Абай Кунанбаев (1845-1904)

Вторник, 05 Август 2014 07:51
Автор: #ONE MAGAZINE

Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, открывший новые пути развития родной литературы. Творчество Абая явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, его мудрости, свободолюбия, патриотизма. С творчеством Абая связано утверждение в казахской литературе реализма, создание казахского литературного языка. Плодотворное влияние Абая Кунанбаева сказалось во всех областях казахской культуры и искусства.

Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах нынешней Семипалатинской области от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай), и прадед (Иргизбай) главенствовали в роду Тобыкты в качестве правителей и биев. Отец его, Кунанбай, был представителем крупной казахской феодальной знати, влиятельным, своенравным, жестоким человеком. Но ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан, и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит “внимательный”, “проницательный”). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно с этим он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинал писать стихи. С 15 лет Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. С раннего возраста будущему поэту пришлось вникать в межродовые тяжбы, ссоры, интриги; и постепенно он испытал разочарование к деятельности управленца. Это привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высокого потенциала Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими аристократами – Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре оказалось тем более естественным, что в восточной традиции (как и в русской) поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. В своих переложениях их на казахский он тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

На протяжении следующих 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе среди казахов не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создаются социально-философская и литературная школы.

Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть и бешеное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы были связаны со смертью его талантливых сыновей, Абдрахмана и Магавьи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.

Я с утеса кричал,
Мне простор отвечал –
Отвечали горы и дол.
Но услышав звук,
Я искал вокруг:
Как, откуда тот звук пришел?
Был все тот же утес иной, –
Отклик есть, но отклик пустой.

            * * *

Велика у меня,
Широка родня, –
Одиноким быть нет причин,
Велика семья, но не понят я
И живу средь людей один.
Как могила шамана, я
Одинок – вот правда моя!

Нельзя полностью понять трагическое ощущение одиночества, испытанное Абаем, без учета двух обстоятельств. Первое и самое принципиальное обстоятельство состоит в импульсе к преобразованию культуры народа, который Абай дал. Речь идет прежде всего о словесной культуре, о поэтической традиции. Абай во все это привнес совершенно новое качество. Он влил в культуру казахов целый поток образов, форм (сатира, лирика, откровения, пейзажная лирика) сюжетов, идей из иных культур и традиций, что означало включение казахской культуры в мир большой культуры классических цивилизаций и привитие свойственных им духовных опытов к традиционной культуре казахов. В числе этих инокультур и арабская культура в таких ее крупнейших документах как "Коран" и "Тысяча и одна ночь", а вместе с ней эллинистическая традиция Аристотеля и Александра Македонского. Совершенно новым, дотоле неизведанным был для казахов до Абая мир русской культуры, в ее связи с европейской культурой и европейской традицией (посредствам русского языка он переводил на казахский произведения Байрона и Гете). Но опорой восприятия Запада по Абаю все же является глубоко осознанный Восток, приверженность исламу.

Факты:

Есть сюжеты, которым самой судьбой предназначено кочевать. Так один из сюжетов Гете через “российские равнины” дошел до степных кочевий в виде известных, переложенных Абаем на музыку, стихов. Лермонтов перевел Гетевскую "Ночную песнь странника", от нее оттолкнулся и Абай в своей элегии "Карангытунде тау калгып".

Особое место в творчестве Абая занимает "Кара соз". Под этим наименованием объединены 45 "Слов" – небольших законченных фрагментов, выраженных в тщательно, художественно стилистически обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор – собеседование, это и "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа.

Abai monument in Baykonur city 700x525

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, “Слова назидания”.

Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай-улы (1864-1927). Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману "Абай" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева.

Память

Музеи

В Семипалатинске открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая.

В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.

Памятники

Памятники поэту установлены в Алматы, во многих других городах Казахстана, в Стамбуле, Тегеране, а также в Москве.

В Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.

В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Именем поэта названы еще две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане.

Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай.

В Алматы его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.

В Карагандинской области находится одноименный город.

Абай в произведениях литературы и искусства

Жизни Абая посвящен роман-эпопея его дальнего родственника известного казахского писателя М.О. Ауэзова “Путь Абая” (т. 1-4, 1942-1956), за который ему присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть “Абай”) и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть “Путь Абая”).

В 1995г. о жизни поэта был снят двухсерийный фильм “Абай”, режиссер Ардак Амиркулов. Фильм производства Казахстан-Франция.

Памяти казахского поэта посвящен ряд почтовых марок и других филателистических материалов, выпущенных в СССР, Казахстане и других странах.

Мужской стиль складывается из множества элементов, каждый из которых имеет значение и сможет сыграть положительную или отрицательную роль. Главное –…
1744
Рубрики "12 мыслей" за прошедший год
1638
Куча трупов, стены измазаны кровью, по комнате валяются чьи-то отрезанные пальцы и уши. А вокруг всего стоят двое мужчин и…
1831
2013 год оказался очень урожайным на отечественные кинопремьеры. Мы выбрали 12 фильмов отечественного кинопроката, создавших киноатмосферу Кыргызстана в уходящем году змеи.
917
История большинства аксессуаров - это практический ум, и запонки не являются исключением. Прежде элегантность выражалась манжетами, подтянутыми тесемкой, сегодня квинтэссенцией…
2032
"Мы с популярной певицей Гульнур Сатылгановой гастролировали в Москве. Заходим в гостиницу, а там сидят люди, похожие на кыргызов. Смотрят…
10531
Перчатки появились еще в эпоху древних цивилизаций. Однако их прообразы использовались исключительно в практических целях:  для защиты кожи рук от…
602
Давайте поговорим серьезно. Нет, не на чистоту, а так… как обычно. Откровенно говоря, имею лишь один вопрос: Зачем вы дарите…
594
Фантазии свойственны всем. Эротические – тоже. Есть даже специальная стадия сна, предназначенная для видений эротического характера. Фантазии могут быть реализованы…
948
Ребят, когда в ваши ясные головы пришла мысль заниматься музыкой? Кто вас на это вдохновил, кто был примером? Рашид:
1855