Конная амуниция

Wednesday, 21 December 2011 19:28
Автор: #ONE MAGAZINE

Современный мужчина использует в качестве средства передвижения автомобиль вместо коня, а удобное сиденье с подогревом служит ему в качестве «модифицированного» седла. Тем не менее, культура конного спорта и развлечений не только не исчезла, но стала символом принадлежности к классу господ. Первое о чем стоит позаботиться, отправляясь на конную прогулку – это седло.

седло

Седла начали применяться людьми примерно три тысячи лет тому назад. Существуют несколько классификаций современных седел, одна из которых выглядит следующим образом:

СЕДЛО АНГЛИЙСКОГО ТИПА

Это седло предназначено для большинства видов классического конного спорта.

CЕДЛО ВЕСТЕРН ИЛИ ПАСТУШЬЕ СЕДЛО

Такое седло используются в киносъемках вестернов, иногда в туристических походах, поскольку их конструкция такова, что при правильном подборе такого седла лошадь может проводить под ним до пяти часов в день без ущерба для мышц спины, в то время как под седлом английского типа лошадь может проводить не более 2 часов в день.

СЕДЛО АЗИАТСКОГО ТИПА

Cовременные азиатские седла принято делить на две группы: седла Центральной Азии и седла Восточной Азии. Оба типа предназначены для долгих конных походов по неоднородной местности, когда нагрузка на разные части тел как всадника, так и лошади, постоянно меняется, создавая предпосылки для физических неудобств и травм. Азиатские седла максимально минимизируют эти неудобства.

КЫРГЫЗСКИЕ СЕДЛА

Бывают нескольких видов: дамские, «кучмач» (парадные), вьючные и «куранды» (хозяйственные). Дамские седла, в отличие от парадных и хозяйственных, отличаются особой красотой, маленькими размерами и весом и искусной отделкой. В давние времена дамские седла отдавались исключительно знатными, богатыми людьми в качестве приданного своим дочерям.

седлоПарадные седла отличаются от хозяйственных седел декоративной отделкой: присутствует тиснение по коже, серебряная и другая металлическая отделка – все для эффектного вида.

Вьючные седла применялись для перевозки на спине у животных довольно больших грузов за счет равномерного распределения веса. Кыргызские седла исторически учитывают в своей конструкции кочевой образ жизни: при долгих поездках они позволяют и всаднику и лошади чувствовать себя комфортно. К примеру, потник отделяется от седла, давая возможность высушить потник после долгих поездок или дождя. В древности седло и потник использовались всадником как походный спальный мешок.

Уникальность кыргызского седла в том, что оно вырезается из цельного куска древесины, затем обшивается кожей. Немаловажной деталью
является и то, что каждое седло – это сочетание ручной работы, вдохновени и таланта того или иного мастера, вкладывающего в свое изделие душу. Древесина для седла подбирается с особым тщанием из березы, тальника, ракиты и особого вида тополей «бака терек». Правильная обработка древесины обеспечивает прочность и долговечность седла. Для этого древесину сушат, выдерживают в тени, оберегая от влаги и попадания прямых солнечных лучей.

При изготовлении кыргызских седел используются только натуральные компоненты: кожа, древесина, хлопок и войлок. Только украшения и некоторые детали как, например, стремена требуют металла, кстати, стремена специально делают широкими, чтобы при падении не сломать ноги.

Хорошее седло при правильном применении и уходу служит очень долго. Нередко можно встретить седла изготовленные полвека назад, находящиеся в рабочем состоянии. В Историческом музее города Бишкек можно увидеть седло в рабочем состоянии, изготовленное в XVIII веке.

СТАНДАРТНАЯ КОНСТРУКЦИЯ АНГЛИЙСКИХ СЕДЕЛ

  1. седлоШнеллер, специальное металлическое приспособление с замком
  2. Головка
  3. Передняя лука, передняя металлическая дуга, скрепленная к ленчику
  4. Основа седла (ленчик), изготавливают в основном из металла
  5. Сиденье, изготавливается из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади
  6. Задняя лука, задняя металлическая дуга, также скрепленная к ленчику
  7. Подушка: изготавливают из плотной материи и набивают шерстью. Располагают их под сиденьем, они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него
  8. Стремя, изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой
  9. Крыло седла, изготавливается из кожи. Крылья служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник
  10. Путлище, кожаный ремень с пряжкой для стремян, продевается в шнеллер
  11. Валик

САМЫМ ПРОСТЫМ

И самым распространенным остается английское седло. У него практически нет недостатков. Если в португальском или испанском, впрочем, как и в кыргызском, седле всадник вынужден сидеть на некой особой посадке, то в английском седле он может принять любую посадку, которая заблагорассудится и, в том числе, старую школьную, с ногами, чуть-чуть устремленными вперед. Единственный недостаток – это то, что такие седла не очень удобны и комфортны при долгих поездках, как для лошади, так и для ездока.