Юристанбек Шыгаев

Вторник, 04 Декабрь 2012 09:37
Автор: #ONE MAGAZINE

Юристанбек Шыгаев, директор Музея Изобразительных Искусств имени Гапара Айтиева, именитый художник, картины которого можно увидеть во всемирно известных музеях. В апрельском номере #ONE MAGAZINE  о том, что Фрунзе был лучше Бишкека, а также о разнице ленинградцев и питерцев.

Азиаты – очень колоритные. Не зря наши бабушки делали туш-кийизы, их умение сочетать яркие цвета передалось и нам. Из 15 союзных республик выходцы из Кыргызстана особенно славились в живописи, многие работы из Кыргызстана были куплены Третьяковской галерей.

Брат мой очень хорошо рисовал профиль Ленина по памяти. Меня это так удивляло. Я всегда спрашивал у него, как это он делает. И он начал меня тренировать. По сути, мой брат был моим первым учителем. Он был одним из первых носителей искусства, которые меня вдохновили.

В 22 года я уже женился, у меня родился сын, которого мы в честь Айтматовского героя назвали Данияром. Нужно было платить за квартиру, поэтому я не только учился, но и работал. Иногда от усталости я просто засыпал на планшетах. Преподаватели меня будили, отправляли домой, говорили – «Иди, у тебя семья».

Гоген, будучи французом,  вдохновлялся Таити,  и восхвалял этот остров лучше любого таитянина. Так же и Чуйков, будучи русским, любил и воспевал Кыргызстан сильнее, чем многие кыргызы.

Даже сейчас, разговаривая с вами, я думаю о своих картинах. Говорю, а сам думаю, что нужно пойти в мастерскую, что-то подправить, что-то дописать. Жена иногда ругается, что она со мной разговаривает, а я не слушаю, все думаю о своих картинах.

Если бы не учеба в Ленинграде, я не дошел бы до своего нынешнего уровня. Спасибо моим родителям за то, что они дали мне хорошее воспитание и позволили учиться там. Когда бываю в зарубежных поездках – обязательно заезжаю в этот город, чтобы навестить своих учителей.

Жакыпов, Салиев, Чокморов и еще много художников из Кыргызстана, не считая меня, выставлялись в  Третьяковской галерее. Там выставлялись и Айтиев, и Чуйков. Раньше, каждая картина, купленная Третьяковкой, была сенсацией. Художники были готовы дарить музею свои картины, но музей отказывался и покупал на выставках только то, что считал достойным.  

За полчаса я нарисовал портрет своего дяди. Увидев мое мастерство, отец остался доволен. С тех пор он гордился мной и был рад, что я пошел в художники, а не в юристы по его стопам.

Иногда идеи картины приходят во сне. Бывает, во сне ты рисуешь лучше Леонардо, и это так легко. А потом просыпаешься и понимаешь, что это нереально.

Каждый год я заключаю контракты с зарубежными галереями. В этом году 17 сентября буду выставляться во Франкфурте, потом в Пекине. Две выставки в год – для меня достаточно, ведь сейчас я заведую музеем, а это отнимает уйму времени.

Ленинградцы, пережившие блокаду, были очень воспитаны, добры. Они всегда нам помогали. Этих людей в Питере уже почти не осталось. В Петербурге сейчас попурри из приезжих, гастарбайтеров и современных питерцев. Современные питерцы, они совсем другие – жесткие, видимо, время заставляет меняться.

Мои родители были юристами, и надеялись, что я пойду по их стопам. Но я выбрал искусство, ведь рисовал я с пяти лет, мне это очень нравилось. Я смотрел на репродукции Чуйкова, Айтиева и удивлялся, как такие простые люди могут так прекрасно писать.

Не было бы у нас этого музея, если бы не было СССР. Ведь деньги на постройку музея дали советские власти. Музею ИЗО в этом году исполнилось 80 лет, а за последние 20 лет независимого Кыргызстана нам ни разу не сделали ремонт. Нужно бить в тревогу. Я и Акаеву говорил, и Бакиеву, и Отунбаевой, и Атамбаеву уже говорил. Но у них всегда есть что-то важнее культуры.

Общение очень важно для художника. Надо общаться с природой, с людьми.   

Президенты уходят и приходят, а картины остаются.

Римма – не просто моя жена, она мой главный помощник. Мы вместе больше 30 лет. Сейчас она – мой арт-директор. Я занимаюсь искусством, она – продвижением. Хорошо, когда жена тебя понимает.

Сегодня  я с уверенностью могу сказать, что, если раньше я работал на Шыгаева, то теперь Шыгаев работает на меня. Я нашел свое место в изобразительном искусстве.

Талант передался мне по генам. Мой отец был мастером, он мог сделать из урюка комуз или седло. Просто нельзя было останавливаться только на этом. Я выучился в Ленинграде, на отлично защитился, закончил аспирантуру и два года был стипендиатом Союза Художеств. Я развивал свой талант и начал получать заказы. В то время мои работы были куплены Третьяковской галерей,затем Южной Кореей, Капитолием и другими музеями и странами мира.

У меня есть любимые картины, написанные мной - это «Карусель» и «Гарем». Я читал много восточной литературы, где солнцеобразные женщины ждали, пока их хан примет их. А так как женщин в гареме было много, то иногда муж и за год не мог обойти всех. Я отобразил это в картине «Гарем».

Фотограф и художник сильно отличаются друг от друга. Фотограф увидит прекрасный закат, запечатлит его, отправит на печать. А художник сначала прочувствует закат, мысленно уберет все ненужное, а потом выложит всю свою душу на холст.

Художник как беременная женщина, которая вынашивает девять месяцев своего ребенка. Так же и художник вынашивает идею картины. В голову приходят идеи, ты быстро их зарисовываешь шариковой ручкой. И когда ты чувствуешь, что готов – начинаешь творить на холсте.

Ценили культуру больше в СССР, чем в современном Кыргызстане. Поддерживали кинематограф, музыку. В советское время музею ИЗО ежегодно выдавали деньги для покупки картин. За 20 лет независимости в Золотой фонд не было куплено ни одной картины. Из-за этого множество действительно хороших картин ушло за рубеж.

Честным и искренним должен быть художник. Потому что ты можешь обмануть себя, но не зрителей. Ты – как чистый лист, как чистый холст. Ты должен прочувствовать все и отобразить.

Шесть лет я учился на художника, и за это время прошел все от первобытных узоров до модернизма. Я предпочитаю писать маслом. Масляные краски лучше передают мои мысли и чувства.

Щебет птиц, зелень, архитектура. Бишкеку не хватает тех зданий, которые были во Фрунзе.Нужно было сохранить тот романтичный Фрунзе. Высотки разрушили архитектуру столицы. Мы все ностальгируем по тому времени, по студенчеству, по вкусной газводе, по прекрасному городу.

Эрмитаж, Санкт-Петербург – это целая академия искусства. Там правил сам Петр I и Елизавета, это дух искусства и культуры. Это город, построенный лучшими итальянскими архитекторами. Петр I хотел, чтобы в Петербурге были каналы, как в Венеции, но не достиг этого, потому что рано умер. Но и без этого город оставляет громадный отпечаток на становление юного художника.

Юрта – это колоссальная архитектура. Это космическая конструкция, придуманная кочевниками, чтобы переносить на лошади свой дом - целый мир. Через тундук кыргызы общались с небом, с солнцем, со звездами. А какая колоритная юрта изнутри – яркие цвета, узоры. Оттуда наше умение сочетать яркие цвета.

Я тиран в искусстве.

Похожие материалы (по тегу)

Рубрики "12 мыслей"за прошедший год
1003
Существуют машины из разряда "не для всех", но есть целый класс автомобилей, на котором каждому из нас хотя бы раз,…
641
На вопрос «Что такое реализм в литературе?» один очень проницательный исследователь ответил: «Гоголь, Кафка и По». И вправду, невозможно найти…
604
Этому человеку завидовали все, ведь он первым увидел совершенно иной мир, можно сказать, планету – подводный континент. Кусто был настолько…
2704
Выпустив на рынок новый продукт под названием Galaxy Note, компания Samsung сильно рисковала, ведь другие производители уже пробовали себя в…
1056
Спортивная одежда подразумевает не только лишь одно удобство. Сегодня это отдельный культ со своими собственными правилами, на которые стоит обратить…
1266
Знаменитый КВНщик Бахтияр Дастанбек Уулу, а для своих - просто Баха.
4517
Сериал “Карточный домик” текст: Константин Махеня Tomorrow: House Of Cards. Nospoilers, please (Завтра. Карточный домик. Пожалуйста, без спойлеров) – именно эту…
651
Потрясающая история любви Чынгыза Айтматова и Бюбюсары Бейшеналиевой описана в его книге “Плач охотника над пропастью”. Чынгыз Торокулович, состоя в…
959
Пора, пора! Рога трубят;Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят, Борзые прыгают на сворах.А.С. Пушкин текст: Тариэль…
1111