О ПОЛИТИКЕ
Я никогда не ставил своей целью политику. В том смысле, в котором на сегодня используют это слово, я вообще не хотел бы им быть. Но если политика – плохое дело, и там, соответственно, плохие люди, и хорошим людям туда идти не стоит, то как политика поменяется в хорошую сторону? Поэтому я думаю, что все, кто неравнодушен к судьбе собственного народа, должны идти в политику и облагораживать ее. Долго закрываться от политики мы не сможем и рано или поздно к ней придем. Когда молодые кричат, что им не дают власти, мне хочется сказать им, что власть не дают, власть берут. Если им и дадут власть – то номинальную. Не нужно ждать, пока власть дадут. Надо не на словах, а на деле попытаться исправить сегодняшнюю ситуацию.
Когда человек большую часть времени отдает работе, то он не замечает, где он. Он может быть в Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Бишкеке. Он работает. У него нет времени скучать. Всеобщее признание никогда не должно быть целью его работы, он занимается любимым делом – этого должно быть достаточно.
Об инвесторах
На первых порах нам нужно заманивать инвесторов любой ценой, на любых условиях. В свое время так притащили золотодобывающую компанию «Кумтор Оперейтинг Компани». На сегодняшний день это – крупнейшее предприятие. В связи с коррупцией мы стали забывать, почему мы привлекли этих инвесторов, мы перестали выдвигать собственные условия. Государство должно участвовать лишь на начальном варианте – в процессе ведения переговоров. А потом только частники смогут разговаривать на одном языке с инвесторами и отстаивать свои интересы.
О физике и развале Союза
Я изначально планировал академическую карьеру, учился на факультете физики. Мне до сих пор нравятся точные науки, физику обожаю. Еще люблю работать с людьми и делиться знаниями. Если бы не развалился Союз, то, наверное, я бы работал где-нибудь в Академии наук.
О технике
Я люблю технику. В свое время я учился на программиста. Я помню «эволюцию»: мы работали с программами еще до выпуска Microsoft, мы писали ручкой на бумаге, потому что еще не было лэптопов. И это все, конечно, очень интересно. Люблю побаловать себя высокими технологиями.
О среднем классе
Иначе говорят – «уравниловка». А по сути, это был огромный пласт в обществе – средний класс. Поэтому всем людям было легко общаться. Сейчас мы говорим, что нужно создать большой сильный средний класс, хотя у нас все это уже было. Мы успешно все развалили.
О тиранах
На сегодняшний день много критикуют Сталина. Но если принять во внимание, сколько он сделал для Родины, то можно многому научиться. Это герой своего времени. Он должен остаться в истории, и эту историю нужно учить. В Чили один из самых жестоких диктаторов – Аугусто Пиночет, его тоже осудили. Чтобы не говорили, но эти люди, пусть они и тираны, сделали больше для своей страны, чем те, что находятся на сегодняшний день у власти.
Об истории
История – продукт идеологии. Если рассматривать историю с точки зрения набора фактов, то мы не поймем эту историю. Поэтому говорят, что у каждого – своя правда. А истина – она временна. Чем дальше мы будем уходить от произошедших событий, будем смотреть с холодной головой, тем более адекватно будем воспринимать информацию. Но всегда будет кто-то, кто будет интерпретировать это событие по-другому. И это нормально.
Навязывание любой идеологии сверху вызывает у человека отвержение. Когда идеология мягко идет в литературе – она доходит до сердец.
О Бараке Обаме и кыргызских политиках
Мне не жаль Барака Обаму. Он осознанно шел на все то, что сейчас происходит. По сути, можно было сделать все лучше. Он этого не сделал. А кто виноват? Он президент, облаченный властью. Также нужно оценивать и наших политиков. Когда кто-то приходит во власть, а потом разводит руками и ищет оправдание – оправдания быть не может!
Об информации
Наше идеологическое информационное поле ведет Россия, и к нам информация поступает достаточно профильтрованная, не в изначальном ее виде. И для того, чтобы узнать, какова реальная информация, нужно просматривать новости с другой стороны, на иностранном языке. Тогда, сопоставив все, мы сможем получить более или менее реальную информацию.
О детях
Я очень строгий родитель, но пытаюсь в общении с детьми не перегибать палку, стараюсь баловать их. Я счастлив, когда провожу с ними время. Сложно отказать им в просьбе.
В детстве я хотел стать дипломатом. Кроме путешествий, возможности узнать иностранные языки и культуру, мне, прежде все го, нравилось то, что дипломаты – это первая линия защиты интересов государства.
О самопожертвовании
Идея положить жизнь на алтарь Родины или профессии не может быть смыслом существования. Если это так, то, думаю, с этим нужно разбираться психологам. Ведь человек может кинуться под машину, спрыгнуть с 60-го этажа и при этом считать себя героем. Если в результате этого была достигнута цель глобального масштаба – то да. А иначе все это не имеет смысла.
Об «Асан Кайгы»
У кыргызов есть такое выражение – «Асан Кайгы». Вот он сидит и всех жалеет. О, что там случилось с Муаммаром Каддафи. Он жалеет всех: начиная от собственных близких и заканчивая теми, кого показывают по телевизору. Нам всегда жаль кого-то, мы всегда готовы поддержать проигравшую сторону. Особенно в конфликтах, в которых мы не участвуем.