Ишенгуль Болджурова

Понедельник, 17 Сентябрь 2012 04:57
Автор: #ONE MAGAZINE

Эксперт-консультант Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник образования Кыргызской Республики об образовательных процессах, министерской должности и детских воспоминаниях.

 #1. О студенчестве

Я училась в советское время, это было классическое образование. Закончила исторический факультет Кыргызского национального университета, а потом аспирантуру Московского государственного университета. Было очень интересное время в 70е годы, тогда происходила переоценка исторических ценностей. Училась я очень хорошо, с самого начала скажу, что я – ботаник. Школу закончила с серебряной медалью, а в ВУЗе была стипендианткой Ленина и Маркса. Основы аналитического, логического и сравнительного мышления были заложены в университете. У нас было очень много конференций, семинаров. То, что сейчас называется инновационными методами, было давным-давно. ВУЗ дал мне все.

 #2. О ступеньках

Советское образование было элитным. Было ограниченное количество людей, и в высшие учебные заведения поступали только самые способные. Поэтому в те годы и появилась целая плеяда выдающихся ученых, педагогов, медиков, инженеров. А сейчас высшее образование стало общедоступным, каждый, кто заканчивает школу, стремится получить высшее образование. Я не могу это осуждать, потому что история образования, как и любого другого явления, проходит свое развитие. Вся история мирового образования свидетельствует о том, что мир движется к тому, что высшее образование будет только ступенькой в образовательном процессе человека. И это не столько утилитарно-профессиональное образование, сколько образование для развития личности.

#3. O школах

Школы у нас стали слабые. В начале 90-х годов около 14 000 учителей ушло из школ, большая часть которых была профессионалами, людьми, которые пошли в бизнес и в другие сферы. А школы обеднели. Происходит рост количества учащихся, уже в конце 90-х мы достигли миллиона учеников, а материально-техническая база осталась та же. Были внедрены новые предметы, а издательство учебников, к сожалению, отстает. Мы оказались между социализмом и капитализмом, и так и стоим в растяжку.

#4. О «золотых» годах БГУ

Люди, которые пишут об истории БГУ, говорят, что время, в которое я работала, было «золотым» временем Бишкекского гуманитарного университета. Мы открыли огромное множество специальностей. Когда я пришла, их было семнадцать, а когда уходила, уже – 35. Мы открыли очень много центров, активно работали с международными организациями. Тогда БГУ стал одним из лучших ВУЗов в республике.

#5. О заявлении об уходе

В 2001 году меня пригласили быть министром образования и культуры, и я занимала этот пост до 2004 года. Но потом из-за недоразумений и недопонимания с руководством республики, в первую очередь, с первой леди, я написала заявление об отставке. В истории было всего несколько министров, которые писали заявление об отставке по собственному желанию. Я ушла в оппозицию, в 2005 году участвовала в мартовской революции. Затем меня пригласили быть вице-премьер-министром по социальным вопросам, Представителем Президента в интеграционном сотрудничестве в СНГ и ЕврАзЭС, была и министром образования по «второму заходу», ректором КНУ... В 2009 году меня направили в Белоруссию, Латвию и Литву быть чрезвычайным уполномоченным послом и постоянным представителем Кыргызстана в уставных органах СНГ. До 2010 года я работала на этих должностях. А затем опять написала заявление по собственному желанию, потому что здесь у меня появились внуки, а также мы должны были готовиться к юбилею моего свекра – великого классика кыргызской поэзии – Жоомарта Боконбаева.

#6. О должностях и признании

Мне нравились все должности, которые я занимала. Я с большим удовольствием работала и ректором, и министром, думаю, что где бы я ни работала, я оставила положительный след. Во всяком случае, когда хожу по улицам, мне не стыдно перед людьми, они всегда подходят, здороваются. Признание людей для меня самая большая награда.

#7. О письме Ахунбаеву

В детстве я мечтала стать хирургом. Я набралась наглости и написала письмо выдающемуся хирургу – Исе Ахунбаеву. Представьте себе, сельская девочка пишет президенту академии наук! Тогда я спросила у него, что нужно сделать, чтобы стать хорошим врачом. Сказала, что, мол, по химии олимпиаду выиграла. И великий Ахунбаев, несмотря на свою занятость, прислал мне ответ, в котором говорил, что, чтобы стать хорошим врачом нужно знать не только химию, но и биологию, а также очень любить людей.

#8. О способностях

Чтобы быть хорошим руководителем, нужно отрабатывать всю логистику своих действий, их движение, точно ставить задачи, видеть, чего ты хочешь, отслеживать выполнение этих задач, точно знать, что за цель, и что, в конечном счете, ты хочешь увидеть. Мало того, в правильности этой идеи нужно убедить своих партнеров и товарищей, чтобы они стали тебе соратниками, и вместе с тобой шли бы к этой цели. Я думаю, что организаторские способности – это тоже талант, данный природой, он необходим, чтобы чего-то достичь.

#9. О пирамиде

Государство должно строиться как пирамида, в основании которой лежит действенное, берущее на себя ответственность, местное сообщество. К сожалению, мы видим, что из-за распрей партийного характера по спискам выдвигаются начальнички разного уровня, а большинство народа не принимают и не понимают этого. Вот это и есть самое страшное и самое тяжелое, потому что любой клич, сказанный сверху, должен быть воспринят народом как директива к действию, но такого, к сожалению, пока не происходит.

#10. О спорте

Для того, чтобы у нас были здоровые дети, образование и спорт должны идти рука об руку, потому что здоровый стиль жизни должен преподаваться и внедряться, начиная с детского возраста, с школьных лет. И просто побегать и размяться на физкультуре недостаточно, важна психология здорового стиля человека. Мы физической культуре придаем очень малое значение. Здоровые дети – это здоровая нация, спорт должен быть одним из центральных направлений в социальной жизни общества.

#11. Об образованности и внутренней интеллигентности

Только необразованный человек может быть националистом, расистом, фашистом или фундаменталистом. Нужно очень хорошо знать свою историю и историю тех народов, с которыми ты живешь в одной стране. Он должен быть открытым к знаниям, к инновациям. Он должен с уважением относиться ко всем окружающим. Образование должно быть тесно связано с внутренней духовностью и интеллигентностью.

#12. О том,  кто,  если не я

У меня всегда было такое отношение – «если не я, то кто?». И, пожалуй, это помогло мне достичь той карьеры, которой я достигла. Именно благодаря такому отношению к вещам, я бралась за самую тяжелую работу – все должности, которые я занимала, были ответственными на уровне страны.

Челентано талантлив во всем, за что бы ни взялся. Итальянский певец, композитор, музыкант, режиссер, сценарист, продюсер, телеведущий  и… часовщик, стал…
2753
Президент федерации плавания Кыргызской Республики, Генеральный директор ОАО «Реемтсма-Кыргызстан»
3816
  Гениальный директор “Либро” – интернет магазин бизнес и развивающей литературы
1158
Современный русский художник
1275
Сборник «Костер над обрывом» Автор: Муса Джалиль Книга «Костер над обрывом» – это целая историческая эпоха в стихах и письмах, даже…
771
Генеральный директор, владелец «АЛКАН БАЗАРЫ» «Какую часть ВВП страны составляет доход ТРК «Дордой», точно не могу сказать. Но даже не…
10747
Для многих из нас сон – чуть ли не лучшая часть суток. Организм расслаблен, а в своих грезах мы часто…
982
Детка, я тебе не по зубам. Мы разные. Я воспитан на потрясающем саунде признанных классиков - Бека Борбиева, Сыймыка Бейшекеева,…
3349
Если к кому-то мы относимся с заботой и переживаем за него без осуждения каких- либо их качеств, то скорее всего…
1613
Продюсер
3851