Мафия

Tuesday, 24 September 2013 06:15
Автор: #ONE MAGAZINE

“Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами” — Шопенгауэр сказал, вроде как и неплохо сказал ведь, в своем критичном стиле, за который любим многими. Конечно, образованные люди тут же непременно укажут, что он и получше говорил, бывало, да и с какой стати он отказывает народу, коротающему свое личное время за игрой в карты, в способности обменяться мыслями? И вообще, что шахматисты, молча переставляющие фигуры, тоже потенциально неспособны на высокий разговор со смыслом? Вступлюсь: видимо, в данном случае его раздражала не игра как явление, а что-то монотонно-цикличное в обывательской природе, сродни просмотру телевизора, что-то такое, на что культурному человеку свойственно досадовать в быту.

 

“Люди перебрасываются картами” — действительно, перебрасываются, в подавляющем большинстве карточных игр карта — это такой инструмент ведения игры, который необходимо предъявлять сопернику.

“Обмениваться мыслями” при этом нежелательно, иначе визави может что-то учуять, прознать о потенциале твоих “инструментов”. Но философ не знал об игре, где карта – не столько инструмент, сколько номинал игрока, его сущность, и играть в нее нужно “будучи в состоянии обмениваться мыслями”. Речь об игре “мафия”. Интересно, как бы высказался о любителях этой игры Шопенгауэр?

Городская мода подобна футболу или воспоминаниям о детстве — вовремя оказывается под рукой, когда не знаешь о чем поговорить, но очень хочется. Как и афоризмы знаменитых людей.

В Бишкеке — городе многослойном с точки зрения количества проживающих национальностей, благосостояния граждан, влияния религии на образ жизни — объектов моды может быть довольно много. И потом, согласитесь, город, на относительно небольшой территории которого ежедневно бурлит жизнь пятой части всего населения республики, не может не генерировать множество самых разнообразных “трендов”. Тем не менее, любопытно, что в городскую моду вдруг вписывается карточная игра. Причем, не любимый бабушками подкидной дурак, и не элитарный покер с его жуликоватой около денежной репутацией, а какая-то загадочная “мафия”.

Когда у нас этот “мафиозный” бум случился, пару лет назад, наверное? Разгулялась “мафия” тогда на славу: в городе возникали открытые и закрытые клубы для любителей игры, повсюду баннеры, реклама разной степени агрессивности. На мой взгляд, с этой, в принципе, безобидной игрой у нас случилось обидное — ее опошлили, перепроизвели.

Одним из явных признаков пошлости всегда считал искусственное наполнение понятия (предмета, явления, – чего угодно) пафосом, “элитарностью”.

В этом смысле “мафия” стала отвратительной почти сразу, игру накачали смыслами: “Психологическая игра, развивающая интеллект и социальные навыки, помогает мгновенно отличить ложь от истины в жизни”, — примерно так ее преподносили (да и сейчас преподносят). “Попасть в число избранных не так-то просто: играть в "мафию" могут только проверенные люди, которые пришли по рекомендации членов клуба!” — говорилось в одной рекламе. Да с таких позиций даже шахматы альчиками покажутся.

Мол, мы тут в “мафию” играем, а не в навозе пальцем ковыряемся…

И вот “мафия” уже не только развлечение, но и некий элитарный вид спорта, удивительная трансформация. К слову, приблизительно по тому же принципу, например, рождаются такие феномены смыслового китча, как “проститутки-вип” или “самогон премиум-класса”.

Есть в этой “мафиозной” популярности какой-то неуловимый общественный симптом, в плохом смысле, который старый немецкий мизантроп, чьими словами начинается этот текст, охарактеризовал бы примерно так: “Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются мыслями”. В общем, чувствую, не понравилась бы шопенгауэру наша мода.  

 

текст: Розовый Ганс