Целитель Уильямс

Вторник, 20 Декабрь 2011 16:05
Автор: #ONE MAGAZINE

Человек шел из обеспеченного детства к назначенной профессии.  Когда человека отчислили из колледжа, где он изучал политологию, отец «благословил» его на карьеру сварщика. Однако ему удалось проложить свой путь – сначала в клубах, затем на телевидении, и только после – в кинематографе.

 Текст: Султан Усувалиев

Говорят, что Робин Уильямс начал разговаривать сам с собой от одиночества. 

Якобы в детстве с ним мало кто играл.  И, якобы из-за этого у него появилась привычка играть голосами и играть вообще.  Но отвлечемся от лирики.  Начав работу на телевидении в 1974 году, Уильямс прославился ролью инопланетянина в сериале «Морк и Минди» (1978-82).  В 1980 он получил первую (и главную) роль в полнометражном фильме «Попай» Роберта Олтмана, где сыграл известного мультгероя моряка Попая. Двух часовой музыкальный слэпстик с бесконечными трюками и шутками героев не снискал признания зрителей.

После того, как закончился сериал, Уильямс продолжал смежную работу – на ТВ и в кино – пока не грянул 1987 год – картина Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам!».

Эта картина чрезвычайно удобна для того, чтобы с нее и начать писать портрет Уильямса.  Уже в ней проявились основные черты его актерской игры и те черты, которые ищут в нем режиссеры. Уильямс сыграл известного диктора Эдриана Кранауэра, направленного во Вьетнам веселить солдат. Эдриан сталкивается с жесткой цензурой на радио, влюбляется в местную девушку, дружит с ее братом и – через них видит то, что творится во Вьетнаме на самом деле.  На этой почве и в силу своего характера, он бунтует в эфире, и конечно, его оружием становится юмор – хлесткий, оригинальный, безумный. За роль в «Доброе утро, Вьетнам!» Робин Уильямс получил «Золотой глобус» и был номинирован на «Оскар» за лучшее исполнение мужской роли.

Уже здесь герой Уильямса – неординарная личность, прямо противопоставленная отрицательным персонажам картины. У личности этой есть дар, которым окружающие не обладают.  Окружающие могут лишь помочь ему найти применение, или препятствовать этому.  Но хуже всего то, что препятствующие на удивление серьезны, и юмор героя добавляет их виду еще больше желчи.

Обратим внимание на лицо Робина Уильямса.  В чрезвычайной степени подвижное, оно играет целиком. Наиболее активная зона – область рта. Видно, что актер особое место отводит работе над речью. Это утверждение легко доказывается наличием большого количества озвученных ролей (Джинн из «Алладина», Фендер из «Роботов», Dr. Know из «Искусственного интеллекта» и др.). Несомненно, его игра голосом достойна целого исследования. В кино это обнаруживается в том, как легко герои Уильямса обращаются с собственным голосом: меняют тональность, высоту.  Кроме того, они меняют темп, ритм речи, коверкают слова, подражают, поддразнивают, говорят с шотландским акцентом и многое другое.

С речью неразделима и мимика, также развитая у актера (чего стоят брови, достойные отдельного описания в работе над фильмом «Куда приводят мечты»; про ярко выраженный подбородок можно сложить отдельную песнь).  Актер относится к небольшой группе коллег, которые в совершенстве (!) владеют мускулами лица.  Полагаю, Робин Уильямс мог бы быть одним из лучших учеников Мейерхольда. Шутки актера – отдельный разговор.

Еще в сериале «Морк и Минди» продюсеры перестали бороться с бесконтрольными импровизациями актера.  Они просто сказали сценаристам оставлять пустоты в сценарии.  После очередной реплики персонажа шла надпись: «Mork can go off here» («Морк может начинать отсюда»).  И Уильямс «гулял». Такая практика распространилась и на другие работы.  И это ни в коем случае не каприз. Импровизация – неотъемлемая часть его актерской игры.

Cамое важное, что Уильямс создал в кино, Это образ героя-целителя.

…Личность героев Уильямса не замыкается на себе и не бравирует собственной самобытностью, но предполагает следование собственной природе.  Что бы ни случилось, герой повинуется своим идеалам, а это значит, что он непременно нарушит устоявшийся порядок.  Начинает он не нарочно, но когда понимает, с чем столкнулся, бьется до конца.  Персонажи-оппоненты пытаются его усмирить, вот характерные реплики: «Наша методика – результат многовекового опыта» («Целитель Уильямс»), «Традиции, Джон» («Общество мертвых поэтов»), «Ты на войне, ты во Вьетнаме!» («Доброе утро, Вьетнам!»).  Но разве можно усмирить рвущуюся на свет природу?  К тому же напор идет комическими приемами. Если говорить о чертах, которые в хотят видеть зрители, то их можно проследить по тем ролям, которые он сыграл.  Если быть лаконично точным, то можно назвать три главные типа его героев: Для безумца характерны алогичные поступки, мгновенные перепады настроения, одержимость идеей. Не поймите меня буквально, речь идет скорее о чудачестве.  Уильямс начинал как комик – в нашем типе мы назовем это клоуном – самые знаменитые фильмы с участием актера – комедии.  «Миссис Даутфайр», «Птичья клетка», «Флаббер», «День отца», «Убить Смучи» – всего лишь несколько картин из огромного списка комедийных ролей.  Клоун не думает о последствиях и видит смысл своей жизни в вечном веселье и карнавале.

Но иногда эта одержимость может довести до подлинной болезни, как это случилось с героями Уильямса в «Короле-рыбаке» и «Фото за час».  Если в первом случае герой Пэрри травмирован потерей жены и на этой почве сходит с ума, то во втором перед нами Сеймур Пэрриш, рабочий фотолаборатории, привязавшийся к семье йоркин и преследующий ее.  Безумец аморален – в этом все дело. Выше прозвучало слово «идеал».  Оно не случайно. герои Уильямса – идеалисты и романтики.  Зрители помнят мальчика Джека с быстро развивающимся телом, но с сознанием ребенка – аналог «Загадочной истории Бенджамина Баттона» («Джек»); отважного Алана Пэрриша в «Джуманджи», попавшего в настольную игру; робота Эндрю из «Двухсотлетнего человека», который познал человеческое.  Апофеозом образа романтического героя стала роль в фильме «Куда приводят мечты», где Уильямс полностью раскрылся как драматический актер.  Авторы сконцентрировались на внутреннем мире персонажей, переживших утрату близких.  Уильямс передал гамму переживаний мужа-отца, прошедшего через огонь и воду в психоделическом мире картины.  Завороженные зрители, не дыша, наблюдали за их дуэтом сАннабеллой Шиёррой. Но, самое важное, что Уильямс создал в кино, это образ героя-целителя.  Целитель буквально: психоаналитикв ленте «Умница Уилл Хантинг», доктор в «Пробуждении» и «Целителе Адамсе».

В последней картине доктор Адамс лечит детей смехом – этотобраз стал удачным не только для конкретного фильма, но и для всей кинокарьеры Робина Уильямса.  Ему всегда были свойственны не только циничные шутки, безудержная страсть гоготать и дразнить, но и мягкость, ирония, теплота.  И эти качества оказались востребованными мировым зрителем: юмор Уильямса дает всегда что-то большее.  Он не имеет короткой жизни (сколько живет удачная шутка?), но идет глубже, как всякая искренность.  В этом смысле вручение актеру «Оскара» за роль в «Умнице Уилле Хантинге» абсолютно понятно.

Все это позволяет высказать гипотезу, что Робин Уильямс воспроизводит в кино тип homo amans – человека любящего.  Какую бы картину я не назвал, всюду помыслы и жесты героя идут от сердца.  Я специально не называл выдающейся картины «Общество мертвых поэтов», в которой Уильямс играет учителя английской литературы.  Своей заботой и чуткостью он открывает ребятам мир романтический, полный

поэзии и любви.  Homo amans объединяет всех его героев, они любят до безумия, они романтичны, они исцеляют нас смехом – везде любовь и улыбка.

… Не думаю, что вы посмотрите все названные ленты.  Среди малознакомых нашему зрителю фильмов есть, скажем, «Москва на гудзоне», «Приключения Барона Мюнхгаузена», «гамлет» и другие.  Но узнать другого мистера Уильямса, во всем великолепии его игры, можно по другим картинам, на мой взгляд, лучшим в его карьере: смотрите «Общество мертвых поэтов», «Пробуждение», «Куда приводят мечты».  И для того, чтобы у вас не сложилось впечатления, будто он сахарный пай-мальчик, советую концерт 2009 года «Робин Уильямс: Оружие самоуничтожения». Рисуя портрет, выявляешь общее.  Однако в жизни общее и частное – одно, и нельзя не упомянуть другие занятия.  Он продолжает озвучивать мультфильмы (в том числе поет в них), снимается на телевидении.  В 2002 году после 20-летнего перерыва он вернулся к жанру стендап-камеди и выступил на Бродвее (грэмми за лучший альбом в разговорном стиле).  В том же году зритель увидел актера в непривычной роли маньяка в «Бессоннице».Робин Уильямс пробует себя в разных жанрах, актеру это необходимо. Но и сам он от этого не теряет – инициатива перемен исходит от него.  А это значит, что в ближайшее время мы можем ждать чего угодно, и как всегда – не угадаем.  Уильямс относится к тем личностям, которым всегда неуютно в шкуре достигнутого. Они линяют и живут заново. Естественно, никогда не забывая проделанной работы, кумиров (он называет Джонатана Уинтерса и Ричарда Прайора), учителей.  Всю жизнь Робин Уильямс развивает традиции Чарльза Чаплина.

…Он дружил с Кристофером Ривом (актер прославившийся ролью Супермена, 1952-2004).  После трагического случая с лошадью (К. Рив упал с нее и остался парализованным) прошла неделя.  В палату вошел человек в медицинском халате, с маской хирурга и стал говорить с русским акцентом.  После этого чокнутый хирург выкинул еще пару безумных шуток.  Когда Робин Уильямс снял маску, Кристофер Рив долго хохотал, а потом добавил: «Я впервые смеюсь после того случая!»

От редакции

Возможно, добрый читатель нашего скромного журнала посетует, дескать, где же дата рождения любимого актера; как зовут супругу его сиятельства; как разузнать адрес сего почтенного рыцаря смеха и другие вопросы. Редакция потребовала от автора осведомить уважаемого читателя, однако, обнаружила совершеннейший отпор.  все, что удалось выжать из бессердечного автора, безотлагательно публикуем.

Родился в 1951 году в Чикаго. Были проблемы с алкоголем, наркотиками. После смерти друга Джона Белуши от передозировки, завязал. В 2006 году лечился снова. Два брака, три ребенка. Любит компьютерные игры. Выступал против войны в Ираке. Обожает велосипедную езду. Фанат сериала «Startrek». Тринадцатого марта 2009 перенес операцию на сердце в Кливлендской клинике. Успешно.

Его называли Императором... Он был “простой” японский кинорежиссер, с мировым размахом, со вселенским мышлением и с человеческим юмором. Каждый раз,…
902
Существует мнение, что Санта Клаус (или тот, кто скрывается за этим псевдонимом) – несказанный счастливчик. Вся его жизнь нам кажется…
594
Scientia potentia est (знание - сила).
1061
Представь себе, да ты только представь себе! У каждого свой кампф, но любой кампф – за красоту. Представь себе!
667
Асанбек Стамов Ивы-близнецы2 года назад умер писатель Асанбек Стамов, и в день его смерти ему посвятили небольшой опус в Акипресс.…
910
Известный танцор, победитель международного конкурса по танцам.
4589
Первый из будущего
971
Бытует мнение, что общество способно добиться наибольшего научного, технического и культурного прогресса только в том случае, если власть сосредоточена в…
4380
Кино: "Красавица и чудовище"Жанр: фэнтези \ триллер \ мелодрамаРежиссер: Кристоф ГансВ ролях: Леа Сейду, Венсан Кассель, Андре Дюссолье, Эдуардо Норьега,…
653
Сборник «Костер над обрывом» Автор: Муса Джалиль Книга «Костер над обрывом» – это целая историческая эпоха в стихах и письмах, даже…
709