Сергей Бодров: мне интересно жить

Четверг, 07 Февраль 2013 09:33
Автор: #ONE MAGAZINE

Для всех он навсегда останется Данилой Багровым – культовым героем конца 90-х. Цитаты из «Брата» и «Брата 2» станут крылатыми, а фраза: «В чем сила, брат?» стала самой известной и популярной. И все будут думать, что Сергей сыграл самого себя. На самом деле это не так. Но обо всем по порядку.

Сергей родился 27 декабря 1971 года в Москве. Его отец – режиссер Сергей Бодров, мать – Валентина Николаевна, искусствовед. В детстве Бодров мечтал стать… мусорщиком: «В детстве я мечтал стать мусорщиком. Мне очень хотелось ездить на оранжевой машине».

Вообще, Бодров очень много вспоминал о своем детстве и о том, каким он был в детстве: «Когда я был маленьким, я считал себя очень умным. По крайней мере, мне было сложно представить человека умнее меня, кроме, разве что, нескольких взрослых. Это ощущение прошло, когда я прочитал книгу Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Меня поразило, что то же самое и теми же словами вспоминает о себе писатель. Примерно в то же время я узнал о бесконечности Вселенной. Тогда я понял, как много существует маленьких внутренних миров и какой необъяснимый большой мир они образуют...».

А вот еще один случай, который вспомнил Сергей и который характеризует его полностью и без лишних слов: «Однажды я украл у товарища машинку. Играть в нее я не смог. Начал ужасно мучиться. Про это узнала мама и посоветовала позвонить родителям того мальчика. Стыд был чудовищным, сама мысль о звонке – непереносимой, но я решился. Тогда я понял, что мужественные поступки совершать труднее, чем постыдные, но зато они делают тебя сильнее». Согласитесь, что не каждый ребенок думает подобным образом.  

Сергей окончил школу с углубленным изучением французского языка. Учителя вспоминают, что Бодров был активным учеником, не был ни задирой, ни пакостником. Но если было нужно, то мог за себя постоять. Сам Сергей вспоминает следующий случай из школьной жизни: «Однажды мы с друзьями сидели после уроков в школьной раздевалке. Мимо проходила учительница младших классов, которая решила, что мы лазили по карманам. Началось разбирательство. О случае воровства объявили на родительском собрании. Оправдываться было невозможно, даже родители засомневались. До этого мне приходилось врать, но, как правило, неудачно. Поэтому сила и авторитет правды были для меня несокрушимы. Но тогда я понял, что даже если ты прав, то это вовсе не значит, что тебе будут верить. Оказалось, что за правду надо бороться...».

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ГОДЫ

После окончания школы Сергей хотел поступать во ВГИК. Но после разговора с отцом он передумывает. И в 1989 году поступает на отделение истории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности живопись венецианского Возрождения: «Я учился в университете на истории искусства, это от кино, вроде бы, далекая профессия. Сначала не хотел туда поступать. Мне эта профессия казалась немножко женской, несерьезной. И в «день открытых дверей» нам сказали, что учеба – праздник, а то, что нас дальше ждет – никто не знает. Но я считаю, что семь лет, которые я отдал науке, прошли не зря…». Как-то раз, в 1991 году, изучая искусство в Италии, он устраивается на работу спасателем: «Это был 91-й год, за работу спасателя платили с моей точки зрения бешеные деньги – 20 долларов в день.

Я занимался итальянским искусством и устроился на пляж в курортном городке, чтобы заработать на путешествие по стране. И потом еще три лета подряд ездил в Италию работать на пляже и считался на курсе абсолютным счастливчиком».

Окончив университет в 1994 году с красным дипломом, он остается в аспирантуре. И как итог, в 1998 году Бодров защищает диссертацию на тему «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения» и получает степень кандидата наук.

По словам Сергея, в университете он научился видеть красоту в простых вещах – во всем том, что его окружало. И как-то, отвечая на вопрос журналиста, пригодилось ли ему образование в жизни, ответил: «Конечно. Вот приезжаешь в какой-нибудь город. Что обычно об этом городе знаешь? Что там есть центральная площадь, какие-то магазины.… А я знаю, что там, в музее, есть одна картина, у которой ты можешь целый день провести. И этот день прибавляется к твоей жизни».

«детство – самое важное и потрясающее в жизни человека. И я стараюсь не забывать про то, каким был я, чего хотелось мне…»

Алексей Балабанов о Сергее Бодрове (режиссер фильмов «Брат», «Брат-2», «Война»): «Господом ему дано какое-то странное глубокое и мощное обаяние, которое не зависит от него самого. Он просто стоит - и все происходит. Может ничего не делать - просто улыбнуться, и все сразу случится. И при этом он очень мобильный, очень умный, очень набрал в профессии за последнее время. Он уже понял, что такое быть актером - хотя не желает им быть. я думаю, что станет он режиссером - тем более, что хочет этого…»

«В КИНО Я ПОПАЛ СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО…»

Свои первые роли Сергей сыграл, когда еще учился в университете. В фильме «Свобода – это рай», режиссером которого был отец Бодрова – С.В.Бодров, он сыграл эпизодическую роль малолетнего преступника. Позже, уже в 1992 году, в фильме «Белый король, красная королева» Сергей опять же сыграл эпизодическую роль посыльного швейцара. Но это было всего лишь начало.

В 1995 году Сергей Бодров-старший собирается выезжать со съемочной группой в Дагестан для съемок фильма «Кавказский пленник»: «Меня отец пригласил, он режиссер, снимал фильм «Кавказский пленник». Я собирался ехать в экспедицию рабочим, а за три дня до съемок, когда уже должны были уезжать, вдруг спросил меня, смогу ли я сыграть эту роль? Я сказал, что мог бы. Сделали пробу, меня утвердили». Так вот неожиданно для себя Сергей впервые в своей жизни получает главную роль – роль призывника Ивана Жилина. И сыграл он ее на «отлично». Фильм получил множество различных наград, таких как приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале, гран-при «Хрустальный глобус» и приз экуменического жюри на фестивале в Карловых Варах, гран-при «Сталкер» одноименного кинофестиваля в Москве, приз зрительских симпатий на фестивале в Сиднее. Сам же Сергей получил приз за лучшую роль совместно с Олегом Меньшиковым на кинофестивале в Сочи. Помимо этого приза, он получил и приз за лучший актерский дебют на фестивале «Балтийская жемчужина». Вместе с призами пришла и популярность.

Но поистине огромную популярность Сергею принесли роли в фильмах Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2». Познакомившись с Балабановым на одном из кинофестивалей, проходившем в Сочи в 1996 году, режиссер приглашает Сергея на киностудию «СТВ», которая занималась съемками фильма «Брат». Бодров получает главную роль. Его напарником по фильму становится Виктор Сухоруков. Фильм выходит на экраны в 1997 году. СМИ обрушились с огромной критикой на картину, обвиняя ее в расизме и русофобии (как фильм, снятый для западного зрителя).

Но как бы ни критиковали этот фильм, огромное количество зрителей полюбило его, а для многих главный герой фильма – Данила Багров – становится кумиром. Некоторые даже называли Сергея «героем нашего времени».

Сам же Бодров высказывается о своем герое следующим образом: «Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат.… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счет в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата… Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает…». Тем не менее, фильм «Брат» получает Гран-при на Сочинском фестивале, специальный приз жюри и приз FIPRESCI на международном фестивале в Турине, такие же награды в Котбусе, Гран-при в Триесте. Сергей получает приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Сочи и в Чикаго и премию «Золотой Овен».

Через три года в 2000 году на экраны выходит фильм «Брат 2». Вообще, идея снять продолжение фильма «Брата» изначально была всего лишь шуткой.

Об этом рассказал сам Сергей в одном из своих интервью: «Когда мы в «Брате» снимали эпизод, как Данила сидит с мамой, и она говорит: «Вот, брат твой в Питере уважаемым человеком стал», – то шутили, что «Брат-2» будет начинаться, как Витя сидит в том же доме и мать говорит ему уже про Данилу. Вот из этой шутки родился «Брат-2».

Сергей снова сыграл всем так полюбившегося Данилу. География съемок фильма была намного шире, чем в первом «Брате». Съемки фильма проходили в Москве, Нью-Йорке, Чикаго и Питтсбурге. И опять же после выхода фильма в массовый прокат средства массовой информации обрушились на него с критикой. Теперь говорилось о том, что фильм содержит расистские идеи, угрожает национальной безопасности и оскорбляет украинскую и американскую нации. На все эти высказывания Бодров отвечал: «Нам важно было сказать не то, что все американцы — козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы — не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна. А в кино озвучивать ее пришлось слишком ярким способом просто потому, что это кино. В кино все должно быть несколько утрировано». «Снимают же американцы кино про русских, где Шварценеггер-милиционер отрывает мафиози деревянную ногу, из нее сыплются наркотики, а по улицам ходят медведи. То есть мы — полные придурки! Так почему мы не имеем права пошутить над американцами?» – говорил уже в другом интервью Сергей.

Конечно же, Сергей снялся не только в этих двух фильмах. Были и роли в других картинах, таких как «Медвежий поцелуй», «Давай сделаем это по-быстрому», «Война», «Стрингер», «Восток-Запад». Но для всех он навсегда остался Данилой Багровым, простым парнем, который так сильно любил правду. Он никогда не обижался на то, что его сравнивают с Данилой. Сергей просто отвечал: « Я-то знаю, что это не совсем так, поэтому не обижаюсь». Как бы это странно ни звучало, но Сергей Бодров не хотел признавать себя актером: «Я не актер и чувствовать себя им не буду, чтобы стать актером нужно больше самовлюбленности, и главное – стремление всем понравиться. А во мне этого нет».

Такой Же, Как Все

Все думают, что актеры не такие, как все, что они чем-то да и отличаются от остальных. На самом деле, они такие же, как и все. Таким же простым был и Сергей. Он любил ездить на машине, пить чай с лимоном, кино. Во время съемок любил читать какую-нибудь книгу: «На съемках я все время книжку читаю, потому что съемочный процесс в кино – это постоянное ожидание.

А время-то очень дорого, поэтому нельзя скучать. Мы все скучаем иногда. Но мне, например, как-то неловко, думаю: «Ну что ты скучаешь? Кругом такой прекрасный мир! Смотри, записывай, запоминай, придумывай байки, чтобы потом рассказать их». Новый год предпочитал отмечать с родными, так как считал, что это семейный праздник. Была и мечта у Сергея, правда, никому не говорил какая:

«…если рассказать, какая же это будет мечта? Смысл ведь не в том, чтобы ее исполнить, а в том, чтобы у тебя всегда было о чем помечтать». Он не любил подходить к телефону, фотографироваться. Не любил ходить на тусовки и светские вечера.

ПРОГРАММЫ «ВЗГЛЯД» И «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»

Помимо съемок в кино Сергей принимал участие и в съемках телевизионных программ. В октябре 1996 года Бодров становится ведущим программы «Взгляд» на канале ОРТ. Эту программу он будет вести целых три года до августа 1999 года. Позже, после ухода из телепередачи, он будет вспоминать один случай, произошедший с ним на съемках одного из выпусков программы: «Мы делали акцию: дети писали о своих желаниях Деду Морозу. И вот один мальчик написал письмо: «Дорогой Дед Мороз, случилось несчастье. У меня есть старший брат, он играет на трубе, и он эту трубу потерял, плачет, я тоже очень расстраиваюсь. Пожалуйста, пришли моему брату трубу». И я поехал снимать сюжет про этого мальчика. Когда увидел его, удивился: такой циничный, рыжий, «отмороженный» парень, толстый бутуз, никогда не скажешь, что он мог написать такое письмо. Так что я всегда понимал, что правды в детях больше, чем во всем остальном». По словам Сергея, он ушел из программы «Взгляд» потому, что хотел сделать что-то большее, но, тем не менее, он говорил, что программа дала ему многое: «Я познакомился со столькими людьми, услышал столько историй, прочел столько писем — на другой работе это просто невозможно. В этом был очень правильный заряд. Помоги двум-трем людям — и передача уже существует не зря. Но этим надо заниматься ответственно».

В 2001 году Бодрова приглашают комментировать и руководить новым телевизионным шоу «Последний герой». Один из участников, Александр Целованьский вспоминает о работе Сергея в «Последнем герое»: «Капитан яхты, на которой мы добирались до нашего острова, оказался французом, и Бодров совершенно непринужденно, можно сказать, запросто с ним общался по-французски. Перед нами знаниями не кичился, не показушничал. Он вообще человек, не работающий на публику, доброжелательный, спокойный и всегда улыбающийся.

Казалось, не существует на свете силы, способной вывести «Брата» из себя, заставить повысить голос или употребить ненормативную лексику. Тем не менее, он элегантно, но уверенно мог поставить на место зарвавшихся... Когда я выиграл приз – встречу с женой на яхте, - мне там предложили разные деликатесы, в том числе красное вино. Я налил себе и Бодрову. Он смущенно улыбнулся и отодвинул бокал. Затем, потупив глаза, тихо так сказал: «Саш, прости, но мне нельзя: я все-таки на работе». И густо-густо покраснел. Я лишь расхохотался: «Да брось ты, я ведь тоже на работе». Серега улыбнулся, и мы выпили….». Позже его приглашали вести продолжение игры, но он отказался.

«Я ХОЧУ САМ СНИМАТЬ КИНО, СТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧИ СЛОЖНЕЕ И ИНТЕРЕСНЕЕ…»

И он снял. Снял свой собственный фильм – «Сестры». Идею фильма ему подкинул отец. «Оригинальная история написана и придумана Бодровым-старшим и казахстанской сценаристкой Гульшат Омаровой. Я сделал сценарий по их фабуле. Причем случилось все очень быстро. Я поехал в Америку на съемку, там отец показал мне эту историю, я за две недели ее переписал. Приехал сюда, показал Сельянову, продюсеру «Брата» и «Брата-2» со словами: «По-моему, я написал неплохой сценарий». Через три дня Сельянов пришел и сказал: «Давай сделаем это кино». От момента последней точки на бумаге и до запуска было всего четыре дня. Сказка!» – позже вспоминал в одном из интервью Сергей. Самым сложным оказалось найти исполнительниц на главные роли. Ежедневно на пробы приходило по несколько сот девочек. Но, в конце концов, героини были подобраны. Оксана Акиньшина и Катя Горина попали в поле зрения Сергея совершенно случайно:

«…когда я их увидел, я сразу понял, что это они. Проб не было».

В своем фильме он был не только режиссером, но и сыграл эпизодическую роль. А все из-за того, что не смогли подобрать актера: «…написана роль была не для меня: герой – красавец, черноглазый блондин. Художники-гримеры даже надо мной подшучивали: «Будем делать черноглазого блондина?» – рассказывал Сергей.

Премьера фильма состоялась в мае 2001 года. На фестивале в Сочи фильм «Сестры» получил Гран-при «За лучший дебют», а исполнители главных ролей получили приз и диплом жюри «За лучший актерский дуэт». На момент выхода фильма в свет ему было 29 лет. Казалось, что вся жизнь у него впереди, и что этот фильм начало его режиссерской карьеры… Но судьба распорядилась по-своему.

ТРАГЕДИЯ

Летом 2002 года Сергей приступает к съемкам своего второго фильма «Связной». Вот, что сам Сергей говорил о будущей картине: «…философско-мистическая притча о жизни двух друзей — этих людей я подсмотрел в жизни. Они романтики, путешественники, авантюристы. Конечно, будут и бандиты, заложники, в общем, все, что сопровождает нас в жизни. Фильм называется «Связной», и я в нем, как кофе в пакетике: три в одном — автор сценария, режиссер и главную роль играю».

Итак, в сентябре съемочная группа прилетает на Кавказ. 20 сентября съемочная группа выезжает из Владикавказа в сторону Кармадонского ущелья для съемок одного из эпизодов фильма. Никто и не предполагал, что это окажется последний съемочный день в жизни Сергея Бодрова.

Вот, что рассказал один из очевидцев той ужасной трагедии – омоновец, который в числе других шести омоновцев был приставлен к группе, чтобы ее охранять: «Я видел все и сам чудом уцелел.… В пятницу в 7 утра мы выехали из Владикавказа на место съемок в высокогорное селение Тменикау. Съемки начались в 10 часов… Погода стояла великолепная. Солнце, на небе ни тучки. Такой и летом не было….

После 17 часов появились тучи. Сергей посовещался с оператором – решили продолжать съемки. Но что-то им не понравилось. И в 18 часов группа начала собираться, чтобы вернуться рано утром в субботу и заснять восход солнца… Двое омоновцев – Давид Маниев и Янис Тедеев, спустились вместе с группой в ущелье к дороге. Эти ребята были постоянно прикреплены к Бодрову. Все должны были ехать во Владикавказ колонной. Лошадей забрали. А мы,четверо омоновцев и еще Дмитрий из киногруппы, остались охранять машины и аппаратуру. Дима еще по рации переговаривался с Бодровым, как завтра будут снимать. И что надо приехать пораньше. Мы сели за стол и собирались уже пить чай. Внезапно поднялся ветер и закапал дождик. Раздался страшный грохот. Казалось, что над головой летят сверхзвуковые бомбардировщики. «А может быть, это лавина?»– предположил кто-то. Точно – лавина. Это было в 20:10. Шум стоял такой, будто небо разломилось,– не знаю, как это все словами передать. Грохот продолжался с полминуты. У меня сразу возникли дурные мысли: группа же внизу...».Как выяснилось позже, со скалы на горе Джимара сорвалась глыба льда. Она упала на ледник Колка, и тот двинулся по ущелью, захватывая за собой камни. Этот поток накрыл Кармадонское ущелье, а вместе с ним и группу Сергея Бодрова. Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, но никаких результатов так и не принесли. На сегодняшний день пропавшими числятся более ста человек.

Как-то раз, отвечая на вопрос журналиста, который спросил его, прекрасен ли мир, он ответил: «Очень. Мне интересно жить. Интересно разговаривать с таксистом, с проституткой, которая сидит в этом баре, гулять по Крещатику, смотреть на лица. В магазины заходить, смотреть хорошее кино, читать хорошую литературу, потому что везде-везде-везде есть все то, что тебя радует. То, что ты можешь как бы взять себе».

Ему было всего 30 лет.

Экстрасенс
30492
В мире высоких технологий всегда есть интересные слухи и сплетни, недоступные простым обывателям. Взять хотя бы Nokia. Со стороны может…
1372
Эмир Кустурица – один из немногих режиссеров независимого кино, кому удается балансировать на грани андеграунда и мейнстрима. Его фильмы вызывают…
941
Прошлым летом две городские песни боролись за симпатии горожан – романтично-мелодичная «Фрунзе» в исполнении группы «Элес» и энергично-заводная «Малышка Би»…
1759
Управляющий Центра отдыха “Ала-Тоо”
1992
Обязательный пункт в райдере Наоми Кемпбелл – 16-летняя массажистка. Чем супер-модель не устраивают 17-летние, или хотя бы 18-летние – никому…
1591
Прямой наследник основателя коньячного дома Хеннесси о традициях, коньяке и Франции.
2666
1675
Руслан Абдумажитов, исполнительный директор ОсОО "Акнет"
1205
Вот в чем вопрос... Наверняка, вы слышали, а возможно, и сами утверждали, что мужчина красивым быть не обязан. Главное, чтобы немного…
4897