Интеллигенты собираются в библиотеках. Пьяницам, с их душе-щипательными беседами – место в кабаках. Домохозяйке надлежит находиться перед телевизором. Людям же пишущим настоятельно рекомендуется – ходить в народ. Чтобы подсмотреть очень банальные, но всегда новые сюжеты. Или, чтобы прислушаться к кружащим голову непечатным выражениям. Ведь как замечал поэт: «слов немного — ну, может, пяток... Но какие из них комбинации!» Писателю нужно ходить в народ для личностного роста. Кто же ты, если не понимаешь, на каком языке говорит народ? Если не знаешь, что его заботит?! Итак, я хожу в народ, как на работу. Моё самое любимое место для встреч с ним – общественный транспорт. Если бы вы знали, как прекрасен в часы пик заполненный автобус! Маты и ругань такие, что только доставай блокнот и успевай записывать. А пот, толкотня и антисанитария – просто готовые декорации для рассказа. А какие удивительные знакомства можно завязать?! Помятый гражданин, шёпотом убеждавший меня в том, что у водителя есть кнопка катапультиро- вания пассажирских кресел. Другой, рассказывавший о масонских артефактах в Бишкеке. Ещё один, критиковавший стихи какого-то поэта Чингиза Айтматова. Что ни собеседник – эксклюзив. Но иногда, увы, становлюсь очевидцем вещей, в которых угадываются симптомы болезни общества. Как бы высокопарно это ни звучало: "В песчинках малых раскрываются миры". Передо мной сидят два школьника младших классов. Они играют в интеллектуально-развивающую игру «города». Правила, думаю, все знают – вспомнить город, начинающийся на последнюю букву слова, названного до тебя. Лондон, – говорит первый, у него внешность «ботаника» – очки и худощавое телосложение. Наина Ивановна, – немного подумав, выдаёт второй – полненький, щекастый и краснолицый. Первый, конечно же, возмущается, Наина Ивановна – это, вообще-то, не город. Ну, тогда, Наташа, – уступает второй. «Ботаник», тяжело вздыхая, говорит: «Астана». Полненький долго чешет лоб и вспоминает слово ...«анекдот». За игрой я увлеченно следил около десяти минут: первый, следуя правилам, называл только города. Второй, не знаю принципиально или по глупости, вспоминал всё, что угодно, кроме, собственно, городов: «Бэтмен», «Губка Боб», «Наруто», «Джинсы», «Картошка»... Первому, игравшему по правилам, было очень грустно. Может оттого,
что в итоге он проиграл – потому что не смог назвать город на букву «Ч». Пассажиры даже подсказывали ему – «Чита», «Челябинск». Но он посчитал, что поступит некрасиво не по правилам, воспользовавшись помощью зала. И даже не сказал «Человек-паук», хотя запросто мог бы. Он просто признал поражение. Второй, разумеется, добил его морально, назвав своего визави «тупым бараном». В конце я бы хотел поднять символический бокал и произнести символический тост – «за людей играющих по правилам». Ибо в проигравших по правилам есть что-то героическое. Есть что-то от человека Гектора, убитого полубогом Ахиллесом – наделенным кучей всяких бонусов. Победа в обход правил и законов, не мытьем, так катаньем всегда имеет паршивый привкус. Стремление одолеть политического или любого другого противника в честной схватке – удел сильных и уверенных в себе людей. За честной борьбой интересно наблюдать – она
завораживает. Но каково, когда одного поливают грязью и изничтожают "чем попало"? Мальчику "ботанику", я уверен, положено в библиотеку. Весь вопрос в том – куда определить таких, как второй? И что бы им всем прописать?
Т Е К С Т : Терсбай Каарманов