Рождество и Новый Год
Однажды в Петербурге, не так давно, в году 2007-м, состоялся круглый стол, на тему «Война брендов: Рождество или Новый год», в котором принимали участие администрация Петербурга, журналисты, гендиректоры рекламных агентств и т.д. Так вот вкратце, там обсуждался весьма щекотливый вопрос о коммерциализации Рождества. И Рождества ли вообще? Видите ли, за 70 лет прожитых в Советском Союзе, Рождество вследствие своей табуированности, как праздника религиозного, было отодвинуто далеко за ширмы людского сознания, а Новый год, как праздник светский, лишенный какого-либо сакрального смысла, был, наоборот, широко промоутирован Советским руководством.
Петр I, прорубив окно в Европу в не столь далеком XVIIIвеке, старался приобщить тогдашнюю Россию к европейской культуре, сделать свое государство светским, что из школьных учебников по истории всем нам прекрасно известно. Он сделал датой Нового Года 1 января, как дату подведения итогов проделанных за весь год дел. Эта традиция продолжилась и во времена Серпа и Молота. Рождество – праздник проводится в тесном кругу семьи. Новый год тоже семейный праздник, но празднуется с широким размахом, шумными посиделками и красочными фейерверками. Это у нас. А в Европе, как раз таки наоборот, Рождество – повод для отрыва, с приготовлениями и празднованиями, аналогичными нашим. Вся разница в приоритетах, у нас Новый год, у них Рождество.
Коммерция – спикер обоих празднеств
Помните добрую, яркую рекламу Кока-Кола про паровоз и Санта Клауса? Очень мне она запала в душу. И посмотрите, как тонко маркетологи сыграли на людских чувствах и эмоциях! Выбираешь в магазине что попить, а тут та самая Кока-Кола. Сразу в сознании всплывает праздничный стол, елочка, реклама про щедрого европейского Деда Мороза. В общем, романтика.
Этим романтизмом как раз таки и пользуются бизнесмены. Перед праздниками, традиционно, мы можем наблюдать бурную покупательскую активность, глобальные рекламные акции, приуроченные к Рождеству и Новому Году. Есть в природе компании, которые весь год готовятся поймать свой главный куш именно в Рождественские и новогодние дни. К ним относятся производители пиротехники, елочных игрушек, кондитерских изделий и другие представители «рождественской индустрии». В дни праздников, до них, и после них, некоторое время царит на земле дух коммерции, одни кошельки опустошаются, другие же становятся тугими, как пивное брюшко. Устраиваются всевозможные промо-акции, вначале цены взлетают, после же устанавливаются скидки, объявляются распродажи, а на духовное начало, смысл праздника, никто не обращает особого внимания. На западе, т.е. в Европе и США, где была опротестована коммерциализация Рождества, несмотря ни на что, до сих пор тратятся миллионы долларов и евро на публичное оформление праздника, закупаются подарки, тонны продуктов питания и еще большее количество алкогольных напитков.
Мнение
Такова реальность. Рождество то будь, или Новый Год, религиозный праздник это или светский, разницы нет для коммерсантов. Деньги есть деньги. Миром правят финансы. То, что святое смешивается с коммерцией, уже никого не удивляет, ибо все нынче продается и покупается. Нет в этом ничего такого уж совсем плохого, по крайней мере, в контексте нашего времени. Любой праздник – лишний повод заработать на чувствах, которыми руководствуются покупатели. Это жизнь, и в ней всем есть место под солнцем.
текст: Тариэль Малашев