Великая шелковая муть

Tuesday, 24 September 2013 12:11
Автор: #ONE MAGAZINE

По характеру своей работы я много езжу по любимому Центрально-азиатскому региону. В международной политике обычно регионом обзывают географическое пространство, которое объединено рядом объективных факторов. Кроме природных ресурсов, советского прошлого и плова, регион Центральной Азии объединяет отсутствие коммуникаций между собой. Спустя более чем двадцать лет независимости, все еще сложно путешествовать по региону – визы, стереотипы, границы и плохие connections между столицами мешают Центральной Азии стать настоящим регионом.

Интересно, что все пять стран региона – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан – хорошо связаны с двумя внешними центрами притяжения: Москвой и Стамбулом. Третьим новым центром становится Урумчи. Поэтому часто, чтобы добраться из Ташкента в Душанбе, или из Бишкека в Ашгабат (Ашхабад), приходится лететь сперва в Москву или Стамбул, и потом назад – в регион. Хорошо, если через Стамбул, – можно день провести в средиземноморском климате, а если через Москву – чаще всего надо менять аэропорт, что всегда сопряжено с проблемами. В Урумчи же, скорее всего, придется оформлять транзитную визу.

 

1


Алматы / Астана

Легче всего путешествовать между Кыргызстаном и Казахстаном – кроме неплохой автодороги и отсутствия виз, есть регулярные рейсы между Бишкеком и обеими казахстанскими столицами – Алматы и Астаной. Алматы имеет больше всего потенциала превратиться в региональный хаб –
2отсюда летают самолеты во все столицы региона, хотя и стыковки не всегда удобные. Так что будьте готовы проводить по полдня, а то и больше, в не очень гостеприимном алматинском аэропорту. Здесь есть бесплатный wifi и неплохой кофе, а в укромном уголке в местном dutyfree имеется хороший шоколад местной фабрики “Рахат”. Астанинский аэропорт меньше и приятнее, хоть и стафф менее опытный.
Из-за погодных и других условий рейсы достаточно часто задерживаются. Не раз приходилось сидеть в Алматы часами, а то и сутками, дожидаясь рейса – изучил все закоулки, включая комнату матери и ребенка. А один раз и вовсе был единственным пассажиром рейса “Алматы-Бишкек”. Казахстанская “Air Astana”, наверное, лучшая авиакомпания в регионе с самой широкой географией покрытия но и у них случаются серьезные проблемы с сервисом.


Ашгабат

3В Ашгабат можно добраться через Алматы, Москву, Стамбул или Урумчи – Стамбул проще всего, оттуда есть, как минимум, три рейса в день. По прибытии в город любви нужно запастись
4терпением: после очереди на визу и паспортного контроля вам придется доставать паспорт еще несколько раз. А перед тем, как выйти из здания аэропорта, надо простоять очередь на таможенный контроль. Здание столичного аэропорта немного сумбурное и неудобное – аэропорт в Туркменбаши, бывшем Красноводске, что на Каспийском море, намного более впечатляющий. Улетать еще сложнее – и паспортный, и таможенный контроль более жесткий. Однажды пришлось просидеть в зале ожидания более 12 часов – в город нельзя, виза истекла. От ничегонеделания подвернул ногу, сидя на металлической скамейке, и выпил все пиво в маленьком баре на вылете.
Авиакомпания “Turkmenistan Howa Yollary” славилась низкими ценами на полеты. Да и сегодня из столицы на Каспий можно долететь за 25 долларов на "Боинге". Цены на международные рейсы поднялись, зато авиакомпания летает в такие экзотические места, как Амритсар, Бирмингем и Минск.5

 

Душанбе


Маленький аэропорт в Душанбе давно пора модернизировать: прилет и вылет в двух разных зданиях. Если по прибытии проблем особо не возникает, то старайтесь приезжать в аэропорт для вылета пораньше. После регистрации вам придется нести свой багаж до паспортного 6контроля самому и сдавать его отдельно (специальные меры по контролю над контрабандой наркотиков). Очередь на паспортном контроле вам покажется вечной – не удивляйтесь, если еще ждете своей очереди, когда объявят посадку на самолет.

Двумя крупными авиакомпаниями Таджикистана – “Tajik Air” и “Somon Air” – можно добраться в Тегеран или любой уголок Российской Федерации – от Сочи до Нижневартовска.

 

 

7Ташкент

Здесь главное – правильно заполнить таможенную декларацию, не терять ее и не вывозить больше денег, чем завезли. Очередь на таможенном контроле обычно длиннее, чем на паспортном, но зато есть бесплатный 8wifi, так что можно убить время. Очень недоброжелательный транзит – вас поместят в отдельное здание, где мало кресел и душно, а теплую воду можно купить только за узбекские сумы. Остаток местной валюты, впрочем, вы не сможете потратить в баре на вылете или dutyfree, здесь принимают только доллары и евро.
Авиакомпания “O`zbekiston Hova Yo`llari”, кроме классических направлений, совершает полеты в Манчестер, Ригу, Ханой и даже на Мальдивские острова.
Интересно, а что бы соседи написали про аэропорт “Манас”?

 

Текст: Жоомарт Ормонбеков