Читать апрель 2012

Tuesday, 15 July 2014 07:18
Автор: #ONE MAGAZINE
Читать апрель 2012

Асанбек Стамов

Ивы-близнецы
2 года назад умер писатель Асанбек Стамов, и в день его смерти ему посвятили небольшой опус в Акипресс. Ему посвятили опус, а можно было книгу. Нужно было рыдать и идти за похоронной процессией, и я была бы одной из них. А вместо этого был опус и тема на Дизеле.
Его книги не переиздают каждый год, не перепечатывают. Чтобы прочитать его строки о Фрунзе, Токмаке, Ыссык-Куле и их обитателях, удивиться и порадоваться его искренности, его пониманию, вам придется обойти всех букинистов, возможно, среди них найдется тот, кто продаст вам эту драгоценность. Хотя, кто его знает, может вам уже повезло, и вы найдете в закромах собственной домашней библиотеки заветную книгу в незаметной коричневой обложке с витой надписью «Асанбек Стамов. Ивы-Близнецы».
«Ивы-Близнецы» – это некий альманах Асанбека Стамова, состоящий из 3 повестей: «Сказание о Чу», «Ивы-Близнецы» и «Пропавший мальчик или повесть в назидание взрослым». При этом первая повесть «Сказание о Чу» сама состоит из нескольких историй, посвященных тем или иным героям. В этом талант Асанбека Стамова – рассказывая основную линию, он не забывает и о других героях. И ты живешь этими событиями, ты сочувствуешь, ты понимаешь, как эти герои похожи на тебя.
Так, в повести о пропавшем мальчике Асанбека Стамов описывает чувства ребенка, то, как он страдает, когда родители режут ягненка, с которым он еще вчера играл, как он страдает, когда ощенившуюся собаку оставляют в деревне, потому что в городе для нее нет места. Собственно говоря, с этого и начинается история мальчика. Он пропадает. Ради спасения своей собаки, о которой родители цинично забыли, маленький ребенок, сев на велосипед, отправляется в деревню. А родители ищут его везде, где он, казалось бы, должен быть. Родители, которые живут своими проблемами, работой, незамечающие того, о чем на самом деле думает ребенок.

« У Бекджана сердце сжималось от жалости. Он попросил:
- Папа, давай возьмем Киреше с собой?
- А где мы будем ее держать, на балконе, что ли?
- Папа, но ведь у нас очень большой балкон. Я сам буду за ней ухаживать, пап. Возьмем ладно?
- На что она нам, дворняжка беспородная! Погоди, я куплю тебе бульдога, вот за ним и будешь ухаживать.
- Не нужен мне никакой бульдог! Я хочу взять Киреше, – мальчик, с трудом сдерживая слезы, опустил голову.
- Не приставай! У нее скоро будут щенки, куда мы с ними в квартире денемся?
- Папа, это очень хорошо, что щенки. Вот и надо ее домой взять, иначе щенки могут замерзнуть.
- Нет!».
«Сказание о Чу» – повесть, открывающая этот альманах, посвящена мужчине, казалось бы, неплохому, скорее, даже очень положительному, но постоянно теряющему любовь. В силу определенных обстоятельств – вернее в силу того, что он всегда терял любимых женщин, этих женщин в повести достаточно. Но из-за слабохарактерности, излишней гордости и кучи предубеждений любовь уходит от него, ускользает. Только из-за себя самого он становится одиноким и никому не нужным, ведь и его последняя любовь покидает его – умирает его супруга. И только после смерти жены он понимает, что любил именно ее. Таким мы и встречаем Дыйканбека на страницах книги – под серой пеленой дождя, прижимающий к груди ребенка, одинокий мужчина идет по кладбищу.
«С шумом хлынул проливной дождь. Седовласый мужчина с девочкой лет 6 на руках, переходя улицу, споткнулся раз, другой, потом бросился наперерез идущей машине и едва успел проскочить перед ней. (…) Он вымок до нитки, но, не обращая внимания на то, что вода с его одежды стекает на пол, развернул и бросил в сторону плащ, в который была укутана девочка. Она не промокла.(…) Она уснула сразу, разомлев от горячего. А мужчина сел в кресло рядом с диваном, на котором спала девочка, и как то опустился, замер с видом горестным и опустошенным. Потом сказал негромко: «Да, все ушло… Все кончилось…».(…) Нынче исполнилось 4 месяца с тех пор, как он похоронил жену…»
Конечно, нельзя обойти вниманием коронную повесть этого альманаха – повесть «Ивы-Близнецы», целиком и полностью посвященную любви двух главных героев, для которых это – уже не первый брак, людей, которых судьба не щадила и помотала изрядно. Судьба несла их друг к другу на дикой скорости, и они вытерпели многое, чтобы быть вместе. Они любили друг друга по-настоящему, искренне, словно лебеди. И когда умерла Она – Он без нее не смог… Они – как ивы-близнецы у их любимого озера, всегда должны были быть вместе.
« - « я, знаешь, всегда жалею, что не верю в загробный мир.(…) Легче, наверное, было бы думать, что мы с тобой соединимся на том свете. Но мы никогда больше не увидимся. Уйдем в землю и станем землей.(…) со смертью человека умирает целый мир. (…) Мы с тобой были счастливы, родной, и у меня нет слов, чтобы высказать тебе свою благодарность. Не было на свете никого счастливее нас».
- « Ты правду говоришь? А не было ли таких дней, когда ты обижалась на меня? Мне кажется, я иногда огорчал тебя».
Марал широко открыла глаза, задумалась.(…)
- «Это было через 5 лет после нашей свадьбы.(…) я ждала тебя на пороге, в дверях. Очень-очень ждала».
- «(…) я хорошо помню тот день, только не помню, что сделал что-то обидное для тебя».
-«(…) До тех пор ты всегда целовал меня в губы, когда возвращался, а в этот раз только обнял и погладил по голове.(…) Потом это вошло в привычку, иногда ты целовал меня, а иногда – нет.»
- «Прости меня, радость моя!»»
Так же и у автора этой книги была и есть своя «ива» – его супруга, которая живет его делом. Она хранит его книги, рассказывает о нем. Она – лучшее доказательство его гения. Журнал #ONE MAGAZINE хотел бы поблагодарить вдову Асанбека Стамова за предоставленную информацию и книгу «Ивы-Близнецы».

Назира Раимкулова

2Белый сентябрь
Назира Раимкулова родилась во Фрунзе, жила в Бишкеке. Но свою книгу она посвятила другому кыргызстанскому городу, в котором так же успела провести часть своей жизни – городу Ош. В «Белом сентябре» вы становитесь безмолвными свидетелями трагических событий 2010 года, истории двух друзей – узбека и кыргыза, оказавшихся в центре этой катастрофы. Один из них – Болот, после смерти своего друга усыновит его сына, еще долго будучи не в силах объяснить маленькому Сабыржану, из-за чего погибли его родители, из-за чего погибла жена Болота и почему вдруг все начали друг друга бояться. Книга хороша тем, что автор не ищет виноватых, не обвиняет ни одну из сторон. Ведь в этой трагедии пострадал каждый, и люди должны быть максимально адекватны и политкорректны.
« - Аааа! Это ты?! Где Сабыржан? – Анвар едва не выстрелил. В сумерках его было не узнать. Взлохмаченный, обросший и перепачканный сажей и пылью он скорее был похож на посланца с того света.
- Он у моей сестры, вместе с детьми! Ты сам как? – У Болота в руках было самодельное оружие. Нож, прикрепленный к палке, как штык. – Халиму нашел?
- Нет больше ее! Не успел я! – мужчина затрясся от глухого плача. Болот подошел поближе и обнял его. Он тоже плакал…»

Александр Федоров

3Альбом «Чингиз Айтматов и его земля»
Этот фотоальбом целиком и полностью посвящен уже классику мировой литературы Чингизу Айтматову. Кадры ласкают взор своей ретро-винтажной красотой, да и Чингиз Торокулович предстает перед нами в новом, незамыленном образе. Тут нет фото, которое мы видим каждый день на всевозможных баннерах, это даже не фотографии – скорее живые картины. Создается ощущение, что герой альбома – живет, дышит, идет по улицам нашего с вами города. В этом, конечно, талант Александра Федорова – создавать целую жизнь в одном кадре. Этому, действительно культовому фотографу, #ONE MAGAZINE посвятил в этом номере свою рубрику «Культовый кадр».

 

Мар Байджиев

4Рассказы
В каждой стране есть свой лидер театральных постановок – свой классик театральных пьес. Все мы смотрели шекпировского Гамлета, чеховских «сестер». Но и у нас есть писатель, современник, пьесы которого ставят не только в Кыргызстане, но и на территории СНГ. Мар Байджиев – автор интереснейших рассказов, повестей и сценариев, и больше всего импонирует то, что он наш современник. Он писал и про войну, и про Чапаева, но мне больше близки его рассказы о жителях Фрунзе, его окрестностей, сел и городов Кыргызстана. Его героев можно представить выходящими из соседнего подъезда, они гуляют по тем же улицам, что и мы. Мы и сами, не зная того, можем быть этими героями…
«Я иду вниз по проспекту Мира. У меня такое ощущение, словно только что получил резкий удар в солнечное сплетение, в тот самый момент, когда поднял руку, чтобы обнять друга. Хлещет холодный дождь. Синие горы стали черными. Никогда мне не было так тошно. Меня отвергли. Меня, умного, красивого, образованного, который всегда нравился женщинам, которому сегодня вечером объяснилась юная девица. (…) Не я ли был любимцем политехнического университета? (…) А теперь я стал среднеарифметическим. Как и когда это случилось со мной?...»

Текст: Айдай Иргебаева

Tweet