Инга Левченко

Пятница, 31 Октябрь 2014 07:19
Автор: #ONE MAGAZINE

Левченко – педагог-балетмейстер гениальной одаренности, старания которой оставили глубочайший след в истории кыргызского хореографического искусства. Инга евгеньевна воспитала плеяду талантливых людей, создавших культурную элиту кыргызстана. Это Бюбюсара Бейшеналиева, Чолпонбек Базарбаев, Айсулуу Токомбаева, Мелис Асылбашев, Эрик Латыпов, Акан Нуртазин и другие артисты (общим числом более 350 специалистов). Можно даже сказать, что в кыргызстане не было профессионала с таким размахом, такими смелыми дерзаниями, титанически-новаторскими замыслами, с такой настойчивостью в борьбе за их осуществление, как левченко.

Инга Евгеньевна Левченко родилась 22 августа 1935 года в городе Омск. Отец, капитан дальнего плавания, погиб на фронте во время Великой Отечественной войны, защищая Родину от тирании фашизма. Деда, подполковника Советской Армии, по долгу службы направили во Фрунзе, куда приехали дочь и внуки. Одновременно с учебой в общеобразовательной школе Инга Левченко обучалась на отделении хореографии Киргизского музыкально-хореографического училища имени Куренкеева. Сначала у Гульбары Бакировны Данияровой, затем у педагога по классическому танцу Чайвановой. В выпускном классе учителем Инги стала Бюбюсара Бейшеналиева. "Я тогда и не предполагала ,что судьба сведет меня с этой замечательной танцовщицей и великолепной актрисой, что Бюбюсара будет моим педагогом в балетной школе, а через десятилетие после окончания училища и ГИТИСа я буду педагогом-репетитором своей учительницы," – вспоминала Инга Евгеньевна. В 1954 году Левченко заканчивает училище по специальности “артистка балета” и едет танцевать в Бурятский оперный театр. “Романтика привела меня в Бурятию, в город Улан-Удэ.[...] где тайга, леса и снег, где суровая природа формирует особый, жизненный характер людей...". Пребывание в Улан-Удэ явилось важным этапом в формировании Левченко-артистки. Там она занималась у педагога Тыжебровой, ведущие партии готовила с Глезер. В 1958-м желание совершенствовать свое мастерство привело ее в Москву, в ГИТИС, на факультет режиссуры хореографии, по специальности “педагог-балетмейстер”. Успешно сдав экзамены, начались дни напряженной учебы у великих мастеров русского и советского балета: Семеновой, Тарасова, Ткаченко, Васильевой-Рожденственской, Эльяша, Лапаури.
"[...] Для меня всегда на первом плане была учеба в ГИТИСе. Ведь и получаемая мною престижная стипендия имени Грибоедова, во многом обязывала к этому," – признавалась Инга Евгеньевна. Осенью 1961-го по приглашению Горьковского театра оперы и балета имени Пушкина и направлению ГИТИСа приехала в Горький. Вскоре при участии Инги Левченко состоялась постановка балета "Большой вальс" Штрауса. “1960 год стал особенно значительным в моей личной жизни. В библиотеке я познакомилась с Уразгильдеевым Робертом Хасановичем.[...] Ведущий солист балета Пермского государственного академического театра оперы и балета имени Чайковского, Роберт Хасанович был очень красив, высокого роста, образован. Самое главное – он был красив...".

Я ТОГДА И НЕ ПРЕДПОЛАГАЛА ,ЧТО СУДЬБА СВЕДЕТ МЕНЯ С ЭТОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ТАНЦОВЩИЦЕЙ И ВЕЛИКОЛЕПНОЙ АКТРИСОЙ, ЧТО БЮБЮСАРА БУДЕТ МОИМ ПЕДАГОГОМ В БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ, А ЧЕРЕЗ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УЧИЛИЩА И ГИТИСА Я БУДУ ПЕДАГОГОМ-РЕПЕТИТОРОМ СВОЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ.

В 28 Инга Евгеньевна защищала дипломную работу в Пермском государственном хореографическом училище. Тогда и произошла встреча молодых специалистов с директором Киргизского государственного академического театра оперы и балета, народной артисткой СССР Сайрой Кийизбаевой, которая предложила им работу в руководимом ею коллективе.

С августа 1964-го Инга Евгеньевна – педагог-балетмейстер в Киргизском государственном академическом театре оперы и балета имени Малдыбаева. Работа педагога-репетитора принесла плоды в виде премьер – жемчужин сокровищницы мирового классического балета, таких как: "Шопениана" Шопена, "Барышня и хулиган" Шостаковича, "Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского, "Дон-Кихот" Минкуса, "Асель" Власова, "Дон-Жуан" Фейгина, "Спартак" Хачатуряна. В 1972-м Москва направила Роберта Хасановича и Ингу Евгеньевну для работы на долгие пять лет сначала в Египет, где Роберт Хасанович возглавлял Каирскую балетную труппу, а Инга Евгеньевна была педагогом-балетмейстером. Им пришлось пережить немало трудностей. Инга Евгеньевна была вынуждена увезти 9-летнюю дочь Наташу во Фрунзе из-за начавшейся войны 1973 года между Израилем и Египтом. А после войны уже в январе 1974-го Роберт Хасанович и Инга

ЛЕВЧЕНКО ПОСТУПИЛО ПРЕДЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ В КАЧЕСТВЕ ХОРЕОГРАФА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВЫСШЕГО ПРИДВОРНОГО КРУГА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ШАХА ИРАНА.

Евгеньевна провели Фестиваль балета, посвященный 15-летию создания школы классического балета в Египте советскими специалистами. Были показаны "Жизель" Адана, "Дон-Кихот" Минкуса, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева. В 1974м Ингу Евгеньевну и Роберта Хасановича направили в Иран для работы. Левченко педагогом-балетмейстером в Тегеранский театр Рудаки-Холл и Иранскую балетную академию. В круг ее обязанностей входила и работа в Советском клубе при посольстве СССР в Тегеране. Вскоре Левченко поступило предложение о работе в качестве хореографа в школе для детей высшего придворного круга Его Величества шаха Ирана, который был очень внимателен к педагогам, интересуясь процессом обучения. На занятиях присутствовала сама первая леди и ее первая придворная дама Хос Рушаки. На сцене театра Рудаки-Холл состоялись премьеры балетов: Адана "Жизель", Шопена "Сильфиды", Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". По истечении пяти лет Роберт Хасанович и Инга Евгеньевна вернулись в Киргизию, продолжив работу в Киргизском национальном академическом театре оперы и балета. Левченко параллельно вела педагогическую деятельность во Фрунзенском музыкально-хореографическом училище имени Куренкеева, а затем и в Бишкекском государственном хореографическом училище имени Базарбаева. В КГИИ имени Бейшеналиевой Левченко преподавала предметы "Танец", "Основы сценического движения” у вокалистов. С 2005 года она – профессор хореографии. В 1987-м ей было присвоено почетное звание заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Она награждена медалями зарубежных стран и медалью "Данк". Указом президента Кыргызской Республики от 23.10.2008 года за большой вклад в развитие театрального искусства республики ей присвоено почетное звание "Народный артист Кыргызской Республики". Инга Левченко скончалась 13.07.2009 года. Через полгода после ее кончины состоялся ее "Вечер памяти". В середине февраля 2010 года Министерство образования и науки Кыргызской Республики, Госагентство культуры при правительстве Кыргызстана и национальный центр детей и юношества "Сейтек" провели в течение пяти дней семинар-мастер-класс по хореографии
"У танца есть душа", посвященный ее памяти, – Учителя, положившего всю свою жизнь служению искусству.

Cholponbek-bazarbaevЧолпонбек Базарбаев – народный артист СССР:

– Да, конечно, я себя считаю учеником Инги Евгеньевны Левченко, нашего замечательного балетмейстера-педагога, очень и очень многим ей обязан. Она ведь не только готовила нас к выходу на сцену. Все дело в ее поистине святом отношении к искусству.

4 февраля 2002 года, в день своего рождения, Чолпонбек Базарбаев подарил Инге Евгеньевне книгу с надписью: "Милая, дорогая Инга Евгеньевна! Вы рождены Богом быть замечательным педагогом! Ваша безграничная преданность к балету, великое трудолюбие, постоянство, умение всю себя отдать любимому делу – театру и своим студентам не имеют подобия! Низкий Вам поклон и примите мою неизменную любовь и уважение. Счастья Вам и благодарности людей Вас окружающих!

Melis-AshymbekovМелис Асылбашев – народный артист Кыргызской Республики, лауреат государственной премии имени Токтогула, художественный руководитель и главный балетмейстер кыргызского ансамбля народного танца
"Ак Марал" имени Тугелова:

– Я с глубокой благодарностью вспоминаю имя Учителя – Инги Евгеньевны Левченко – педагога-балетмейстера, проработавшей много-много лет с труппой кыргызского балета. Инга Евгеньевна – педагог от Бога, не жалеющая себя, отдававшая всю cебя этой весьма тяжелой работе с артистами разной степени одаренности, таланта и трудолюбия. [...] Мне хотелось особо отметить преданность Инги Евгеньевны своему избранному пути. Она – искренний патриот своей второй Родины. Поднять на высокий профессиональный уровень кыргызский балет с 60-х по 90-е годы и в настоящее время удержать его на достаточном уровне удается не каждому. Успех кыргызского балета в свое время отметили далеко за пределами Кыргызской Республики, в частности, в его гастрольных выступлениях в городах Москва, Санкт-Петербург, Киев, городах Сибири и в бывших союзных республиках. Признание кыргызского балета предполагает удерживать высокую планку и в настоящее время. Это оказалось под силу только талантливому педагогу-балетмейстеру Инге Евгеньевне Левченко. Она – серьезный специалист не только в области классического танца, она и глубокий знаток методики его преподавания. [...] Именно благодаря ей в репертуаре кыргызского балета сохраняются спектакли классического хореографического наследия, и сегодня радующие поклонников театрального искусства своим прекрасным танцевальным мастерством.

Akan-NurtazinАкан Нуртазин – народный артист Кыргызской Республики:

– Инга Евгеньевна знала такие танцевальные нюансы, которые к артистам приходят с годами, с большим опытом работы и то это при том условии, что артист – творческая личность.

Располагая всем этим богатством, Инга Евгеньевна щедро делилась со всеми своими учениками, независимо от возраста и ранга. И делала она это не навязывая своего мнения, а давая артисту самому понять этот нюанс и раскрыть в себе тот или иной образ. [...] Знаете, есть такое старое советское высказывание: "Нет незаменимых людей". К Инге Евгеньевне такое не относится, как и ко многим талантливым, исключительным людям, которыми богата наша страна. К сожалению, мы не ценим это при жизни и частенько забываем потом. [...] Ее безграничная любовь, самозабвенная отдача до конца своей любимой работе  останется в нас, ее учениках, которые хотя бы слегка почерпнули то богатство, которое Инга Евгеньевна дарила нам.

elena-ovchinnikovaЕлена Овчинникова – солистка балета Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Малдыбаева:

Охарактеризуйте личность Инги Евгеньевны Левченко в трех словах…

– Учитель, доносящий истину.

НЕТ НЕЗАМЕНИМЫХ ЛЮДЕЙ. К ИНГЕ ЕВГЕНЬЕВНЕ ТАКОЕ НЕ ОТНОСИТСЯ, КАК И КО МНОГИМ ТАЛАНТЛИВЫМ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫМИ БОГАТА НАША СТРАНА. К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ НЕ ЦЕНИМ ЭТО ПРИ ЖИЗНИ И ЧАСТЕНЬКО ЗАБЫВАЕМ ПОТОМ.

 

Erik-LatypavЭрик Латыпов – отличник образования КР, отличник культуры КР, директор Бишкекского хореографического училища имени Чолпонбека Базарбаева:

Хотелось бы знать Ваше мнение о роли Инги Евгеньевны Левченко в развитии хореографии Кыргызстана.

– Простой и в то же время очень сложный вопрос. Мне в жизни повезло, потому что я встречал самоотверженных профессионалов, истинных мастеров своего дела. К сожалению, сейчас много педагогов-самоучек, которые талантливых детей не рекомендуют на гимнастику, тем самым не создавая фундамент культурной элиты Кыргызстана.

Инга Евгеньевна выдающийся человек! Она была большим другом, педагогом-репетитором нашего театра, знатоком всего классического репертуара. Если приходишь на урок с плохим настроением, то оно мгновенно поднимается, когда видишь, как она работает! И сразу же ты стараешься заниматься лучше и не падать в грязь лицом, получать те навыки, которые она дает. Левченко тонко знала все детали и манеры XVIII и XIX веков, поэтому я очень любил ее уроки историко-бытового танца. Когда вспоминаешь ее уроки, стремишься также вести и свои: доступно, четко, досконально, без криков. Фантастична была ее любовь к работе и огромно желание зажечь эту любовь у студентов. Все говорят, что совмещать работу и личную жизнь нельзя. Но Левченко и Уразгильдеев были ярким примером опровержения этого утверждения. Они прекрасно дополняли друг друга и как две личности, и как два специалиста. Она была большим организатором, вдохновителем. Я всегда удивлялся ее педантичности в работе. Когда я был студентом и сдавал реферат, она обязательно звонила вечером и говорила, в каких местах я не раскрыл тему. Всегда удивлялся, откуда у нее еще хватает сил и энергии вечером досконально изучать рефераты. Глядя на нее, я старался добиться успеха сначала в ансамбле "Шаттык", затем придя на место директора Бишкекского хореографического училища. Наше кыргызстанское хореографическое искусство потеряло выдающегося человека…

Текст: Ниссо Мурзаева

Исполнительный директор АРИС (Агентство развития и инвестирования сообществ КР) о своем месте, чемодане отца и хулигане, сидящем под мостом.
2843
Худой пример не заразителен
743
Есть города, без которых трудно вообразить исторические карты. Однако на современной политической карте многие из них затерялись или же совсем…
850
Эх, не понять нам с вами до конца этих философов… Терренс Малик, в свое время получивший Masters по философии в…
667
Про него можно смело сказать, что он построил “карьеру”. Начав служить в армии Соединенных Штатов Америки, он после операции “Буря…
553
К О Г Д А  Е М У  С Т У К Н Е Т  1 7, А  Е Щ…
512
От осенних дождей спасут зонты, а от простуды и холода — горячие алкогольные коктейли. Они же лучшее средство для поднятия…
3081
Генеральный директор отеля MARYOTEL о секретах, шестом чувстве и волках, которых не стоит бояться
8822
Генеральный директор Сервис-Центра "JAVA auto"
2570
Основатель информационного портала “WALKERSTORY”.
1233