Для чего люди ходят в кино? Конечно, ответ напрашивается сам с собой – посмотреть на огромном экране как суперкары, обгоняя друг друга, несутся на огромной скорости, сшибая все на своем пути. Или как огромные роботы уничтожают друг друга, заодно стирая с лица земли пару-тройку кварталов. Никто не станет спорить, что голливудские блокбастеры привлекают внимание, и люди всегда будут иметь к ним интерес. Но ведь есть и другая сторона кинематографа. В ней свои герои, свои звезды и свои законы. Сегодня мы познакомим вас с одной из “темных лошадок” другого кино.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ “ИНТЕРНЬЮС”, ВАЛЕРИЯ НАЧАЛА ПРОХОДИТЬ ПРАКТИКУ, РАБОТАЯ КИНООПЕРАТОРОМ… НА ПОРНО-СТУДИИ.
С чем у нас ассоциируется слово “режиссер”? Прежде всего, мы привыкли к тому, что режиссерами обычно выступают мужчины. И немудрено: Квентин Тарантино, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Питер Джексон – все они снимают разное кино, непохожее друг на друга, однако вы не сможете оспорить тот факт, что они мастера своего дела. А теперь также перечислить женщин-режиссеров? Не можете. Вот и мы так сразу и не скажем. Разумеется, если порыскать на просторах Интернета, то можно найти информацию о том, что первая часть знаменитой саги Стефани Майер “Сумерки” была экранизирована именно женщиной, и первый фильм о любви между вампиром и девушкой был невероятно популярен в прокате. Но наша сегодняшняя героиня находится гораздо ближе к нам, и она, как и ее заокеанская коллега, тоже успела навести немало шороху среди меломанов и любителей кино.
РЕШИТЕЛЬНО ПРОТИВ ЭТОГО ФИЛЬМА БЫЛИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ, КОТОРЫЕ РЕШИТЕЛЬНО ОСУДИЛИ ТО, КАК ВАЛЕРИЯ ГАЙ ГЕРМАНИКА ПОКАЗАЛА ЖИЗНЬ ШКОЛЫ ИЗНУТРИ.
Ее настоящее имя – Валерия Игоревна Дудинская, но она больше известна под именем Валерия Гай Германика (Валерия Гай – имя, Германика – фамилия). Валерия Дудинская родилась в 1984 году в городе Москва. Ее назвали Валерией по желанию ее бабушки. Детство будущего режиссера прошло в Москве, как и юность. Валерия стала очень рано проявлять интерес к кино. Уже в возрасте 19 лет, после окончания школы кино и телевидения “Интерньюс”, Валерия начала проходить практику, работая кинооператором… на порно-студии. Гай Германика начинала свою карьеру как режиссер документального кино. Ее первый фильм назывался “Сестры”. Это история о том, как две сестры обсуждают свое отношение к их матери. Фильм снят в стиле документального кино, без обилия монтажа, к тому же, хаотичная съемка добавляет эффект документального кино. Честно признаться, фильм производит негативное впечатление, связанное с тем, что зритель осознает правдивость того, что показывает Гай Германика. За свою дебютную работу она была награждена наградой фестиваля “Кинотавр” в 2005 году за лучший короткометражный фильм. Позднее были такие картины как “Мальчики” (документальный, короткометражный, 2007); “День рождения инфант” (документальный, 2007). Но наиболее популярная и одновременно противоречивая картина Валерии Гай Германики вышла в 2008 году. “Все умрут, а я останусь” – фильм, который показывает жизненные перипетии и трудности трех школьниц. У каждой из них есть свои мечты, страхи и тайные желания. Их объединяет дружба, но в один момент все рушится и каждая из них становится хозяйкой своей судьбы. Эта картина, как и предыдущие работы Гай Германики, была снята в стиле документального кино. Этот эффект был достигнут с помощью того, что по большей части камера находилась в руках оператора. Картина Гай Германики вызвала в обществе очень неоднозначную реакцию. Решительно против этого фильма были, прежде всего, учителя, родители и религиозные деятели, которые решительно осудили то, как Валерия Гай Германика показала жизнь школы изнутри и жизнь в обычной российской семье. Однако, за эту картину Гай Германику наградили не одной премией.
После просмотра фильма “Все умрут, а я останусь” начинаешь признавать тот факт, что Валерия Гай Германика показывает действительно то, что и происходит в России, да что и говорить, в нашей стране тоже. Это немного огорчает, хотя стоит признать режиссерскую заслугу Гай Германики, за то, что она решилась показать то, как живут и с чем сталкиваются подростки в школах России. “Идите на*уй, мама и папа! Все умрут, а я останусь!” – именно такими словами и заканчивается картина.
Кроме полнометражных фильмов, Валерия Гай Германика также снимает сериалы и музыкальные клипы. Один из ее проектов, который назывался “Школа” транслировался по Первому Каналу, что также вызвало огромные споры в обществе. Сюжет сериала заключался в том, что после потери классного руководителя один из классов школы переходит из разряда образцово показательных в разряд трудных. Также в сериале показаны непростые отношения между подростками и родителями. Что и говорить, Валерия Гай Германика в очередной раз решила снимать кино об очень острой для общества темы, добавив туда свой любимый стиль документального кино. Несмотря на то, что сериал “Школа” был снят о школьной жизни подростков, вещание в прайм-тайм на Первом Канале наложило на него некие ограничения. Так, например, в сериале практически отсутствует мат.
2008 год: 61-Каннский кинофестиваль – приз “Золотая Камера” Мюнхенский кинофестиваль – приз “CineVision” (КиноВзгляд).
Международный кинофестиваль в Брюсселе – приз за лучшие женские роли (актрисам, исполняющим главные роли – Полина Филоненко, Ольга Шувалова и Агния Кузнецова).
Международный кинофестиваль “Завтра” – приз за лучшую актерскую игру.
2009 год: Национальная кинопремия “Ника” – Открытие года (Валерия Гай Германика)
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО СЕРИАЛ “ШКОЛА” БЫЛ СНЯТ О ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ, ВЕЩАНИЕ В ПРАЙМ-ТАЙМ НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ НАЛОЖИЛО НА НЕГО НЕКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. ТАК, НАПРИМЕР, В СЕРИАЛЕ ПРАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЕТ МАТ.
Что и говорить, Валерия Гай Германика одна из представителей нового направления в российском кинематографе. Я бы рискнул сравнить ее напрямую с Ларсом фон Триером, который снимает фильмы, заметно отличающиеся от большинства фильмов других режиссеров. Например, в Кыргызстане был запрещен показ его фильма “Нимфоманка”. Его фильмы заставляют зрителей говорить о них, думать о них. Совершенно очевидно, что фильмы Гай Германики тоже из этого разряда.
Валерия Гай Германика относится к той самой категории режиссеров (а-ля Квентин Тарантино), которые создали себе имя и славу своим трудом и своей режиссерской смелостью. Уже этот факт заставляет нас относится к ней немного иначе. Ее творчество ненавидят, ее творчество обожают и это делает ее действительно уникальным режиссером
“ИДИТЕ НА*УЙ, МАМА И ПАПА! ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ!” – ИМЕННО ТАКИМИ СЛОВАМИ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ КАРТИНА.