нестандартных условиях найти решения, укрепить и сделать себя еще сильнее и увереннее.

Меня мотивирует мой молодой человек, который подпитывает мою веру в себя, - особенно его отношение к жизни и другим людям. Он для меня пример достойного поведения и уважительного отношения ко всему миру, пример здравого восприятия себя без жалости и лишнего критицизма. И глядя на него я стремлюсь становиться лучше. Невозможно, наверное, достичь идеала, но можно попытаться сделать себя полноценнее и спокойнее в отношении многих вопросов, которые иногда как червячки скребутся внутри.

Оставьте первый комментарий Войти через Facebook