Откуда родом твоя футболка?

Среда, 25 Сентябрь 2013 06:57
Автор: #ONE MAGAZINE

 

Объем мирового рынка одежды и текстиля составляет более $700 млрд. в год. Китай возглавляет список крупнейших экспортеров одежды, захватив 31% мирового рынка. Тогда как Бангладеш является вторым после Китая экспортером западных брендов одежды, увеличив объемы экспорта одежды с нуля до $19 млрд. в год за два десятилетия. На сегодняшний день, в швейной промышленности Бангладеша заняты 4 миллиона человек, 80% экспорта страны обеспечивается за счет швейной промышленности. Как Бангладешу удалось стать мировой швейной фабрикой?

cover map

По данным МВФ и ВТО, Китай ежегодно экспортирует продукцию текстильной и швейной отрасли на сумму $150 млрд. В 2011 году первые ряды экспортеров одежды уверенно занял Бангладеш, отправив за свои границы одежду на сумму $19.4 млрд.

В десятку лидеров по экспорту одежды также входят и развитые страны, такие как Германия, Италия, Франция и Испания. Качество одежды, произведенной в этих странах, лучше, чем в Бангладеше или Тайланде. Обычно заказчиками европейских швейных фабрик являются бренды премиум-сегмента. Одежда, ориентированная на масс-маркет, производится в странах с дешевой рабочей силой: Индии, Бангладеше, Китае, Вьетнаме, Тайланде.

К примеру, в цепочке поставок шведского ритейлера H&M (Hennes & Mauritz AB) участвуют 262 швейных фабрики из Китая, 182 – из турции и 170 – из Бангладеша.

Себестоимость производства 1-ой рубашки в Бангладеше $3.7

Практически каждая страна прошла через так называемую “футболочную фазу” - период в экономике страны, когда слабая индустриализация вместе с довольно высоким уровнем безработицы создает такие условия, что незанятые люди, вместо того, чтобы “горбатиться” на полях, соглашаются на невысокую зарплату в швейных цехах.

Великобритания прошла “футболочную фазу” в конце XVIII века. В СшА “футболочная фаза” была дважды: на севере в IXX веке и на юге в XX веке. За последние 80 лет многие азиатские страны – сначала Япония затем Корея, Тайвань и Китай – перешли из данной фазы в более развитую экономику. Камбоджа, Вьетнам, Индия, Шри Ланка и Бангладеш проходят эту стадию в настоящее время. Но есть и пример в лице Гаити, которая не смогла трансформировать “футболочную” экономику в более технологичную, и застряла.

Исследование “AshgateCompaniontotheHistoryofTextileWorkers” изучило опыт 21 страны за последние 350 лет. Так, в момент разгара “футболочной фазы”, предприятия текстильной и швейной промышленности, под давлением конкуренции, стремятся найти новые преимущества. Обычно конкурентным преимуществом является производство продукции более высокого качества. Такая гонка является причиной конца “футболочной фазы”, и страна переходит в фазу“платьев”, иначе говоря, начинает производить более сложную продукцию, требующую квалифицированной рабочей силы. На этой стадии работодателям приходится платить более высокую заработную плату и обеспечивать соответствующими условиями труда. Расходы растут, и предприниматели начинают искать более прибыльные линии бизнеса, например, сборку бытовой техники. В конце концов, мы можем наблюдать то, что произошло в США, где экономика сегодня производит продукцию с высокой добавленной стоимостью (медицинское оборудование, автомобили), а автоматизированные заводы управляются высококвалифицированными специалистами.

04e835114925e2b523591a38c5a4ff5b-1

Себестоимость производства 1-ой рубашки в США $13.2

Согласно анализу ведущего экономиста Всемирного банка Санжая Катурия, растущая заработная плата в Китае создает новые возможности для стран с более низкой средней зарплатой. Бангладеш становится мировой швейной фабрикой, вытесняя даже Китай.

Среднемесячная зарплата работника швейной фабрики в Бангладеше $13.2

В 2008 году Китай перестал быть производителем самой дешевой одежды из-за высокого уровня вознаграждения рабочих и дефляции национальной валюты. Как раз этот период совпал с мировым финансовым кризисом, когда потребители с уменьшением доходов урезали бюджет на покупку одежды. Китай стал фокусироваться на одежде с высокой добавленной стоимостью, представляющей известные мировые бренды.

 

текст: Эльдан Усубакунов

Член Центральной избирательной комиссии.Об амбициях, деньгах и райских девственницах
5074
Балет «Лебединое озеро» начался в половине седьмого. Ровно в шесть вечера, когда открылись двери театра, внутрь стали заходить люди –…
1208
Победитель в номинации «Лучший ресторатор года» по мнению #ONE MAGAZINE, о своем пути в науке, путешествиях и о том, что…
5871
Самый важный, однако, самый загадочный из всех земных вопросов: откуда мы и зачем пришли? В попытке найти ответ человечество проводит…
3143
Вопросы гендерного равенства и неравенства становятся все более актуальными. Существуют разнообразные подходы к борьбе за равноправие полов; для меня же…
863
Что нужно для того, чтобы быть хорошим колумнистом (журналистом, публицистом, эссеистом)? Чтобы твои тексты с интересом читали, цитировали их? Честность,…
1501
Солнце в зените, кола в правой руке. Недели за две до 13 июня все социальные сети кирнета ломились одной новостью…
2407
Общественный деятель
2726
Где-то в 2000 году Хилари Клинтон позавтракала в ресторане городка Альбион в штате Нью-Йорк, от которого она баллотировалась в сенат…
2807
Ректор Университета менеджемента и дизайна, член Совета попечителей Международного университета в Центральной Азии, кандидат педагогических наук, рассказывает о прошлом и…
6750