Откуда родом твоя футболка?

Среда, 25 Сентябрь 2013 06:57
Автор: #ONE MAGAZINE

 

Объем мирового рынка одежды и текстиля составляет более $700 млрд. в год. Китай возглавляет список крупнейших экспортеров одежды, захватив 31% мирового рынка. Тогда как Бангладеш является вторым после Китая экспортером западных брендов одежды, увеличив объемы экспорта одежды с нуля до $19 млрд. в год за два десятилетия. На сегодняшний день, в швейной промышленности Бангладеша заняты 4 миллиона человек, 80% экспорта страны обеспечивается за счет швейной промышленности. Как Бангладешу удалось стать мировой швейной фабрикой?

cover map

По данным МВФ и ВТО, Китай ежегодно экспортирует продукцию текстильной и швейной отрасли на сумму $150 млрд. В 2011 году первые ряды экспортеров одежды уверенно занял Бангладеш, отправив за свои границы одежду на сумму $19.4 млрд.

В десятку лидеров по экспорту одежды также входят и развитые страны, такие как Германия, Италия, Франция и Испания. Качество одежды, произведенной в этих странах, лучше, чем в Бангладеше или Тайланде. Обычно заказчиками европейских швейных фабрик являются бренды премиум-сегмента. Одежда, ориентированная на масс-маркет, производится в странах с дешевой рабочей силой: Индии, Бангладеше, Китае, Вьетнаме, Тайланде.

К примеру, в цепочке поставок шведского ритейлера H&M (Hennes & Mauritz AB) участвуют 262 швейных фабрики из Китая, 182 – из турции и 170 – из Бангладеша.

Себестоимость производства 1-ой рубашки в Бангладеше $3.7

Практически каждая страна прошла через так называемую “футболочную фазу” - период в экономике страны, когда слабая индустриализация вместе с довольно высоким уровнем безработицы создает такие условия, что незанятые люди, вместо того, чтобы “горбатиться” на полях, соглашаются на невысокую зарплату в швейных цехах.

Великобритания прошла “футболочную фазу” в конце XVIII века. В СшА “футболочная фаза” была дважды: на севере в IXX веке и на юге в XX веке. За последние 80 лет многие азиатские страны – сначала Япония затем Корея, Тайвань и Китай – перешли из данной фазы в более развитую экономику. Камбоджа, Вьетнам, Индия, Шри Ланка и Бангладеш проходят эту стадию в настоящее время. Но есть и пример в лице Гаити, которая не смогла трансформировать “футболочную” экономику в более технологичную, и застряла.

Исследование “AshgateCompaniontotheHistoryofTextileWorkers” изучило опыт 21 страны за последние 350 лет. Так, в момент разгара “футболочной фазы”, предприятия текстильной и швейной промышленности, под давлением конкуренции, стремятся найти новые преимущества. Обычно конкурентным преимуществом является производство продукции более высокого качества. Такая гонка является причиной конца “футболочной фазы”, и страна переходит в фазу“платьев”, иначе говоря, начинает производить более сложную продукцию, требующую квалифицированной рабочей силы. На этой стадии работодателям приходится платить более высокую заработную плату и обеспечивать соответствующими условиями труда. Расходы растут, и предприниматели начинают искать более прибыльные линии бизнеса, например, сборку бытовой техники. В конце концов, мы можем наблюдать то, что произошло в США, где экономика сегодня производит продукцию с высокой добавленной стоимостью (медицинское оборудование, автомобили), а автоматизированные заводы управляются высококвалифицированными специалистами.

04e835114925e2b523591a38c5a4ff5b-1

Себестоимость производства 1-ой рубашки в США $13.2

Согласно анализу ведущего экономиста Всемирного банка Санжая Катурия, растущая заработная плата в Китае создает новые возможности для стран с более низкой средней зарплатой. Бангладеш становится мировой швейной фабрикой, вытесняя даже Китай.

Среднемесячная зарплата работника швейной фабрики в Бангладеше $13.2

В 2008 году Китай перестал быть производителем самой дешевой одежды из-за высокого уровня вознаграждения рабочих и дефляции национальной валюты. Как раз этот период совпал с мировым финансовым кризисом, когда потребители с уменьшением доходов урезали бюджет на покупку одежды. Китай стал фокусироваться на одежде с высокой добавленной стоимостью, представляющей известные мировые бренды.

 

текст: Эльдан Усубакунов

Предприниматель, владелец ресторанов "Бакинский Двор" и "ROSSO"
3239
Для начала пройдите небольшой тест. Сейчас я перечислю пять наиболее известных и актуальных печатных/интернет-изданий в Кыргызстане, а вы их тут…
723
Спортивная одежда подразумевает не только лишь одно удобство. Сегодня это отдельный культ со своими собственными правилами, на которые стоит обратить…
1441
Есть вещи, которыми хочется владеть. Владеть обязательно, особенно если Вы – достаточно обеспеченны, чтобы себе это позволить. Мы привели два…
999
Кино: "Красавица и чудовище"Жанр: фэнтези \ триллер \ мелодрамаРежиссер: Кристоф ГансВ ролях: Леа Сейду, Венсан Кассель, Андре Дюссолье, Эдуардо Норьега,…
716
Motorola Motokey Social Размеры и вес: 105,5×60×9,98 мм; 87г.Дисплей: 2,4-дюймовый сенсорный дисплей с разрешением 320×240 точек.Память: 128 Мб В ноябре презентовали…
584
Маркетолог
786
Деньги, денежки, деньжата… Бабки, башли, баблосы – как только не называет человечество эти приятно шуршащие бумажки, так удобно ложащиеся в…
1950
СМИ – средства массовой информации, основной целью которых является донесение словесной, визуальной или звуковой информации до массового потребителя. С течением…
2054
Многие слышали о валютном рынке форекс. Во всемирной паутине практически на каждом шагу можно увидеть объявления об открытии счета для…
2263