Терренс Малик – ненадежный “гений”?

Вторник, 24 Июнь 2014 09:18
Автор: #ONE MAGAZINE

Эх, не понять нам с вами до конца этих философов… Терренс Малик, в свое время получивший Masters по философии в самом Гарварде, считается этаким экзистенциалистом в мире кино. Родился он 30 ноября 1943 года не то в Оттаве (Иллинойс), не то в Вэйко (Техас). Его отец – Эмил Малик, был потомком ассирийских мигрантов (вот откуда такая близкая нашему “уху” фамилия), а мать – Ирен Томпсон, дочерью гордых англосаксов. Также в семье помимо Терренса были еще дети, мальчики – Крис и Ларри.

текст: Мустафа Сарт

2Будучи сыном работника нефтянки (Э. Малик работал геологом в Phillips Petroleum), Т. Малик получил хорошее образование, отучившись в Остине (Техас) и затем поступив в Гарвард. В 1965-м после отличной учебы в Гарвардском университете наш герой решил оставить родину и в поисках знаний отправиться в Великобританию, в Оксфорд. Но из-за противоречий с тутором по поводу написания thesis concept для PhD (что-то вроде нашей кандидатской) Малик вскоре возвращается и начинает преподавать философию в знаменитом MIT. Попутно он печатается в газетах и журналах, таких как Life, News week и The New Yorker (по этой части его биографии возникают споры, т.к. конкретных статей под его авторством нет). Следует отметить, что именно в эти годы Терренс активно интересуется философией экзистенциализма, переводит труды таких “титанов”, как Хайдеггер и Витгенштейн.

В 1969 году, параллельно с преподаванием в Массачусетском технологическом, Т. Малик решает поступить в Американский институт киноискусства. Его режиссерским дебютом стала короткометражка "Lanton Mills". После этого Терренс Малик предположительно работал с Джеком Николсоном (с которым познакомился в институте киноискусства), а также отметился соавторством истории вестерна Дона Сигела “Грязный Гарри”. В 1972 году вышел фильм Стюарта Розенберга “Карманные деньги”, продолжавший ковбойскую тематику “Грязного Гарри” и получивший в целом негативные отзывы от критиков.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ МАЛИК НЕ СТРЕМИТСЯ К ГЕРОИЗАЦИИ КИТА И ХОЛЛИ, СКОРЕЕ, ПЫТАЕТСЯ ПОКАЗАТЬ ВНУТРЕННЕЕ УБОЖЕСТВО И БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Первым по-настоящему полномасштабным (и успешным) проектом Малика как режиссера принято считать фильм “Пустоши”, в котором экранизирована история серийных убийц с дороги Чарльза Старквезера и Кэрил Фьюгейт (в фильме их звали Кит и Холли). Это классический роуд-муви, и сюжет его схож с заезженной притчей о Бонни и Клайде, однако здесь раскрывается талант Терренса как режиссера-философа. Экзистенциалист Малик не стремится к героизации Кита и Холли, скорее, пытается показать внутреннее убожество и бессмысленность их существования.

3

Дальше, через три года после “Пустошей”, Терренс Малик приступает к картине “Дни жатвы”. Забегая вперед, замечу, что именно этот фильм, по моему мнению и мнению критиков “посерьезнее” (например Р. Эберта), является сублимацией всех стилистических “изюминок” в “инструментарии” Малика-режиссера. История об изменчивости женского сердца, непостоянстве чувств главной героини Эбби к Биллу – отчасти все это напомнило мне серии французских фильмов про Анжелику. События картины разворачиваются на фоне вступления США в Первую мировую, внутренние терзания главного героя Билли из-за убийства человека – словно терзания героев Достоевского; кроме того, заметна отсылка к библейскому сценарию (история Авраама и Сары). Да и само название – “Дни жатвы”, если брать американскую версию имени картины – “Days of Heaven”, дословно переводится как "дни неба" (рая).

4В 1978 году, то есть через два года после сьемок, фильм был представлен публике. Картина завоевала несколько серьезных наград (Малику вручили Пальмовую ветвь в Каннах, оператор получил “Оскара”, наградами также был отмечен Энио Мориконне, естественно, за музыку). После такого успеха Paramount Pictures в лице Ч. Блудорна предложил Малику миллион долларов за то, чтобы следующий фильм он снял на Paramount. Малик запланировал масштабную постановку о военных действиях на Ближнем Востоке в ходе Первой мировой войны. Но сценарий им самим неоднократно менялся – дальше Малик захотел снять фильм не про войну, а про зарождение жизни на Земле (к слову, эту идею он пронес в мыслях сквозь годы – в картине “Древо жизни” показан момент формирования планеты в космосе и постепенного ее остывания). Затем и вовсе неожиданно все оставил и надолго уехал в Париж. Там он вел жизнь затворника, занимался адаптацией и переводами различных сценариев, пока в начале девяностых вдруг не взялся экранизировать повесть Дж. Джонса “Тонкая красная линия” – о событиях битвы при Гуадалканале.

Хочется отметить и две другие работы Терренса Малика – “Новый свет” и “Древо жизни”. “Новый свет”– это история о первых контактах европейских конкистадоров с коренными жителями Америки, в которую вплетены отношения знаменитых Джона Смита и Покахонтас. “Древо жизни” – это взгляд успешного мужчины средних лет на себя самого в юности; он (герой) замечает, что в нем привитые матерью идеалистические ценности до сих пор борются с суровой правдой жизни, буквально “вбитой кулаками” отцом-материалистом.

Если говорить непосредственно о режиссерском стиле Малика, то киноведы традиционно заостряют внимание на следующей особенности его работ – сюжет и все, что связано с людьми, для Малика значат намного меньше, чем пейзажи, игра света и тени, чередование времен года. Эта особенность Т. Малика как большого мастера прослеживается не только в знаменитых “Днях жатвы”. Перенос акцентов из мира микрокосма в плоскости макрокосма наблюдается также и в других, более поздних его картинах – “Новом свете”, “Древе жизни”, “К чуду”.

5

Из минусов фильмов Т. Малика хочу выделить бросающуюся в глаза затянутость сцен (особенно в “Новом свете”), не совсем проработанную историчность сценария (в том же “Новом свете” многое является вымыслом, а событий, описанных в “Тонкой красной линии”, и вовсе не было). Также отнесу к минусам слишком резкую смену кадров, из-за чего сложно прослеживается сюжетная линия (“Древо жизни”) и недостаток текста – информации о происходящем на экране предоставляется мало, многое надо самому домысливать, додумывать и допредполагать. В общем, все, кому нравится стиль – “побольше картинок совершенной природы, да поменьше никчемных слов”, получают “кайф” от фильмов этого режиссера.

Терренс Малик вызывает впечатление очень ненадежного и необязательного человека. Часто он бросал работу неоконченной и куда-нибудь скрывался (бывало, и надолго). Затворничество – еще одна отличительная черта режиссера. Эх, не понять нам до конца этих экзистенциалистов – ведут себя так, будто раскрыли тайну человеческой души, и теперь им невыносима бренность и убогость этого мира.

КИНОВЕДЫ ТРАДИЦИОННО ЗАОСТРЯЮТ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАБОТ – СЮЖЕТ И ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ЛЮДЬМИ, ДЛЯ МАЛИКА ЗНАЧАТ НАМНОГО МЕНЬШЕ, ЧЕМ ПЕЙЗАЖИ, ИГРА СВЕТА И ТЕНИ, ЧЕРЕДОВАНИЕ ВРЕМЕН ГОДА.

 

Похожие материалы (по тегу)

Для создания идеального ужина Вальтер поделился с редакцией рецептом коронного блюда ресторана “Bella Italia” - равиоли со шпинатом. А чтобы…
734
Они всегда у всех на виду, они сопровождают своих супругов во время зарубежных визитов и на приемах, и сами также…
989
Если к кому-то мы относимся с заботой и переживаем за него без осуждения каких- либо их качеств, то скорее всего…
1248
Интервью с фронтменом группы “Пицца” Сергеем Приказчиковым
547
Бизнесмен, генеральный директор компании "Адэко"
2830
Иногда целый обзор автомобиля можно уместить всего в одном предложении. Связано это не с тем, что рассказать совсем нечего. Можно…
2755
Что нужно для того, чтобы быть хорошим колумнистом (журналистом, публицистом, эссеистом)? Чтобы твои тексты с интересом читали, цитировали их? Честность,…
1129
Нурик как человек, склонный к душевной полноте, представлял для меня большой интерес. Такой тип людей в наших условиях обычно дичает,…
735
Лето для прокатчиков – самое неблагодарное время. Послушные некогда зрители разбегаются по отпускам и каникулам, едут на дачу пропалывать грядки…
1282
Странно обсуждать предмет, который несмотря на многолетний и многострадальный процесс познания, плохо знаешь и еще хуже понимаешь. Причем чем больше…
685