Кинорежиссер, мечтатель и будущий сенсей
#1. ЧЕМУ УЧИТ МОЁ КИНО
Искусство – оно не пытается учить, скорее – пытается показать жизнь, чтобы человек посмотрел на себя и пришёл к каким-то определённым выводам: что мир красив, что жизнь прекрасна, что не существует разницы между национальностями, социальным положением, а существует единство: душевное единство, единство духа и мира.
#2. О ХЭППИ-ЭНДАХ
Когда человек идёт в кино и выходит с таким пессимистическим настроением, то жизнь у него потихоньку начинает ухудшаться. А когда он выходит с приподнятым настроением, жизнь у него начинает улучшаться. Это такая закономерность.
#3. О ПРАВДИВОМ КИНО
Правдивое кино помогает человеку ощущать, что от него зависит многое в этой жизни – что он должен совершать какие-то поступки, чтобы его жизнь улучшилась.
#4. О КАТАСТРОФАХ
Я бы не говорил, что любая стихийная катастрофа – это божья кара. Я бы сказал, что это реакция биосферы Земли на биоэнергетическое состояние общества. Когда начинаются волнения в обществе – это приводит к биосферным катаклизмам. И волнения могут произойти в Кыргызстане, а землетрясение произойдет, к примеру, в Таджикистане. Связь существует, и это не религиозное утверждение, это научно подтверждённый факт.
#5. О «БОЗ САЛКЫНЕ»
«Боз Салкын» мне приснился во сне. Я увидел его давно, за лет 12–13 до того, как снял эту картину. В моём сне два чабана спустились с разных жайлоо, встретились после долгого перерыва, решили обмыть и зашли в кафе. Там выпили и, увлекшись, очень опьянели, а когда провожали друг друга, то перепутали лошадей. Лошади, естественно, увезли каждого в совершенно другие юрты, и они поменялись не только лошадьми, но и юртами и жёнами.
Этот сон мне показался фантастически забавным, и я подумал, что из этого могла бы получится очень интересная картина.
Меня часто обвиняли в популяризации похищения невест, имея ввиду фильм «Боз Салкын». Но ведь фильм совсем не об этом, похищение невесты было фоном: это кино об отношениях между парнем и девушкой, о верности и предательстве, об отношениях до свадьбы – вот о чём. И то же самое с картиной «Влюблённый вор».
#6. ОБ АВТОРСКОМ КИНО И МЕЙНСТРИМЕ
Что значит «авторское кино» – это когда автор делает открытие. Идёт такая протоптанная дорога, а кто-то раз – и пошёл по полю. Нашёл другой путь. И появляется тропинка. И люди начинают за ним идти. Потом там прокладывают аллею, строят дорогу. Люди, которые ходят уже по шоссе – это люди, кто занимается коммерческим искусством, мейнстримом. Это уже проторенная тропинка: все знают, что на такие фильмы люди будут ходить, на этом можно зарабатывать деньги, если не в залах, то на грантах.
У меня мечта, надежда, что однажды я профессионально займусь дзюдо. Восточные единоборства очень полезны в кино. Молодёжь любит, когда добро побеждает зло, когда много драк и так далее, я думаю, что в недалёком будущем я смогу снять картину с боевыми видами искусства или с уличными драками.
#7. О МОНИКЕ БЕЛЛУЧИ
Когда я вернулся из Марракеша, я говорил: «Я получил Гран-При!» А мне все отвечали: «Ты целовал Монику Беллучи!» Всех интересовал не я, а она. А я в первый раз услышал о Монике Белуччи там, в Марракеше. И вообще, меня больше интересовал мой приз...
#8. О КАРАТЕ
Когда мы оканчивали школу, это был конец семидесятых – начало восьмидесятых, к нам пришло карате. Это было просто болезнью: мы всё время пинались, работали ногами, уличные драки – это было любимое занятие молодёжи. Обязательно нужно было драться класс на класс, улица на улицу. Как я мог стоять в стороне? Это было такое общее развлечение. Это было очень интересно.
#9. О СПОРТЕ
Спорт – это выброс негативной энергии. Это, в первую очередь, когда ты демонстрируешь способности своего тела, когда ты восхищаешься его красотой, умениями, способностями.
#10. О «МАНАСЕ»
Я думаю, что втайне каждый режиссёр мечтал снять «Манаса» – и эта мечта помогает совершенствоваться, помогает питаться корнями, изучать духовную культуру своего народа. «Манас» – это безбрежное море вдохновения, подпитка духовной энергией.
#11. О КЫРГЫЗСКОМ КИНО
Кыргызское кино отличает удивительная духовность, поэтичность, внутренний мир, богатый своими подводными сюжетами – не то, что сразу видно глазу, а то, что нужно выявить – оно пропитано самобытностью, и мы можем этим гордиться.
#12. О БУДУЩЕМ
Придёт время, когда не будет разницы, где снимать – в Бишкеке или Лос-Анджелесе.