Текст: Алима Нургазиева
Да, деньги – это позвоночник действительности, хребет реальности. Вот только у некоторых людей развивается хронический сколиоз. И речь не об отъявленных кутилах, которые не умеют жить «по средствам». А о тех молодых людях, которые только издалека видели этот дивный мир чистогана, но уже заполучили вывих самооценки. То бишь – о тех, кто завышает свой денежный эквивалент и не способен воспринять свою реальную рыночную стоимость.
Молодые специалисты. Кадровый резерв и «свежая кровь» для множества компаний. Выпускники вузов. В глазах – огонь, на полке – свежеотпечатанный диплом, за плечами – какая-то эфемерная «производственная практика» в организации, где кадровичка с усталым взглядом попросила заполнить дневник и принести на подпись. Хорошее резюме как нарядное платье на ярмарке невест. Порой и я покупаюсь на пышные «сивишки», и тогда настает черед драматического акта под названием «собеседование». Молодой да перспективный начинает показательное выступление, в котором задействует все навыки самопрезентации, трясет перед носом дипломом с одними «пятерками» и уверяет, что он – именно то, благодаря чему наша компания достигнет небывалого благополучия и расцвета. Практические навыки его настолько обширны, что он смог бы занимать любую должность, хоть президента, лишь бы работа была «интересная». Личные качества кандидата могли бы посрамить всех Ганди вместе взятых, а хобби у юноши – просто мечта типичной еврейской мамаши. И все это интересно до тех пор, пока не приходит время неизбежного. Вопрос: «Ваши ожидания по зарплате?». И тут становится понятно, что юноша с пробивающимися усиками страдает самым настоящим «денежным сколиозом» и уж точно не боится больших чисел. Он не хочет понимать, что сегодня рынок перенасыщен этими самыми «мол.чел., 23 г., в/о, ищет раб.», и что красная цена таких «специалистов» – по рублю за пучок и не их вина в этом. А он хочет сразу много денег и соцпакет. Ну, хорошо, не сразу, но с ежеквартальным повышением зарплаты и ускоренным карьерным ростом. А этот гад, работодатель, почему-то не торопится его озолотить.
ОН НЕ ХОЧЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО СЕГОДНЯ РЫНОК ПЕРЕНАСЫЩЕН ЭТИМИ САМЫМИ «МОЛ.ЧЕЛ., 23 Г., В/О, ИЩЕТ РАБ.», И ЧТО КРАСНАЯ ЦЕНА ТАКИХ «СПЕЦИАЛИСТОВ» - ПО РУБЛЮ ЗА ПУЧОК.
Сказать, что образовательная система в Кыргызстане переживает упадок – ничего не сказать. Массовое высшее образование стало просто прибыльным бизнесом, бесконечной штамповкой дипломов по гуманитарным специальностям. Почему-то четырехлетнее околачивание груш в стенах вуза и систематический «развод» преподов вознаграждается гордым званием «бакалавр». Дальнейшее двухлетнее выдаивание денег с родительского кармана дает квалификацию «магистр» и, по всей видимости, право претендовать на высокооплачиваемую работу. (Только претендовать! Получить – это уже совсем другой вопрос). Мягко говоря, не радует недавнее решение нашего Правительства примкнуть-таки к «болонскому процессу» и установить двухуровневую систему высшего профессионального образования. Этакое кипячение прокисшего супа. Конечно, эта реформа существенно упростит судьбы «золотых» деток и вундеркиндов за рубежом, но для большинства студентов – это, что называется, epic fail. Раньше платили и «разводили» 5 лет, а теперь придется все 6. Бакалавры – так называемые «специалисты широкого профиля», несамостоятельная профессия, результат поточного дешевого образования.
Работодатели это уже давно понимают. И тут уж, коли хочешь работать по специальности, придется еще два года тянуть жилы из родителей за «корочку» магистра. В итоге, дав студентам внушительное количество узконаправленных обязательных и элективных курсов типа «Средневековая европейская поэзия» или «Идейные расхождения Чан Кайши и Дэн Сяопина», вуз выплюнет из себя отряд молодых бойцов, которые как зашоренные лошади, будут скакать только одной дорогой, выполнять только одни и те же функции.
Вся прелесть и, по мнению некоторых, главный недостаток советского образования – в том, что школьнику и студенту давались слишком широкие познания. Физики могли процитировать поэтов Серебряного века, а филологи подискутировать на своем уровне о теории относительности. Советские выпускники помимо специальности обладали познаниями в иных областях, из чего складывались самостоятельные суждения и вообще картина мира в целом. Сейчас же рынок диктует – быстро, дешево и массово. Для элиты – западная магистратура, для «пролов» – местечковый бакалавриат, для не шибко квалифицированной работы сойдет. Такая вот селекция.
И ведь, что больше всего смущает – не доходит пока до некоторых юных бакалавров и магистров отечественного производства, что гордиться здесь нечем. Слова красивые, западные, а качество – все то же, местное. Малоопытным юношам и девушкам с какими-то фантастическими запросами по зарплате надо бы сначала стажировку отпахать за копейки, послужить пару лет младшим помощником старшего специалиста, а потом уже заикаться о прибавках или соцпакетах. А если хочешь быстрее зашибать деньжат – стань хорошим автослесарем и зашибай. Без этих кредит-часов и прочих заморочек. Конечно, жизнь расставит по местам всех. И каждый найдет себя на денежной шкале. Наверное, просто надоело смотреть, как все больше «желторотиков», не успев еще зайти в социальный лифт, настойчиво жмет кнопку самого верхнего этажа и удивляется, что ничего не происходит...