Кино

Monday, 23 June 2014 07:41
Автор: #ONE MAGAZINE

Кинематографисты всегда, даже занимаясь только коммерческими проектами, помнят о том, что кроме конкретных фильмов есть кино высшей пробы, кино как искусство. История кинематографа знает целое направление – кино о кино, когда режиссеры размышляют о его природе, сущности, технике. # One Magazine решил опубликовать список великих фильмов о киноискусстве, дабы почтить их память и приобщить к ним любителей кино.

текст: Султан Усувалиев

 

2Кино как жестокая иллюзия бульвар Сансет (Билли Уайлдер, США, 1950)

Бульвар Сансет (букв. «Закатный Бульвар») – это улица в Лос-Анджелесе. Именно на нее попадает сценарист Джо Гиллис, парень без работы и с кучей долгов. Его приглашает к себе Норма Десмонд – когда-то звезда немого кино, а теперь всеми забытая постаревшая актриса. Норме кажется, что теперь, когда он напишет для нее сценарий, она вернется в большое кино. Это визуально отточенная картина великого Билли Уайлдера (вы, безусловно, видели его «В джазе только девушки») говорит нам о многом: о Голливуде, о кинематографической среде, о судьбе людей, отдавших жизнь кино. Одна из самых горьких сцен: к Норме приходят гости, когда-то известные и почитаемые, словно призраки они молча играют в карты (а как же иначе? Ведь они блистали в немом кино). Ожидания Нормы Десмонд, ее неистовое желание вернуться и встать под перекрест прожекторов, доводит ее до отчаяния. А зрители понимают, что происходит с людьми, навсегда плененными кино.

 

5Кино как фантазия
8 ½ (Федерико Феллини, Италия, 1963)

Режиссер Гвидо Ансельми, которого играет Марчелло Мастроянни, переживает творческий кризис. Все подгоняют его начать съемки, продюсер каждый день опекает – только бы начал снимать. Готовятся декорации, проводится кастинг, ведутся переговоры – все готово для съемок нового фильма, но Гвидо не готов. Он проводит все время в сомнении, тревоге, воспоминаниях. Фантазии поднимают его к небу, но чертова веревка держит на земле. «Восемь с половиной» Феллини стала одной из лучших фантазий в его творчестве (вместе со «Сладкой жизнью») и о кино вообще. Это, пожалуй, один из самых почитаемых шедевров в мире, повлиявший на целые поколения режиссеров. Кстати, когда на III Московском кинофестивале в 1963-м году встал вопрос о главном призе, председатель жюри Григорий Чухрай, несмотря на всякие угрозы начальства (например, лишить его партбилета), отдал Большой приз Феллини. Оскары были потом.

 

3Кино как страсть
Злые и красивые (Винсент Минелли, США, 1952) 

Знаменитые актриса, сценарист и режиссер встречаются по деловому поводу. На предложение вновь поработать с продюсером Джонатаном Шилдсом, они дают категорический отказ. «Ни в коем случае!» - твердит каждый из них. Конечно, Джонатан дал им все, когда-то вывел в люди, впустил в мир кино. Но каждый из них вспоминает и предательство Джонатана, для которого амбиции и тщеславие были важнее любых принципов. Этого гениального продюсера играет «злой и красивый» Кирк Дуглас. Картина Винсенте Минелли не только о «жестоком мире кино», но безумных траекториях творческих людей, вместе совершающих акт творчества, переступающих друг через друга, авантюрных, алчных и все же чертовски обаятельных – Минелли показывает это с блеском, без нотки дидактического, с тем же рвением, что и его герои.

 

4Кино как суета
Американская ночь (Франсуа Трюффо, Франция, Италия, 1973) 

Известный французский режиссер Новой волны Франсуа Трюффо снял фильм о том, как известный режиссер Ферран снимает фильм. В роли Феррана выступил сам Трюффо, как и другие роли сыграли работающие с ним актеры – в первую очередь Жан-Пьер Лео и Жаклин Биссет. Интеллигентный режиссер терпеливо снимает кино, ночью работая над сценарием, а днем пытаясь привести в чувство съемочную группу. Однако группе все равно – она занята своим: сексом, ревностью, раздражением, алкоголем. Трюффо рассказывает увлекательно сразу 2 истории: мы видим сцены снимаемого фильма, и наблюдаем жизнь съемочной группы. Надо признать, что режиссер Ферран, сыгранный Трюффо, на фоне коллег по безумию смотрится слишком мило, что позволило другому французскому «нововолновцу» Жан-Люку Годару возразить: «Почему, спрашивается, режиссёр – единственный, кто ни с кем не трахается в этом фильме?»

 

6Кино как симфония
Человек с киноаппаратом (Дзига Вертов, СССР, 1929)   

Одна из самых известных в мире картин принадлежит советскому режиссеру Дзиге Вертову. Вертов снял бессюжетный фильм об одном дне из жизни большого города. Все подчиняется единому ритму – «Человек» начинает свое путешествие ранним утром и движется во времени. Просыпаются люди, растворяются окна, трамваи выходят из депо и скользят по рельсам. Город пробуждается ото сна – начинается его жизнь. Вертов хотел сделать фильм без сценария, без традиционного психологизма. Он говорил о своем фильме как о «киносимфонии», которая «могла бы быть написана нотами, как пишутся музыкальные произведения». Фильм поэтичен и весь пронизан идеей кино. Конечно, когда он вышел, знатоки и профессионалы (я не думаю, что рядовой советский зритель «читал» фильм) поделились на два противоборствующих лагеря. Но время решило в пользу Вертова. Благодаря его эксперименту, «Человек с киноаппаратом» вошел в историю мирового кино, а сам парень, который весь фильм ходит с камерой и запечатлевает жизнь города, стал символом всех кинематографистов.

 

В этот раз Равиль решил порадовать нас двумя блюдами собственного сочинения. И это весьма закономерно. Наш друг и шеф-повар “Salon…
796
В комиксовой культуре существует целая вселенная, населенная суровыми городами с головокружительно высокими зданиями, темными переулками и всегда мокрым асфальтом. Все…
2017
Генеральный директор отеля MARYOTEL о секретах, шестом чувстве и волках, которых не стоит бояться
10414
Готовилось вероломное вторжение. Через минуту наши отряды, выпорхнув из укрытий, ринутся в неравный бой против быта и рутины. Зреет решающая…
620
Когда у моего дяди не было Интернета, он заглядывал ко мне с пачкой болванок. «Ну, - вздыхал он, помещая тело…
1844
Я понял, что остаётся одно –устроить очередную кан-кан-революцию. Я понял, что стране, как воздух нужна политически оздоравливающая СПА процедура. Далее…
915
Давным-давно это было... На самой заре независимости Кыргызстана, когда первый президент от физиков и его бригада рассказали нам сказку о…
773
Октябрь всегда золотое время в российском прокате. Это время фестивалей авторского/некоммерческого кино, таких как “2morrow” и “2 in 1” (бывшие…
663
Восемь из десяти опрошенных мной женщин подтвердили, что их возбуждает, когда мужчина бреется “опасной” бритвой. Удивительно, что большинство любительниц подобного…
4273
Пора, пора! Рога трубят;Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят, Борзые прыгают на сворах.А.С. Пушкин текст: Тариэль…
1190