Откуда родом твоя футболка?

Среда, 25 Сентябрь 2013 06:57
Автор: #ONE MAGAZINE

 

Объем мирового рынка одежды и текстиля составляет более $700 млрд. в год. Китай возглавляет список крупнейших экспортеров одежды, захватив 31% мирового рынка. Тогда как Бангладеш является вторым после Китая экспортером западных брендов одежды, увеличив объемы экспорта одежды с нуля до $19 млрд. в год за два десятилетия. На сегодняшний день, в швейной промышленности Бангладеша заняты 4 миллиона человек, 80% экспорта страны обеспечивается за счет швейной промышленности. Как Бангладешу удалось стать мировой швейной фабрикой?

cover map

По данным МВФ и ВТО, Китай ежегодно экспортирует продукцию текстильной и швейной отрасли на сумму $150 млрд. В 2011 году первые ряды экспортеров одежды уверенно занял Бангладеш, отправив за свои границы одежду на сумму $19.4 млрд.

В десятку лидеров по экспорту одежды также входят и развитые страны, такие как Германия, Италия, Франция и Испания. Качество одежды, произведенной в этих странах, лучше, чем в Бангладеше или Тайланде. Обычно заказчиками европейских швейных фабрик являются бренды премиум-сегмента. Одежда, ориентированная на масс-маркет, производится в странах с дешевой рабочей силой: Индии, Бангладеше, Китае, Вьетнаме, Тайланде.

К примеру, в цепочке поставок шведского ритейлера H&M (Hennes & Mauritz AB) участвуют 262 швейных фабрики из Китая, 182 – из турции и 170 – из Бангладеша.

Себестоимость производства 1-ой рубашки в Бангладеше $3.7

Практически каждая страна прошла через так называемую “футболочную фазу” - период в экономике страны, когда слабая индустриализация вместе с довольно высоким уровнем безработицы создает такие условия, что незанятые люди, вместо того, чтобы “горбатиться” на полях, соглашаются на невысокую зарплату в швейных цехах.

Великобритания прошла “футболочную фазу” в конце XVIII века. В СшА “футболочная фаза” была дважды: на севере в IXX веке и на юге в XX веке. За последние 80 лет многие азиатские страны – сначала Япония затем Корея, Тайвань и Китай – перешли из данной фазы в более развитую экономику. Камбоджа, Вьетнам, Индия, Шри Ланка и Бангладеш проходят эту стадию в настоящее время. Но есть и пример в лице Гаити, которая не смогла трансформировать “футболочную” экономику в более технологичную, и застряла.

Исследование “AshgateCompaniontotheHistoryofTextileWorkers” изучило опыт 21 страны за последние 350 лет. Так, в момент разгара “футболочной фазы”, предприятия текстильной и швейной промышленности, под давлением конкуренции, стремятся найти новые преимущества. Обычно конкурентным преимуществом является производство продукции более высокого качества. Такая гонка является причиной конца “футболочной фазы”, и страна переходит в фазу“платьев”, иначе говоря, начинает производить более сложную продукцию, требующую квалифицированной рабочей силы. На этой стадии работодателям приходится платить более высокую заработную плату и обеспечивать соответствующими условиями труда. Расходы растут, и предприниматели начинают искать более прибыльные линии бизнеса, например, сборку бытовой техники. В конце концов, мы можем наблюдать то, что произошло в США, где экономика сегодня производит продукцию с высокой добавленной стоимостью (медицинское оборудование, автомобили), а автоматизированные заводы управляются высококвалифицированными специалистами.

04e835114925e2b523591a38c5a4ff5b-1

Себестоимость производства 1-ой рубашки в США $13.2

Согласно анализу ведущего экономиста Всемирного банка Санжая Катурия, растущая заработная плата в Китае создает новые возможности для стран с более низкой средней зарплатой. Бангладеш становится мировой швейной фабрикой, вытесняя даже Китай.

Среднемесячная зарплата работника швейной фабрики в Бангладеше $13.2

В 2008 году Китай перестал быть производителем самой дешевой одежды из-за высокого уровня вознаграждения рабочих и дефляции национальной валюты. Как раз этот период совпал с мировым финансовым кризисом, когда потребители с уменьшением доходов урезали бюджет на покупку одежды. Китай стал фокусироваться на одежде с высокой добавленной стоимостью, представляющей известные мировые бренды.

 

текст: Эльдан Усубакунов

В прошлом один из молодых и перспективных руководителей органов Национальной Безопасности КР, выпускник Российской Академии Внешней Разведки служил в Иране…
6468
Кто бы что ни говорил, но в Apple работают плохие и коварные люди. В момент, когда другие производители хоть немного…
1335
Принято считать, что родиной шашлыка является Кавказ. В Закавказье для каждого народа шашлык является национальным блюдом и потому имеет не…
1543
На вопрос «Что такое реализм в литературе?» один очень проницательный исследователь ответил: «Гоголь, Кафка и По». И вправду, невозможно найти…
682
“Если из Интернета убрать все порносайты, то там останется только один сайт с надписью“Верните порно!” Перри Кокс
4897
Рубрики "12 мыслей" за прошедший год
1892
Прямой наследник основателя коньячного дома Хеннесси о традициях, коньяке и Франции.
2726
СМИ – средства массовой информации, основной целью которых является донесение словесной, визуальной или звуковой информации до массового потребителя. С течением…
1974
Он возвращался из “Останкино”, был весел, хотел отпраздновать первый день весны вместе с супругой. Оставив авто в углу двора, вошел…
1062
Я сжимала листочек с вопросами руками, дрожащими то ли от нервов, то ли от холода. Моя цель сидела спиной к…
5266