Без отцов

Thursday, 08 March 2012 19:30
Автор: #ONE MAGAZINE

{jcomments off}{jcomments on}«Напиши-ка про идеологию нашей молодёжи, это должно быть интересно», – когда редактор журнала обратилась ко мне с таким предложением, я обещала подумать. Всё- таки я не ученый, не политолог и не бывший работник агитпропа. Могу только поделиться мыслями как представитель этой самой молодёжи.



Текст: Алима Нургазиева

 

ТУМАННОСТИ КЫРГЫЗСТАНА

Что же такое идеология? Определений много, в общем можно сказать, что это сложившаяся и получившая широкое распространение система взглядов и идей, выражающая интересы общества или отдельных его групп. Есть еще вроде национальная идеология, понятие больше политическое, к которому апеллируют, когда хотят показать масштаб своего государственного ума. Над национальной идеологией, которая должна объединить народ Кыргызстана и, в теории, привести к процветанию, кто только не пытался работать – от различных НПО, апологетов либеральных ценностей, до отдельных политиков.

Впервые годы независимости, после того, как идеология, которая пропагандировалась десятилетиями на 1/6 части суши, была объявлена устаревшей и неправильной, вроде бы стали проступать очертания нового миросозерцания. По крайней мере, тогда был популярен лозунг «Кыргызстан – наш общий дом». Но в последние годы некоторые деятели стали активно использовать в пропаганде исключительно национальную риторику, как бы намекая, что есть истинные хозяева «дома», а есть и квартиранты. Обидно, что такие идейки с явным креном вправо особенно хорошо ложатся на благодатную почву молодых неокрепших умов, ведь идеология впитывается со школьной скамьи. А если учесть хромающую на обе ноги систему образования, то в ближайшем будущем мы можем получить N-ное количество молодых и глупых ксенофобов. Но общей идеологии, для всего народа, всё равно не выработано. Нельзя одной лишь властной директивой заставить миллионы людей во что-то верить, общенародные ценности надо не декларировать, а поэтапно взращивать, впитывать с материнским молоком. А пока же Кыргызстан глазами обывателя – страна с интересным прошлым, нервным настоящим и туманным будущим.

 

«НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ КРОМЕ СВОИХ ЦЕПЕЙ…»

Считается, что молодёжь – это люди в возрасте от 18 до 35 лет. Получается, к молодёжи причислены и бывшие советские пионеры, и те, кто краем уха слышал, что была раньше такая детская организация наподобие бойскаутов. Что общего может быть у этих людей? Давайте отталкиваться от интересов. Проведя мини-опрос среди своих разномастных знакомых, я уверилась, что с единством личных интересов у молодёжи всё в порядке. И 30-летние беловоротничковые менеджеры и желторотые первокурсники – каждые на своем уровне строят почти одинаковые планы – обеспечить себя, свою семью, иметь собственный бизнес или взлететь по карьерной лестнице так, что иным и не снилось. Наши люди вообще недостатком амбиций не страдают – шинелью мало кто сейчас удовлетворится, прошли времена «маленького человека», столь любимого классиками литературы. Некоторые мечтают уехать за границу, чтобы жить «как люди», иные – устроить себе личное «забугорье» в Бишкеке со всеми представлениями о тамошней буржуазной жизни: большой дом, штат прислуги и еженедельные журфиксы у друзей. Только одна девочка в растерянности честно призналась, что живет «для того, чтобы есть». Короче говоря, движет опрошенными молодыми людьми стремление к личному благосостоянию и обладанию средствами производства. Так, может, дедушка Маркс был прав? И классовые производственные отношения определяют сознание? Может, с уходом социализма в Кыргызстане уже незаметно подросла некая мещанская разновидность капитализма? И движет ли нами стремление поскорее перейти из класса эксплуатируемых в эксплуататоры? Ведь никто из знакомых в доверительной беседе и не подумал сказать, что хочет, к примеру, свободы, равенства, братства. Заметьте, это граждане страны которая пережила две революции за десять лет! Наверное, такой пафос нынче не в моде. А, может, надо было включить в опрос общественных деятелей или молодых политиков. Там с пафосом должно быть всё нормально.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Говоря о том, какой клей скрепляет молодых людей по всему Кыргызстану, нельзя не отметить, что у нас, как и во многих странах раннего переходного периода, есть Столица и вся остальная страна. Уверена, Бишкек в некоторых своих местах просто беремен деньгами. Ища естественный выход, эти деньги циркулируют и оседают в одних и тех же карманах. Иначе и не объяснишь, почему, проезжая мимо «глиняного пояса» новостроек Бишкека, в инстинктивном ужасе хочется поднажать на газ и быстрее доехать до центра – туда, где развернулись во всей красе жилые «элитки», встали стройными рядами, сверкая хромом и стеклом, современные торговые и бизнес-центры. Здесь молодежь видит жизнь своих менее удачливых сверстников сквозь тонированные стекла иномарок или окна модных лаунж-баров. Именно здесь и обитает тот заветный средний класс, который работает стабилизатором общественного устройства. Только у нас эта «подушка» между очень богатыми и очень бедными настолько тонкая, что того и гляди протрется насквозь…

Мне-то повезло родиться в столице, получить доступ к качественному образованию и выгодно распорядиться полученными преимуществами, но ведь на одну меня приходится тысяча тех, кто родился в горном ауле, детство провел на рынке, а сейчас – в поиске случайной подёнщины. Что общего у меня с такой молодежью? Конечно, страна. Безусловно, мы все являемся частью Кыргызстана. Но вот живем тут параллельно, пересекаясь только на почве товарно-денежных отношений. Вряд ли нас объединит слабость к французскому послевоенному экзистенциализму или коллекционирование редких почтовых марок. Сомнительно, что мы все сойдемся на почве политических взглядов.

Недавно, встретившись со школьной подругой, мы пришли к выводу, что вообще принадлежим к потерянному поколению. Родились в СССР, выросли на Дзержинке, морально дозрели в уже независимом Кыргызстане. Нас никто не учил, как нам относиться к Родине, к своим согражданам, как нам жить вообще. Родители наши и те не понимали, что происходит. В ту пору со страниц газет, прочувствовавших долгожданную свободу слова, лилась откровенная порнография, со всех сторон неслись противоречивые лозунги, НПО провозглашались какие- то непонятные «импортные» ценности. Не было для нас наставников, не было «отцов», не было единства во взглядах, так что выросли мы на обломках старой идеологии, так и не поняв, что нам делать со своим будущим. Вот и получилась из нас молодежь – безотцовщина. Глядя на свою младшую сестру, понимаю, что ничего не изменилось, что все мы живем, в общем-то, по наитию – складывая воедино обрывки всего услышанного, увиденного, ничему не удивляясь, такие розовощекие циники. Уже двадцать лет несемся в бурлящем потоке все еще зарождающейся идеологии, а пока ёе нет, нас, молодежь Кыргызстана, объединяют только надежды на светлое завтра и желание жить достойно сегодня. Это надежда, что и у нашей страны появятся сильные лидеры и господствующая идеология, которая даст детям и молодежи какие-то опоры жизни, нравственные ориентиры, пример для подражания, в конце концов. Надежда, что молодые перестанут поступать на госслужбу только для того, чтобы отбивать деньги, которые были потрачены на ту или иную должность. Надежда, что долгожданное будущее сотрет границы хотя бы между областями нашей маленькой страны. Надежда, что закон будет одинаков для всех. А главное – может, кто-то всерьёз озаботится дичайшим классовым расслоением нашего общества? Хотя бы из прагматических соображений – ведь жить на пороховой бочке не любит никто. А пока это пресловутое «завтра» не наступило, мы, дети одного времени, так и будем жить – словно в параллельных мирах, являя собой пример разобщенности и идеологической растерянности.