Неудержимые ронины

Вторник, 11 Март 2014 08:04
Автор: #ONE MAGAZINE

Эдил Молдалиев, Президент ФП КР, Представитель Международного Совета по Абсолютным поединкам в Азии,
каскадер группы “Номад”
Жамил Жуматаев, сын Эдиля Кенешбековича, каскадер группы “Номад”

Как давно Вы находитесь в “шкуре” каскадера?
Эдил Кенешбекович: – Я работаю в этой профессии более 25 лет, моему сыну Жамилю сейчас 23 года, он этим занимается с детства.
Жамиль: – Я решил пойти по стопам отца.

Но это ведь очень опасно, как Вы разрешили сыну?
Э.К: – Я так отвечу: если родился мальчик, значит, родился воин. Если родилась девочка, значит, невеста воина и будущая мать воина. Это заветы наших предков. По ним мы и живем.

Что представляет собой профессия каскадера?
Э.К: – Это образ жизни, не профессия. В каскадеры идут те, кто в детстве не наигрался (смеется). Взрослые дядьки бегают с оружием, падают, играют.
Ж: – Те, кто любил в детстве играть Зорро, ковбоев и других героев. Это приключения! Без них наша жизнь теряет краски.
Э. К: – Каскадерство – это объединение спорта и искусства. Эти два компонента взаимосвязаны, ведь в искусстве тоже нужны репетиции. Риск – это наша профессия, опасность – образ жизни. 

2Кто приходит в каскадеры?
Ж: – Большинство наших каскадеров – спортсмены. Они добились успехов в спорте, многие из них – мастера. Профессия каскадера своего рода следующая ступень.
Э.К: – Но не каждый спортсмен у нас задерживается. Для этого нужен определенный склад, характер. Каскадер – это как спецназ кино. Для многих новичков наши требования неприемлемы, непосильны, даже ужасны, а мы уже привыкли к сложностям и особым вызовам работы.Каскадерская профессия появилась тогда, когда зародилось кино. Началось все с Чарли Чаплина, он был хорошим каскадером: сам трюки выполнял в немом кино.

Эдил Молдалиев

Каскадеры снимались в американских вестернах. В советском кино первыми каскадерами были джигиты. Знаменитая группа Алибека Кантемирова, выдающегося советского циркового артиста, основателя российского конно-циркового искусства, работала в фильмах “Смелые люди”, “Не бойся, я с тобой”. У нас свои пионеры. Нашим первым учителем был Усен Кудайбергенов. В 15 лет он пришел в цирк, первый трюк исполнил в фильме “Джамиля”. Братья Сатар и Султан Дыйканбаевы внесли в искусство каскада природную лихость, ловкость кыргызских джигитов-наездников. Искусные наездники везде есть, просто зовутся по-разному: в Ала-Тоо и на Кавказе он – джигит, а в остальных местах – ковбой.

Ж: – Наши первые каскадеры доказали, что кыргызские джигиты – одни из лучших. Мы – третьи в мире. Третьи не потому что мы чем-то хуже, а потому что мы еще не вышли на мировой рынок. Будущее еще покажет. 
Э.К: – В принципе, мы уже вышли на международную арену вместе с группой “Номад” с казахскими коллегами. Наш руководитель, заслуженный деятель культуры РК Жайдарбек Кунгужинов. В феврале этого года “Номад” вручили малый “Оскар” за участие наших каскадеров в приключенческих фильмах “Монгол”, “Дневной дозор”, "Возвращение в “А”. Этот “Оскар” присваивается Академией боевых искусств Америки, которую учредили такие спортсмены, как Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис, Дон Уилсон и др. Престижная награда вручается и за популяризацию спорта в кино. В объединении около 30 человек, из них половина – кыргызстанцы.
Если разобраться, то в ранних проектах киноиндустрии начали работать каскадеры. В 1980-м состоялась премьера советско-индийского фильма “Али-Баба и 40 разбойников”, где в съемках конных трюков участвовали артист группы “Джигиты Кыргызстана”, первого киргизского цирка, Усен Кудайбергенов, спортсмен-универсал Султан Дыйканбаев и другие каскадеры-наездники. Потом уже мы начали участвовать в кинопроектах. Это фильмы “Монгол” Сергея Бодрова, “Кочевник”, “47 ронинов”, “Неудержимые-2”. Жамил правильно сказал, мы третьи не от того, что мы плохие, мы еще не показали себя в полной мере.

У Вас есть конкуренты?
Э.К: – Да, конечно, есть. Испанцы, англичане, американцы, японцы. Да и внутри команды всегда есть здоровый дух конкуренции.
Ж: – Как и у спортсменов, всегда присутствует творческое соперничество. Это здорово помогает, особенно сейчас, когда мы выходим на международный рынок. Иностранцы технически лучше оснащены, но мы лучше выполняем трюки.
Э.К: – Нас называют природными наездниками, и это факт. Был случай в российском проекте, когда в фильме были лошади, нам дали кобылу, а рядом жеребята грудные плачут. Режиссер спрашивает, "Что делать?" Я отвечаю: "Сейчас кобылиц подою, и все будет нормально". Кто родился в юрте, лежал в бешике, пил кумыс и ездил на коне, тот был непобедим. Об этом говорит вся история кочевников. Для конных трюков практически всегда выбирают нас.

1

В чем наши каскадеры превосходят иностранных?
Ж: – Те же испанцы боятся исполнять трюки, которые мы спокойно выполняем, они используют кучу приспособлений, много страховки, чтобы сделать элементарный трюк. Им приходится прикладывать очень много усилий, к тому же не каждый может исполнять все приемы. Допустим, у них в группе 30 человек, и только трое из них совершают трюк. А у нас, наоборот, трое не могут, а все остальные, как положено, выполняют.

  Жамил Жуматаев

Э.К: – Я работал в картине “47 ронинов” вместе с Тойчубеком Серкебаевым, Ильичом Нураевым, Муратом Бурхановым. Я самый старший – мне 51, а тем за сорок. У нас по два высших образования. Серкебаев и Бурханов имеют операторское образование института искусств. Я закончил физкультурный институт, еще закончил аспирантуру, тема диссертации “Национальные конные игры кыргызов”. Так что у нас все спортсмены с высшим образованием, и еще мы – природные наездники, хорошо знаем этнографию, историю и оружие тех времен, сражения. Мы возрождаем кодекс чести джигитов. Свод законов такой же, как кодекс чести джентльмена, самурая – мужские понятия везде одинаковы.

Как часто случаются производственные травмы?
Э.К: – Если бы в каждой картине погибали каскадеры, тогда каскадеров не напаслись бы (смеется). Бывают мелкие травмы, ушибы. Но если ты профессионал, ты знаешь, что тебя вызвали работать, а не травмы получать. Это как в спорте, получил травму, значит, не получил медаль, не показал результат. Значит, плохо тренировался. Конечно, мы не застрахованы, но мы делаем все для минимизации риска, тренируемся месяцами.
Ж: – Прежде чем совершить трюк, идет большая подготовка. К примеру, последняя картина в Кыргызстане, над которой мы работали, “Курманжан Датка”. Недавно мы делали трюк – прыжок с лошадью с обрыва высотой более 20 м. Подготовка заняла недели две. Сначала прыгал я один без животного, чтобы опробовать это место, течение. Потом прыгнул наш Султан Дыйканбаев, которому 55 лет. Благодаря хорошей подготовке, трюк удался, обошлось без травм. С лошадью все хорошо (смеется), хотя многие не верили, что она выживет. Она выплыла.

Э.К: – Так же мы страхуем друг друга. Даже оплата идет такая: исполняющему каскадеру 100% оплата, а страховщику – 50%. В нашей работе нужно иметь надежное плечо товарища.
Ж: – Страховщик не должен потеряться в экстренных ситуациях. Например, есть такой трюк горение, когда человек полностью в огне, страховщик должен вовремя его потушить. В других случаях вытащить из воды, из горящей машины и т.п.
Э.К: – Самодисциплина, определенный режим жизни, который неприемлем для других. Самообразование, самовоспитание, самосовершенствование – это все относится к нам. Ты должен быть не только узким специалистом, а быть почти универсалом.

Какими проектами вы гордитесь?
Э.К: – Картиной “Монгол”, мы работали два месяца в Китае; “Дневной дозор”, где впервые в мире был исполнен трюк с лошадью, пробившей стену; “Кочевник”, “Возвращение в “А” Егора Кончаловского про Афганистан: съемки шли зимой в суровых условиях; “Неудержимые-2”, скоро выйдет “47 ронинов”. Если говорить масштабно, то наши старшие товарищи прославились в фильмах “Али-баба и 40 разбойников”, “Пираты 20 века”, “Капкан для шакала”, “Заложник”. Это были картины, собиравшие полные залы кинотеатров по всей стране.

3Востребована ли профессия каскадера в Кыргызстане?

Э.К: – В Кыргызстане эта профессия не была востребована вообще за последние 20 лет, потому кино не снимается, поэтому очень много перспективных ребят ушли в другие сферы. Из-за этой же причины мы работаем совместно с казахстанскими, российскими группами каскадеров.
Ж: – У нас ведь было такое явление как “кыргызское чудо”. Мы надеемся, что в скором времени отечественное кино возродится.

Как родные относятся к Вашей деятельности?
Э.К: – Нормально. Привыкли уже. Конечно, каждый раз волнуются за нас немного. Огромная роскошь заниматься тем, что тебе нравится и приносит удовольствие. К тому же в голливудских проектах платят, оказывается, прилично (смеется).

Как профессия поменяла Ваше отношение к жизни? Что такое для вас риск?
Э.К: – Риск – тот сопутствующий фактор в нашем деле, который мы всегда оцениваем. Мы к нему относимся очень грамотно и профессионально. Действительно, мы смотрим на мир другими глазами, мы больше ценим жизнь, некоторые простые вещи, которые в обычной жизни остальным вроде незаметны.

Есть какие-нибудь ободряющие слова, когда становится страшно?
Э.К: – Знаете, все дело в ответственности перед командой. Ты просто спрашиваешь себя, по плечу ли тебе этот трюк. Бывает, наоборот, выполнил трюк, а потом смотришь и удивляешься: неужели это я сделал? И страх нападает (смеется).

Над каким проектом Вы сейчас работаете?
Ж: – Сейчас у нас проходит тренировочный процесс. В зимний период обычно идут подготовки.

Предложений всегда поступает много, но о проектах мы привыкли говорить по факту, когда уже подписан контракт и получена предоплата. Многие проекты просто срываются.

Как Вы друг друга находите: кино и каскадеры?
Э.К: – У нас есть сайт, через который с нами можно связаться. Но обычно нас приглашают по рекомендациям.
Ж: – После фильма Бодрова “Монгол” нашу группу начали рекомендовать голливудским режиссерам. Первые фильмы, в которых мы участвовали по совету режиссеров, были “Конан-варвар”, “Волкодав”.
Э.К: – Мы также проходим кастинг: в зависимости от фактуры, кто нужен – азиаты, европейцы; от возраста. После знакомимся со сценарием, изучаем историю, готовимся основательно. Иногда режиссеры консультируются с нами: как ездили, что носили люди той эпохи, оружие, тактика во время боя.

Как часто Вы замечете киноляпы?
Э.К: – Очень часто! Наши знакомые жалуются, что с нами невозможно смотреть кино (смеется).
Ж: – Мы обсуждаем трюки, операторскую работу, грим, одежду. Замечаем исторические несоответствия, не обходится без критики. Мы с отцом – нелучшая компания для просмотра фильмов (смеется).

Вы ведь часто путешествуете, какие города больше всего понравились?
Э.К: – Лондон. Съемки фильма “47 ронинов” проходили в Королевском парке, где дубы еще запомнили времена Робин Гуда. Там очень красиво. Ну и конечно, как говорится, увидеть Париж и умереть. В Париже мы играли японцев.
Ж: – С нашей профессией мы объездили весь Кыргызстан. Побывали во всех точках страны, во всех самых живописных местах. Сами не перестаем удивляться красоте нашей природы.

Чем Вы занимаетесь в свободное время?
Э.К: – Зачастую мы тренируемся и стараемся посвящать время семье, потому что часто бываем в разъездах.
Ж: – В свободное время пытаемся научиться чему-то новому, совершенствовать знания и навыки.

Есть ли советы начинающим каскадерам?
Ж: – По сути, нет никаких советов, просто нужно попробовать эту стезю, проверить свою выдержку, прожить и ощутить все на себе. Надо избавиться от иллюзий: сначала это простой изнурительный труд, и только потом, когда ты себя проявишь, будут и слава, и деньги. Прежде всего, это ежедневная работа.
Э.К: – В спорте можно выйти, исполнить номер и уйти. А у нас может быть до 15-20 дублей, пока результат не будет получен. И каждый раз результат должен быть лучше предыдущего. На это могут уйти недели. Не все готовы к такому.
Ж: – Это еще и актерское мастерство, ведь надо еще изучить актера, которого дублируешь. Иногда мы дублируем актрис. Я дублировал Курманжан Датку в молодости, отец – в старости.

4

А много девушек-каскадерш?
Э.К: – Все-таки из-за особенностей женского организма, психологии девушки ненадолго приходят в эту профессию. Есть мужские виды спорта, а есть женские. Редко девушка может находиться днем и ночью в полевых условиях, бегать, волоча на спине 60 кг груза, подтягиваться и еще на ходу, извините за выражение, помочиться.

Что значит успех для каскадера?
Э.К: – Для меня успех – это признание тебя мастером в узком профессиональном кругу. Восхищение твоей работой. Зрители не знают и не видят тебя, оценить наш труд могут только узкие специалисты.

Жамиль, Вы основательно решили продолжить эту стезю?
Ж: – Да, дело в том, что я вырос в этом кругу, с детства хожу с отцом на съемки. Мне этот образ жизни по душе. Наверное, этот дух у меня в крови.

Нескромный вопрос: каскадерам хорошо платят?
Э.К: – Это зависит от размаха проекта. Бывают малобюджетные фильмы, иногда работаем из-за дружбы. В Голливуде хорошо платят, там ценят человека, труд. Там отношение другое. А наши по старинке хотят платить по-социалистически: вы, мол, поработайте, а мы вам звание присвоим. А звание будет кормить мою семью? (смеется)

На Ваш взгляд, состоится ли ренессанс отечественного кино?
Э.К: – Голливуд создал образ Америки. Народ, который снимает кино о себе, остается в летописи, другие теряют свою историю. Мы тоже должны снимать кино про себя. Когда вышел фильм “Кочевник”, весь мир узнал о такой земле как Казахстан, люди познакомились с ее историей, узнали, что есть такая великая степь, такие великие воины, о кодексе чести джигитов. Сейчас в Казахстане планируются съемки фильма про царицу Томирис. У нас пока только “Курманжан Датка”. Нужно снимать наши хорошие сказки, рассказывать о традициях, а не пытаться подражать, снимая фильмы про криминал.

 Беседовала: Жамиля Таалайбек кызы      

Фото: Валерий Черских и из архивов группы "Номад"

 

Человек «ОББО».  «А ну рак? Это когда ты занимаешься любовью»
5675
Генеральный директор ЗАО “Кока-Кола Бишкек Боттлерс” о должностях, степенях, а также о том, кому можно доверять
3351
Генеральный директор международного строительного холдинга “SINAN GROUP”
3289
Информационная война (англ. Information war) – термин, имеющий два значения:Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путем распространения определенной…
737
Презентация первого номера журнала #ONE MAGAZINE, тогда еще #1MAG. Впоследствии, точнее уже со второго номера журнал сменит название на уже…
12717
Идеальный белый Сегодня мало что может сравниться по изысканности с сочетанием белой сорочки и тёмного пиджака, хотя ещё восемьдесят лет назад выставить рубашку…
1075
Не зря говорят, что подбирать букет нужно уметь. Ведь каждый бутон имеет свое значение. Так, например, роза со стародавних времен…
979
C Эрнестом Абдыжапаровым
944
Комиксы в Кыргызстане многие создают для души. Звучит громко и пафосно, но это так. В основном это самоучки, которые нигде…
1178
Может ли экономика всей страны держаться на жажде выпить? Да. Рюмочные были колоссальным сдерживающим фактором в системе социальных противовесов СССР.  Во времена советов  рюмочные…
701