Асанова Динара Кулдашевна

Вторник, 17 Июнь 2014 11:48
Автор: #ONE MAGAZINE

Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1977, за фильм “Ключ без права передачи”).
Лауреат Государственной премий СССР (1985, за фильм “Пацаны”, посмертно).

Жанр арт-хаусного кино и в наш век всеобщей погони за “кассовыми сборами” отличается отдельной, своей собственной жизнью в мире синематографа. Это знаменитые режиссеры-фрики – Дэвид Линч, Вуди Аллен, Роман Полански; их и подобных им “специалистов” в области психологической и социальной драмы в мире фильмов всегда наперечет (мало). Приятно вспомнить, что и в истории советского кино были “великие фрики” и с наших, так далеко географически расположенных от Москвы и Ленинграда мест – такие, как Динара Асанова.

Динара Асанова родилась 24 октября 1942 года во Фрунзе. После окончания школы в 1960-1962 годах она работала на киностудии “Кыргызфильм”, снялась в картинах “Девушка из Тянь-Шаня”, “У каждого своя дорога”, затем работала в группе Ларисы Шепитько на фильме “Зной”, снятом по повести Чингиза Айтматова “Верблюжий глаз”.
В 1968 году Динара Асанова окончила режиссерский факультет ВГИКа, где ее наставниками были Михаил Ромм и Александр Столпер. Она училась вместе с Сергеем Соловьевым и Станиславом Говорухиным и защитила диплом в 1970 году, поставив по рассказу Валентина Распутина короткометражку “Рудольфио”.
После окончания ВГИКа Асанова уехала в Ленинград. Сергей Соловьев рассказывал: “С Динарой мы учились вместе во ВГИКе, она переживала, что всех взяли по конкурсу, а ее как бы от Кыргызстана (по квоте). Она была первое время не просто скромным человеком, а наглухо закрытым. Она страшно стеснялась показывать свои работы. Это было мучительно преодолеваемое стеснение. Но потом она постепенно оттаивала на наших глазах, поехала в Питер и сделала свою дипломную работу с Визбором. Дальше она сразу перешла от состояния закрытости, холодности к мужской зрелой уверенности в себе. Очень большое счастье, что в определенный период жизни Динара встретилась с выдающимся человеком, писателем Юрием Клепиковым. Я думаю, он на нас на всех повлиял необыкновенно сильно”.

Киновед Людмила Донец в студенческие годы была соседкой Динары по комнате в общежитии. Она рассказывала: “…Динара была тихой девочкой. Замкнутой, застенчивой и деликатной. Она … вообще мало разговаривала. Не слишком гладко излагала свои мысли. Стеснялась. Отмалчивалась. Улыбалась своей ускользающей улыбкой. Была совершенно непохожа на режиссера, скорее, на актрису – с ее восточной прелестью, точеной фигуркой, бархатными глазами. Когда через долгие годы мы встретились на премьере “Беды” в фойе Дома кино и Динара сказала, что будет говорить перед фильмом, я просто испугалась: что она может сказать? И глаза вытаращила, когда услышала со сцены ее спокойную, деловую, разумную речь. Вот тебе и тихая девочка! Выходит, я ее совсем не знала. Конечно, многое приходит с работой, с опытом, с успехом. Но ведь взялось откуда-то, проросло”. 

2

43

Когда Динара привезла на родину свою дипломную работу “Рудольфио” и показала ее нашим известным кинематографистам: Толомушу Окееву, Суйменкулу Чокморову и другим коллегам – те поздравили ее. Присутствовавший на этом показе Геннадий Базаров рассказывал: “И вот на этой знаменитой березовой аллее, на киностудии она сказала: “У меня есть вариант уехать в Ленинград”. А Суйменкул спросил: “Ну куда ты поедешь, Динара? Здесь твои корни, здесь твой материал, знакомые тебе лица, есть о чем размышлять, о чем снимать. Куда ты поедешь? Зачем тебе это?”. И когда сегодня кто-то там из “заумных” начинает брюзжать, что вот ее здесь не приняли, вот ее здесь отвергли, это вызывает уже не улыбку, а раздражение”.

Оказавшись в Ленинграде, Асанова попала на “Ленфильм” – одну из лучших киностудий страны, и оказалась в окружении очень интересных людей: – драматургов, артистов, режиссеров, ставших ее друзьями и сподвижниками. Критики сходились во мнении, что “Ленфильм” в творческом отношении в тот момент вышел на ведущее место в стране. “Ленфильмовские работы тех лет доказывали, что ему в большей степени, чем другим студиям, удавалось сохранить верность нравственным и художественным ценностям” (слова А.Германа).

В Ленинграде Динара не сразу получила постановку. Ее ожидание длилось несколько лет. Сама Асанова рассказывала: “Так вышло, что после ВГИКа я долгое время не имела постановки — и не потому, что я такая привередливая и разборчивая, а по той простой причине, что мне ее никто не давал. И лишь с приходом на “Ленфильм” нового директора мне была доверена работа над полнометражной картиной. Клепиков долго сомневался, стоит ли ему отдавать сценарий в мои неопытные, да еще женские руки, но, посмотрев мои ВГИКовские работы, все же дал свое согласие. Сценарий его был решен в комедийном ключе, меня же неумолимо влекло в лирику, и на этой почве начало нашего сотрудничества было трудным, нервным, но все же, в конце концов, мы сумели понять друг друга”.

Сценарист Юрий Клепиков давал такую оценку стиля Д.Асановой: “В совместной работе я заметил, что самой большой ценностью сценария Динара считала авторское чувство, нерв, возбужденность, казалось бы, отвлеченные, бесплотные понятия, не поддающиеся фиксации на пленку… Интонация, пронизывающая сценарий, содержит энергию, важную для фильма, для раскрытия его темы, проблематики, подтверждает подлинность происходящего. Именно здесь источник повода к съемкам. Подключившись к возбужденности автора, Динара всегда выстраивала мир фильма на свой лад, стараясь расколдовать литературную предопределенность сценария, его повествовательную сущность, формальную сделанность. Что же оставалось в фильме от сценария, который бралась ставить Динара? То, что было в нем истинно кинематографическим. Динару отличала большая чуткость к гипотетической режиссуре сценариста, к предугаданной им выразительности эпизода, кадра, детали. Но прежде всего она сама искала пластические образы, способные работать вместо текста”.

5Уже дебютная полнометражная лента Асановой “Не болит голова у дятла”, снятая на киностудии “Ленфильм” и вышедшая на экраны страны в 1974 году, привлекла к ней, как к режиссеру, особое внимание зрителей и критики.

В своих фильмах Динара Асанова рассказывала о проблемах подрастающего поколения, затрагивала и другие явления современной действительности. Из дневников Динары Асановой: “Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках: они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самих себя. Вот это путь становления личности я прохожу вместе с ними. Детство, молодость – не островок, не отрывок из жизни, не преджизнь, а уже жизнь. Так небрежно и свысока говорится иногда: “Подготовка к вступлению в большую жизнь”. Ошибочно. Жизнь не делится на большую, среднюю, маленькую. Есть она одна, большая”.

Дмитрий Долинин рассказывал: “Мы с ней сняли два фильма – “Не болит голова у дятла” и “Ключ без права передачи”. Там были сложности цензурного плана. Во-первых, долго не запускали. Сценарий Клепикова не ложился в рамки советского кино: слишком человеческим был, люди не те какие-то, не советские герои, джаз. В общем, все не то. Динара была особенная. Мы с ней работали, рабочие отношения были понятные, товарищеские, дружеские. Но что это за человек, я не понял. Что ею двигало, я стал думать. Ей надо было быть не режиссером, а педагогом, содержать детский дом. Для нее вся жизнь складывалась с этими детьми. Они же не только на съемках общались, они ходили к ней домой, рассказывали про свои романы. Она в этом во всем купалась, ей было это очень интересно. Динара выбирала людей, у которых было в душе что-то треснутое. Может быть, в этом дело, потому что благополучный мальчик не сыграет никогда в кино, он не сможет. Кино Динары нельзя назвать детским кино, это кино просто о молодых людях, потому что проблемы недетские и подход недетский”.

Актеров для своих работ Асанова часто искала в школах и на улице. Трудные подростки в фильме “Пацаны” в реальной жизни действительно были так называемыми проблемными детьми из детских домов. С ними Динара Асанова продолжала общаться даже после окончания съемок. Но жизнь и творчество Динары Асановой связаны были и с реальными трагедиями вне съемок – актеры, игравшие в ее фильмах, часто трагически погибали после съемок.

Также Асанова открыла дорогу в кинематограф Елене Цыплаковой, Ольге Машной и Марине Левтовой. Благодаря сотрудничеству с Асановой раскрылся талант сценариста и актера Валерия Приемыхова.

Динара Асанова была и остается одной из самых заметных кинорежиссеров кыргызского происхождения, она прожила короткую жизнь, но оставила яркий след в советском кинематографе. Она скоропостижно скончалась 4 апреля 1985 года в Мурманске, во время съемок фильма “Незнакомка”. Во время работы над картиной ее нашли в кабинете мертвой – у нее остановилось сердце. Похоронена Динара Асанова в Бишкеке. Творчеству Динары Асановой посвящены документальные фильмы “Очень вас всех люблю” И.Алимпиева и “Динара” В.Титова.

Если вы не “супер” и не спайдермен, то умение быстро бегать хотя бы раз в жизни вам обязательно пригодится. Представьте…
1066
Невероятное количество барменов и людей, активно употребляющих коктейли, называют этот напиток поистине одним из лучших смешанных алкогольных коктейлей из когда-либо…
689
Клипмейкер
879
Очень часто я кыргыз. Почти всегда, потому что по паспорту. Я сижу на тахте, традиционно подобрав ноги, и пью мелкими глотками…
2601
Представьте себе, вы встречаете человека, которого видите впервые, и он, только взглянув на вас, через несколько секунд выдает полную справку…
724
Классическую кыргызскую кухню сложно назвать богатой, слишком уж мало используется в ней продуктов: кисломолочные, мука, пшеница, кукуруза, мясо, из специй…
4047
Страсть к путешествию и смене места обитания овладела HOMO задолго до того, как он стал SAPIENS. От гомеровской “одиссеи” через…
1076
Генеральный директор Beeline
4198
Одеться как модель-альбинос Шон Росс
711
4 июня в Park Hotel прошло самое громкое событие, которое задало торжественное и яркое настроение наступившему лету в нашей столице –…
12746