Эрик Шайдинов

Monday, 17 December 2012 04:03
Автор: #ONE MAGAZINE

Эрик Шайдинов президент мeждународного аэропорта «МАНАС», талантливый бизнесмен и хозяйственник, поднявший аэропорт на новый уровень.

ВЫ – РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА “МАНАС”. АЭРОПОРТ, НЕБО – ВСЕ ЭТО ОЧЕНЬ ПРОЗАИЧНО. ЧТО ВАС СВЯЗЫВАЕТ С НЕБОМ, КАКИЕ С НИМ АССОЦИАЦИИ?

По образованию я – экономист, успешно работал в этой сфере всю жизнь. Я никогда даже не задумывался о том, что судьба приведет меня в аэропорт, никогда и не мечтал о небе. А вообще, небо для меня – это полет. Полет мыслей, постоянное движение вверх.

ДА, АЭРОПОРТ – ЭТО ПОЛЕ ДЛЯ ФАНТАЗИИ. ЕСТЬ ЛИ ТУТ МЕСТО ИНТЕРЕСНЫМ ПРОЕКТАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗВИВАТЬ, ДАВАТЬ ИМ ЖИЗНЬ?

Конечно. К примеру, проект «Манас-2» – новый терминал, предназначенный для приема официальных делегаций на самом высоком уровне. Мы работаем над ним, в ближайшее время вводим в эксплуатацию в связи с проведением в нашей стране саммита ШОС и тюркоязычных государств. Это колоссальная, но, на первый взгляд, невидимая работа. На все это ушло ни много ни мало – миллиард сомов.

ЕСТЬ ЛИ ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА?

Аэропорт сам по себе очень интересный проект, всегда есть, куда расти. Сейчас мы стоим перед важным решением. Сумма, которую оплачивает нам американская авиабаза, составляет 50% дохода аэропорта «Манас». Для того, чтобы развивать его дальше, работаем  над грузовыми перевозками, которые были бы большим плюсом для авиабазы. Для грузоперевозок нам нужно построить обширную стоянку, но сейчас авиабаза под вопросом, ведь в 2014 году решат, останется она или нет. Если ее не будет, смысла расширять стоянку тоже нет, деньги можно направить на развитие другого проекта на территории аэропорта, точнее, на реконструкцию и развитие других региональных аэропортов.

ТО ЕСТЬ В ЭТОМ ПЛАНЕ ВЫ – В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ?

Да, потому что мы не можем принять конкретное решение, не зная точного ответа правительства. Если мы расширим автостоянку, а авиабазу уберут, нас обвинят в беспочвенной растрате денег, ведь на территории аэропорта всегда есть, что улучшать.

ЕСЛИ НЕ БУДЕТ АМЕРИКАНСКОЙ БАЗЫ, ЧТО БУДЕТ НА ЕЕ МЕСТЕ?

Если американской базы не будет, то аэропорт потеряет более 50 процентов дохода. И это главная проблема. Тогда развивать аэропорт будет куда труднее, а для меня, как для бизнесмена и хозяйственника, главное – развить объект до максимума.

ВАС НЕ ПУГАЕТ СОСЕДСТВО С АМЕРИКАНСКОЙ БАЗОЙ? ВЕДЬ У НАС ОЧЕНЬ МНОГО ЕЕ ПРОТИВНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОСТОЯННО ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ.

Я не политик, аэропорт для меня – это хозяйство, которым нужно заниматься, которое нужно развивать. Через месяц-два у нас будет готова стратегия развития на 15 лет. Аэропорт и так развивается, за последние полтора года пассажиропоток увеличился на 76%, грузопоток не изменился, так как есть проблема со стоянками и топливом. В России, конечно, топливо дешевле, чем здесь. Но над этим мы усердно работаем.

СМОЖЕТ ЛИ АЭРОПОРТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ АМЕРИКАНСКОЙ БАЗЫ?

Если базы не будет, аэропорт не останется, конечно, в убытке, но и прибыльным особо не будет. Вот данные из нашей статистики: в 2010 году было 824 миллиона чистой прибыли, до этого прибыль была еще меньше. В 2011 году планировали выручить 830 миллионов сомов, а заработали 1 миллиард 276 миллионов. То есть увеличили доход на 55%. 219 миллионов сомов мы потратили на заработную плату и бонусы сотрудникам. В 2012 году, по сравнению с 2010 годом, мы планируем увеличить прибыль на 100%, что составит 1 миллиард 600 тысяч сомов, а в 2013 году планируем сделать на 200% больше – 2 миллиарда 400 миллионов сомов. Но, чтобы заработать 2 миллиарда в 2013 году, мы должны были вкладывать деньги в этом году, а мы в настоящее время погашаем свои обязательства по кредиту, а также выплачиваем дивиденды акционерам компании.

«МАНАС-1», «МАНАС-2», НЕ ТАК ДАВНО ПОЛИТИКИ ПРЕДЛАГАЛИ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ ГОРОД В МАНАС, У НАС ЕСТЬ ПРОСПЕКТ МАНАСА, ПАМЯТНИКИ МАНАСУ. НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО МАНАСА ДЛЯ ОДНОГО ГОРОДА?

Я вот недавно был в Монголии. Там все названо в честь Чингисхана, и улицы, и университеты, даже водка названа в его честь, он – их главная гордость. Кыргызская гордость - это Манас, правильно? Вон, полтора миллиарда китайцев признали его так же, как и свою китайскую стену, и ЮНЕСКО зарегистрировал Манаса как национального героя. А признать должны были мы, это наш герой. И в том, что мы его именем называем улицы, кинотеатры, аэропорты – нет ничего плохого, просто мы чтим его имя.

А КОГО ИЗ КЫРГЫЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КРОМЕ МАНАСА, ВЫ СЧИТАЕТЕ ДОСТОЯНИЕМ КЫРГЫЗСТАНА –  ЛЮДЬМИ, О КОТОРЫХ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ?

Знаете, у нас было много героев, но в свое время политика социал-нигилизма сделала все, чтобы мы их забыли. Сейчас имена этих героев раскрыты, но теперь в людях нет той идеологии и патриотизма, которые были в Союзе. Если бы это восхищение Родиной осталось, мы бы больше чтили своих героев.

А ЧТО ДЛЯ ВАС ПАТРИОТИЗМ? ВЕДЬ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ, БЛАГОДАРЯ ОДНОИМЕННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППИРОВКЕ, КОТОРАЯ ИЗБИВАЕТ ГРАЖДАНОК КЫРГЫЗСТАНА ЗА ГРАНИЦЕЙ, ЭТО СЛОВО ПОТЕРЯЛО СВОЙ СВЯЩЕННЫЙ СМЫСЛ, ОНО СТАЛО ПРОСТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩИМ СЛОВОМ…

Патриотизм, в моем понимании – это не избиение девушек за то, что они встречаются с иностранцами, а вклад в общество, в развитие страны. Вот я поднимаю аэропорт – я патриот, я делаю свое дело, делаю хорошо, и стране от этого лучше. Вы развиваете журнал, хороший, интересный – вы тоже патриот, вы вносите свой вклад в развитие общества. А то, что делают эти бандиты – фарс и беззаконие. Патриоты должны приносить в жизнь что-то позитивное и полезное.

ВЫ –  БИЗНЕСМЕН, ХОЗЯЙСТВЕННИК. КОГДА-ТО В ЛЕГЕНДАРНОМ ПАРЛАМЕНТЕ БЫЛИ БИЗНЕСМЕНЫ, ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ БОГАТЫ, ИМ НЕ НУЖНО БЫЛО ВОРОВАТЬ, ОНИ ВКЛАДЫВАЛИ ВСЕ В РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА. ВЫ СЕБЯ КАК ХОРОШЕГО БИЗНЕСМЕНА НЕ ВИДИТЕ В ПОЛИТИКЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ?

Бизнесмен должен заниматься бизнесом, политикой пусть занимаются политики.

А ЧТО, ПО СУТИ, ЧИЩЕ И БЕЗОПАСНЕЙ: ПОЛИТИКА ИЛИ БИЗНЕС?

Скорее всего, политика сложнее. Бизнес есть бизнес – плати налоги и спи спокойно.Бизнесменам всегда не хватает денег и времени. Если у чиновника будут лишние деньги, он положит их в банк или купит недвижимость. А бизнесмен все вложит в дело.

В КАКОЙ ЕЩЕ СФЕРЕ ВЫ СЕБЯ ВИДИТЕ, КРОМЕ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА?

В хозяйственной. Над аэропортом я работаю уже несколько лет, доход его вырос, мы наблюдаем прогресс, буквально, во всех сферах. Но я продолжаю слышать, что «аэропорт очень коррупционный». Мы с утра до вечера работаем, стараемся что-то делать, но все равно идут слухи, что «там воруют», «там коррупционные схемы», это, конечно, не прибавляет оптимизма. Но мы продолжаем работать и приносить доход, а это, думаю, и есть доказательство успешности и эффективности любого предприятия. Хотя, наверное, если бы я не работал над проектом «Аэропорт «Манас»», то все равно бы занимался хозяйством, развивал бы какой-нибудь другой проект.

У НАС ВСЕГО ОДИН АЭРОПОРТ, У ВАС НЕТ КОНКУРЕНЦИИ, ВОТ И КРИТИКУЮТ ТОЛЬКО ВАС.

Может быть. Но мы стараемся. Например, в прошлом году открыли ОсОО «ManasHandlingGroup», дочернюю компанию, которая обеспечивает весь сервис на территории аэропорта. Это стопроцентное дочернее предприятие. VIP-зал, такси, парковка, наземное обслуживание воздушных судов – раньше всем этим занимались частные лица, они зарабатывали на этом деньги. А теперь аэропорт зарабатывает сам, ежемесячно это плюс-минус 200 тысяч долларов дохода. Аэропорт не теряет деньги. На доход дочерней компании мы приобрели такси, чтобы все прилетающие могли без страха добраться домой, ведь такси принадлежит аэропорту, а это уже гарант безопасности. Приобрели 40 машин, поставили дополнительные камеры слежения по всему периметру территории аэропорта. Одновременно садится три самолета – это 450 человек, а машин такси всего 40, пока они не успевают принять всех, но мы постепенно улучшаем сервис. Аэропорт – воздушные ворота Кыргызстана, здесь нужно построить максимально комфортные условия. И мы работаем над этим. Через два месяца планируем начать реконструкцию аэровокзального комплекса «Манас», будет транзитный зал. Специально наняли технического специалиста-проектировщика из Германии, чтобы все было по евростандарту. Закончим реконструкцию в 2013 году.

ВЫ СЕЙЧАС – БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК, НАЧАЛЬНИК, ВЫ ВСЕГДА ХОТЕЛИ БЫТЬ ЛИДЕРОМ, ИЛИ ТАК ПРОСТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

Я и в школе был лидером, «атаманом». Я вовремя понял, что мне нужно заниматься бизнесом или развитием гособъектов. Думаю, что политик или госчиновник не сможет заниматься бизнесом, ему будет тяжело. Из ста чиновников, занявшихся бизнесом, успешными будут 1-2 процента. То же самое случится, если бизнесмены пойдут в политику. Каждый должен заниматься своим делом.

Аэропорт – воздушные ворота Кыргызстана, здесь нужно построить максимально комфортные условия.

БЫЛ ПРОВЕДЕН БЛИЦ-ОПРОС СРЕДИ ВАШИХ СОТРУДНИКОВ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ВЫ ЧУТЬ ЛИ НИ САМЫЙ ГУМАННЫЙ ШЕФ В МИРЕ. ВЫ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НАСТОЛЬКО ДОБРЫ И ГУМАННЫ ИЛИ ПРОСТО ВАШИ СОТРУДНИКИ ВАС БОЯТСЯ?

Я думаю, чтобы управлять компанией, повышать голос и кричать благим матом не обязательно, можно просто попросить. Нужно относиться к сотрудникам по-человечески, и они будут более ответственны.

КАК НУЖНО СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ПОДЧИНЕННЫМИ?

Подчиненным нужно создать человеческие условия, при этом требовать качественного исполнения работы, а по праздникам давать премии и бонусы отличившимся.

ВОСПИТАНИЕ ПОДЧИНЕННЫХ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ: ЕСТЬ ЛИ ТУТ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ?

Если честно, я с утра до вечера на работе. На воспитание детей, стоит признать, у меня времени не хватает. Жена воспитывает. Я стараюсь уделять им больше времени, но не получается. У меня сын и три дочки. Я работаю, чтобы у них было хорошее будущее. Хочу, чтобы Кыргызстан был процветающей страной, потому что в ней будут жить мои дети и внуки. Когда здесь было неспокойно, я, признаюсь, очень переживал. Если бы у меня были только сыновья, я бы переживал меньше. Мужчина – есть мужчина, пробился бы, хотя бы и грузчиком работал, но человеком бы стал. А девушки… девушки не должны заниматься тяжелым трудом, это мы, мужчины, должны работать.

ТО ЕСТЬ, ВЫ ВИДИТЕ СВОИХ ДОЧЕК, НЕ ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ТЯЖКИМ ТРУДОМ, ПОТОМУ ЧТО ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ. А ЧТО ДЛЯ ВАС ЖЕНЩИНА? КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Вот, например, у меня три дочери, которые получают одинаковое воспитание, едят одну и ту же еду, но у каждой свой характер. Женщина может быть разной. Хочет работать – работает. Кто-то деятельный, кто-то спокойный. Это должно зависеть от таланта и окружения, наверное. Женщины должны быть такими, какие они есть.

А ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ВАШ СЫН ПРОДОЛЖАЛ ВАШЕ ДЕЛО, В ДУХЕ ИТАЛЬЯНСКОГО СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА? ИЛИ ОН ДОЛЖЕН ИДТИ СВОИМ ПУТЕМ?

Сначала нужно узнать, какие у него таланты, чем он увлекается, и потом только решать. Вообще, он должен идти своим путем, заниматься тем, что ему дорого, чем бы это ни было.

КАК УСПЕШНЫЙ БИЗНЕСМЕН, СКАЖИТЕ, КУДА СТОИТ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ?

Кыргызстан сейчас в списке международных инвесторов отмечен красным цветом. Сюда боятся вкладывать, мы ненадежны. К тому же любой инвестор вкладывает деньги туда, откуда можно получить хорошую маржу. Но, как известно, главное богатство любой страны – это человеческие ресурсы, народ. Страна начинается с тебя… И, если каждый из нас будет вносить свой посильный вклад во благо своей родины, к примеру, так, как сейчас это делают наши соотечественники за рубежом, то, думаю, и наше государство вскоре станет инвестиционно-привлекательным, а отсюда и положительные сдвиги, и прогресс.

А ВЫ САМИ СПОСОБНЫ ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ В РИСКОВОЕ ДЕЛО? КАК ВЫ ВООБЩЕ ОТНОСИТЕСЬ К РИСКУ?

Риск риском, а в бизнесе все нужно анализировать. Любой риск должен быть просчитан до мелочей. А к экстриму, как спорту и отдыху, я отношусь очень положительно, хотя пока только на лыжах катаюсь. С удовольствием попробовал бы что-нибудь еще, но времени катастрофически не хватает. Я так устаю на работе, что беру один в году отпуск на неделю и просто сплю. А потом я снова готов к разработке проектов, к работе, ко всему.

КАК ДОЛГО ВЫ МОЖЕТЕ РАБОТАТЬ НА ОДНОМ МЕСТЕ? НЕ ВОЗНИКАЕТ ЖЕЛАНИЯ СМЕНИТЬ «МЕСТО ПОЛОЖЕНИЯ», ВСЕ-ТАКИ В НАС КРОВЬ КОЧЕВНИКОВ…

Как говорится, если жена хороша, то зачем тебе другая? Если мне нравится работа, если есть что развивать, то я буду трудиться до «победного конца», так сказать. Главное – быть «всегда на позитиве».
Качество друзей зависит от качеств человека. Мои друзья остались такими же, потому что и я не изменился, несмотря на финансовую состоятельность и статус.

Media

{gallery}244{/gallery}