Кино

Понедельник, 23 Июнь 2014 07:41
Автор: #ONE MAGAZINE

Кинематографисты всегда, даже занимаясь только коммерческими проектами, помнят о том, что кроме конкретных фильмов есть кино высшей пробы, кино как искусство. История кинематографа знает целое направление – кино о кино, когда режиссеры размышляют о его природе, сущности, технике. # One Magazine решил опубликовать список великих фильмов о киноискусстве, дабы почтить их память и приобщить к ним любителей кино.

текст: Султан Усувалиев

 

2Кино как жестокая иллюзия бульвар Сансет (Билли Уайлдер, США, 1950)

Бульвар Сансет (букв. «Закатный Бульвар») – это улица в Лос-Анджелесе. Именно на нее попадает сценарист Джо Гиллис, парень без работы и с кучей долгов. Его приглашает к себе Норма Десмонд – когда-то звезда немого кино, а теперь всеми забытая постаревшая актриса. Норме кажется, что теперь, когда он напишет для нее сценарий, она вернется в большое кино. Это визуально отточенная картина великого Билли Уайлдера (вы, безусловно, видели его «В джазе только девушки») говорит нам о многом: о Голливуде, о кинематографической среде, о судьбе людей, отдавших жизнь кино. Одна из самых горьких сцен: к Норме приходят гости, когда-то известные и почитаемые, словно призраки они молча играют в карты (а как же иначе? Ведь они блистали в немом кино). Ожидания Нормы Десмонд, ее неистовое желание вернуться и встать под перекрест прожекторов, доводит ее до отчаяния. А зрители понимают, что происходит с людьми, навсегда плененными кино.

 

5Кино как фантазия
8 ½ (Федерико Феллини, Италия, 1963)

Режиссер Гвидо Ансельми, которого играет Марчелло Мастроянни, переживает творческий кризис. Все подгоняют его начать съемки, продюсер каждый день опекает – только бы начал снимать. Готовятся декорации, проводится кастинг, ведутся переговоры – все готово для съемок нового фильма, но Гвидо не готов. Он проводит все время в сомнении, тревоге, воспоминаниях. Фантазии поднимают его к небу, но чертова веревка держит на земле. «Восемь с половиной» Феллини стала одной из лучших фантазий в его творчестве (вместе со «Сладкой жизнью») и о кино вообще. Это, пожалуй, один из самых почитаемых шедевров в мире, повлиявший на целые поколения режиссеров. Кстати, когда на III Московском кинофестивале в 1963-м году встал вопрос о главном призе, председатель жюри Григорий Чухрай, несмотря на всякие угрозы начальства (например, лишить его партбилета), отдал Большой приз Феллини. Оскары были потом.

 

3Кино как страсть
Злые и красивые (Винсент Минелли, США, 1952) 

Знаменитые актриса, сценарист и режиссер встречаются по деловому поводу. На предложение вновь поработать с продюсером Джонатаном Шилдсом, они дают категорический отказ. «Ни в коем случае!» - твердит каждый из них. Конечно, Джонатан дал им все, когда-то вывел в люди, впустил в мир кино. Но каждый из них вспоминает и предательство Джонатана, для которого амбиции и тщеславие были важнее любых принципов. Этого гениального продюсера играет «злой и красивый» Кирк Дуглас. Картина Винсенте Минелли не только о «жестоком мире кино», но безумных траекториях творческих людей, вместе совершающих акт творчества, переступающих друг через друга, авантюрных, алчных и все же чертовски обаятельных – Минелли показывает это с блеском, без нотки дидактического, с тем же рвением, что и его герои.

 

4Кино как суета
Американская ночь (Франсуа Трюффо, Франция, Италия, 1973) 

Известный французский режиссер Новой волны Франсуа Трюффо снял фильм о том, как известный режиссер Ферран снимает фильм. В роли Феррана выступил сам Трюффо, как и другие роли сыграли работающие с ним актеры – в первую очередь Жан-Пьер Лео и Жаклин Биссет. Интеллигентный режиссер терпеливо снимает кино, ночью работая над сценарием, а днем пытаясь привести в чувство съемочную группу. Однако группе все равно – она занята своим: сексом, ревностью, раздражением, алкоголем. Трюффо рассказывает увлекательно сразу 2 истории: мы видим сцены снимаемого фильма, и наблюдаем жизнь съемочной группы. Надо признать, что режиссер Ферран, сыгранный Трюффо, на фоне коллег по безумию смотрится слишком мило, что позволило другому французскому «нововолновцу» Жан-Люку Годару возразить: «Почему, спрашивается, режиссёр – единственный, кто ни с кем не трахается в этом фильме?»

 

6Кино как симфония
Человек с киноаппаратом (Дзига Вертов, СССР, 1929)   

Одна из самых известных в мире картин принадлежит советскому режиссеру Дзиге Вертову. Вертов снял бессюжетный фильм об одном дне из жизни большого города. Все подчиняется единому ритму – «Человек» начинает свое путешествие ранним утром и движется во времени. Просыпаются люди, растворяются окна, трамваи выходят из депо и скользят по рельсам. Город пробуждается ото сна – начинается его жизнь. Вертов хотел сделать фильм без сценария, без традиционного психологизма. Он говорил о своем фильме как о «киносимфонии», которая «могла бы быть написана нотами, как пишутся музыкальные произведения». Фильм поэтичен и весь пронизан идеей кино. Конечно, когда он вышел, знатоки и профессионалы (я не думаю, что рядовой советский зритель «читал» фильм) поделились на два противоборствующих лагеря. Но время решило в пользу Вертова. Благодаря его эксперименту, «Человек с киноаппаратом» вошел в историю мирового кино, а сам парень, который весь фильм ходит с камерой и запечатлевает жизнь города, стал символом всех кинематографистов.

 

Детка, я тебе не по зубам. Мы разные. Я воспитан на потрясающем саунде признанных классиков - Бека Борбиева, Сыймыка Бейшекеева,…
3192
Так уж сложилось, что с самого детства братья являются соперниками и ведут негласные соревнования за звание “The best of the…
1439
#ONE MAGAZINE рассказывает о “Клубе 27”, в который вошли различные известные персоны из мира музыкального шоу-бизнеса разных поколений. Их объединяет…
980
Есть вещи, которые непременно хочется приобрести. Вещью апреля мы выбрали великолепную пару обуви, сделанную нашими бывшими соотечественниками – Михаилом и…
738
Образ бравого североамериканца окутан ореолом загадочной мужественности. Каждого мужчину женщина хоть раз называла «своим ковбоем», и означать это могло все,…
4368
При создании очередной весенне-летней коллекции мужской одежды креативный директор «Lanvin» Альбер Эльбаз сказал: «Если женщины могут носить брюки, то мужчины…
1304
Представляем вашему вниманию настоящего “мужчину мечты”, супергероя нового поколения, улучшенной современной версии 2.0 – Харви Спектра. Он хладнокровен, как Аль…
888
Азиз Абдыкасымович Салиев – академик Академии наук, лауреат Государственной премии, выдающийся ученый-философ, известный в мире своими трудами в сфере новых…
4557
Слышен нежный звон бубенцов и треск петард, на тротуарах валяется мандариновая кожура, а по телевизору с самого утра Ипполит негодует:…
505
Генеральный директор ЗАО “Кока-Кола Бишкек Боттлерс” о должностях, степенях, а также о том, кому можно доверять
3365