О супергерое в каждом человеке, новых проектах и о той, что однажды написала ему сама.
– Мы в редакции рассуждали о КВН и поняли, что КВН Кыргызстана мы воспринимаем как Вашу вотчину, хотя совсем недавно это была территория Акопяна. Как и когда сменились полярности в КВН?
– Мы делали то, что делали. Не знаю, какая позиция у Евгения Львовича, у нас позиция развития КВН. Мы стараемся как можно больше вкладывать как энергии, так и ресурсов, приглашать сюда людей, знающих о КВН больше, чем мы. Тогда будет развитие. Нельзя вариться в собственной каше. У команды “Азия Микс” есть возможность выезжать за границу и работать там, мы к этому долго шли, но ведь у других команд пока такой возможности нет. И чтобы дать им шанс быть замеченными, мы привозим сюда звезд КВН, редакторов, Маслякова-младшего – чтобы он лично курировал и видел, что здесь есть потенциал.
– У Евгения Львовича также есть команды КВН, он устраивает игры, есть Тамашоу Эрмека Нурбаева, устраивающего свои игры. Есть Вы. Получается, от Кыргызстана играть за границей могут все три команды?
– Хоть 15. Главное – найти спонсоров и все-таки поехать на игры в другую страну.
– Вырвавшись на выступления за границу команды иногда используют архив – свои старые шутки. Насколько этично использовать одни и те же шутки в нескольких выступлениях?
– Вообще это неправильно, и я такое не приветствую.
– Есть ли темы, над которыми Вы предпочитаете не шутить?
– Темы ниже пояса, смерть младенцев и святые. Когда ты вещаешь на массу, ты должен брать на себя ответственность за все, что ты говоришь. Это очень тонкий момент и, к сожалению, немногие понимают, что они несут, на них смотрят их матери, дети. Учитывая, что юмор – портал в подсознание, через него можно вбить в человека все, что угодно.
– Есть ли свобода слова в КВН?
– Поначалу, когда ты неопытен, ты обижаешься, если твои шутки бракуют. Почему эту шутку нельзя? Когда я сам стал редактировать, я понял почему это происходит. Человек всегда тянется к тому, чтобы рассмешить зрителя. Лишь бы насмешить. А на самом деле зритель должен услышать шутку, обдумать ее, увидеть заложенный в нее смысл и засмеяться. Авторы зачастую идут снизу вверх, а не сверху вниз. Также есть темы, которые, по большому счету, запретны. Некоторые политические моменты смешные, да они у всех на устах, но их нельзя трогать. Потому что политика – это тонкая вещь, на основе которой строится государство. А юмор может дать повод разъедать эту систему. Систему ломать нельзя.
– Шутки о Кыргызстане, как правило, о наболевшем…
– В Кыргызстане всегда есть информационный повод, новые невообразимые события возникают из ниоткуда, всплывают видео, возникают митинги. Для юмористов, которые ориентируются только на местную аудиторию, эти события – золотое Эльдорадо. У нас же немного другая аудитория и далеко идущие планы. Потому мы стараемся уловить новые тенденции, особенно после того, как попали в Высшую лигу. Мы повзрослели. Сейчас, например, ребята снимают кино.
– Ребята из Comedy Club тоже снимают фильмы. Только вот Comedy Club у них выходит отличный, а кино не выходит
вообще. Не боитесь такого же эффекта?
– Дело в том, что есть разные виды игры. Стоять на сцене, как в Comedy Club, это эстрадный жанр, это гротеск. Кино от Comedy снимали по американским шаблонам. Другое дело, что у зрителя из СНГ другой взгляд – ему кажется, что так не бывает, люди себя так не ведут, все это надумано. Талант Харламова близок таланту Джима Керри, и если бы Гарик снимался в кино в США – цены бы ему не было. В то же время, если бы Джим Керри со своими ужимками снимался в российском кино, – его бы не поняли. Нам ближе французское, европейское кино, для своих ребят я выбрал именно этот стиль. Жизненное кино, с бытовыми проблемами, каждодневными делами. Сама форма подачи очень близка к реальности.
ЧТОБЫ ДАТЬ МЕСТНЫМ КОМАНДАМ ШАНС БЫТЬ ЗАМЕЧЕННЫМИ,
МЫ ПРИВОЗИМ СЮДА ЗВЕЗД КВН, РЕДАКТОРОВ, МАСЛЯКОВА-МЛАДШЕГО – ЧТОБЫ ОН ЛИЧНО КУРИРОВАЛ И ВИДЕЛ, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ ПОТЕНЦИАЛ.
– ЕСТЬ ЛИ СВОБОДА СЛОВА В КВН?
– ПОНАЧАЛУ, КОГДА ТЫ НЕОПЫТЕН, ТЫ ОБИЖАЕШЬСЯ,
ЕСЛИ ТВОИ ШУТКИ БРАКУЮТ. ПОЧЕМУ ЭТУ ШУТКУ НЕЛЬЗЯ?..
1 СЕНТЯБРЯ ЭТОТ ФИЛЬМ БЫЛ ПРИДУМАН В ГОЛОВЕ, 13 СЕНТЯБРЯ БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ПОСЛЕДНЯЯ ТОЧКА В СЦЕНАРИИ,
А 20-ГО НАЧАЛИСЬ СЪЕМКИ.
17 ОКТЯБРЯ МЫ ЗАКОНЧИЛИ СНИМАТЬ.
– Как продвигается Ваш кинопроект?
– Мы сделали все в рекордные сроки: 1 сентября этот фильм был придуман в голове, 13 сентября была поставлена последняя точка в сценарии, а 20-го начались съемки. 17 октября мы закончили снимать. Остался тяжелый кропотливый процесс продакшена.
– А как Вы подбирали актеров? Когда Вы снимали “Общагу”, Ваша супруга Камилла Абдил поделилась с нами, что кастинг актеров проходил очень сложно, сложно было найти подходящих актеров.
– Очень трудно. По большому счету кастингом занималась моя супруга, я помню, что было трудно. То возраст не тот, то голос не тот, то химии нет между героями. В подборе мы руководствуемся правилом Гая Ричи: увидел типаж из жизни – бери смело!
– Были люди, которые жаловались на результаты кастинга “Общаги”, мол, актеры (в частности, актрисы) – не из
Кыргызстана. Не боитесь очередных подобных комментариев?
– У нас француз снимается. Если кто-то очень похож на француза и так же разговаривает, как он – пусть приходит! (смеется) На самом деле, конечно, нам невыгодно привозить актеров из других стран, это дороже, нужно оплатить проживание, питание. Но нам еще более невыгодно терять время с людьми, которые не могут играть. Вот и все. Лучше мы сократим съемочное время, силы и эмоции и привезем тех, кто нам подходит, чем будем сидеть и ждать результатов от тех, кто нам не подходил.
– Были люди, которые очень болезненно относились к Вашему кастингу, и были люди, которые обижались на Ваш юмор, – помню, некоторые обижались на ролик “Эдвард, ушатай меня”, аргументируя это тем, что Вы, якобы, оскорбляете кыргызский народ… Они решили, что Вы оскорбляете кыргызскую провинцию…
– Глупости. Я сам из провинции. Если брать в мировом масштабе, – Бишкек тоже провинция. У меня все родственники оттуда, папа, мама. Как я могу оскорблять провинцию? Мы оскорбляем невежество. Есть люди с дорогими часами, в дорогих костюмах, но абсолютно невежественные. С наличием денег они умнее не стали.
– Если Вы оставите КВН, чем будете заниматься?
– Разными видами творчества. Мне сейчас очень интересна музыка. Музыку для сериала “Общага” мы придумывали втроем – Азамат Такырбашев, Камилла и я. Это тоже интересный процесс, захватывающий.
– Какой стиль музыки Вы бы предпочли?
– Разный. Я ненавижу брать альбомы, где две песни кайфовые, а остальные – однотипные.
– А пример группы, в стиле которой Вы хотели бы играть?
– Мне нравятся разные стили. Выбирать только одну стезю – самая главная ошибка. Надо постоянно меняться.
– У Вашего вдохновения есть расписание?
– Нет. Могут поджимать сроки – а в голову ничего не идет. Вдохновению не прикажешь. А бывает, слушаешь музыку, и тут что-то щелкает в тебе, и вдохновение накатывает.
– КВН – это скорее хобби. Но это хобби занимает все время…
– Сумасшедшее хобби, которое поглощает тебя всецело. Если ты действительно хочешь, если это действительно твое, – КВН поглотит тебя. Иногда это даже мешает. Мне часто предлагают участвовать и создавать новые проекты, но я отказываюсь – сейчас почти все мое время занято Клубом Веселых и Находчивых.
– У команд КВН разные формы юмора – например, РУДН предпочитали “интеллектуальные” шутки, которые еще нужно додумать, понять, посмеяться, а те же “Уральские пельмени” предпочитают народность и юмор на грани треша – а-ля “Потому что гладиолус”. К какому жанру относится юмор Вашей команды?
– У “Азия-Микс” симбиоз РУДН и какого-то азиатского колоритного юмора – с оговорками и ужимками. Свой коллектив уже больше пяти лет натачиваю на текст.
– Казалось бы, региональный юмор куда смешнее – кавказский, казахский, кыргызский – но выигрывают, как правило, российские команды…
– Ну почему, были и другие случаи. Выигрывали “Махачкалинские бродяги”, армяне, казахи практически выигрывали финал. Региональные команды, конечно, колоритны, но не стоит забывать, что КВН, прежде всего, – российский продукт, продукт Первого канала. Это как если бы КВН был в Бишкеке и приезжала бы российская команда. Они были бы, безусловно, интересны, ярки, но юмор местных команд был бы понятнее нам, смешнее.
– Помнится, что Ваши шутки про мэра в эфире Первого канала привели к тому, что деятельностью мэра все-таки заинтересовались. Сколько еще нужно пошутить про мэра, чтобы все изменилось в лучшую сторону?
– Я не сторонник того, чтобы кого-то меняли. Я сторонник того, чтобы что-то менялось. От того, что поменяли человека, все не исполнится, как по мановению палочки. Человек сам должен менять. Надо давать человеку шанс и промежуток времени, в течение которого он должен измениться.
– Азамат Мусагалиев (Камызяки) шутил про больницы и суды – и они изменились к лучшему, Вы шутили про мэра – правительство обратило внимание на его деятельность. Получается юмор – это сила?
– Юмор – это самая приятная информация, которую человек готов воспринимать. Это открытый портал, через который до человека быстрее доходят какие-то простые истины. Когда вы смотрите новости, у вас остается двоякое ощущение – то ли все проплачено, то ли информация предвзятая, то ли вас обманывают. Одни и те же новости по разному преподносятся BBC и Первым каналом – потому что вещают с противоположных сторон. А юмор есть юмор. Он определяет мнение большинства, потому что нужно сделать так, чтобы большинство засмеялось.
– Учитывая, что с помощью юмора можно не агрессивно бороться со злом, являетесь ли Вы супергероем?
– Знаете, я не имею права так говорить, потому что не могу посмотреть на себя со стороны. Решайте сами (смеется)…
– Хотя в Вашей команде уже есть супергерой…
– Туркмэн! (смеется) Хотя я абсолютно убежден, что каждый человек отчасти супергерой. Ведь на чем построены комиксы – взять того же спайдермена или супермена – казалось бы, разные герои. Супермен наделен силами изначально, спайдермен обрел их впоследствии, но у них одно общее – в жизни они предпочитают быть (или казаться) обычными людьми. Это ведь аллегорично, то, что они совершают поступки не ради социального статуса, они делают поступки отдельно от своей “оригинальной личности”. А те герои комиксов, которые хотели, чтобы о них знали все, жаждали славы, – были суперзлодеями. Супергерои делают поступки ради себя самих, поступки ради поступков, это победа над своим эго. На этом, между прочим, основан буддизм – задави свое эго, и не будет страхов и тщеславия. Все, от чего мы испытываем внутренний дискомфорт – это комплексы. Супергерои – это те люди, которые отказываются от своего “я” полностью. Я от своего “я” еще не избавился.
МНЕ СЕЙЧАС ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНА МУЗЫКА. МУЗЫКУ ДЛЯ СЕРИАЛА “ОБЩАГА” МЫ ПРИДУМЫВАЛИ ВТРОЕМ – АЗАМАТ ТАКЫРБАШЕВ, КАМИЛЛА И Я. ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРОЦЕСС, ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ.
ОНА ЖИЛА В АМЕРИКЕ. Я ОЧЕНЬ ЖДАЛ НАШУ ВСТРЕЧУ, ХОТЯ И НЕ ЗНАЛ, КАК ЭТО БУДЕТ. ЭТО БЫЛ КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. Я ЕЕ ОЧЕНЬ ЖДАЛ. И ОНА СПУСТИЛАСЬ КО МНЕ С НЕБЕС, КАК АНГЕЛ.
– Раз уж речь зашла о героях… Как Вы могли отдать реплику: – “Э, Санжар!” своему младшему брату Эрмеку (смеется)
– На самом деле это я забрал реплику у него. Это было в 2007 году, я был автором одной команды КВН КБТУ. Руководитель команды как-то увидел Эрмека в “образе” и попросил меня позвать его выступать с ними. Но в итоге за три дня до выезда в Сочи Эрмек потерял паспорт, я уехал туда без него. Там руководитель спросил меня, смогу ли я сыграть за Эрмека, и я ответил: “Ну я да, могу” (произнесено гнусавым голосом). Так и получилось, что в этом образе первым на большую сцену вышел именно я.
– Каково эволюционировать из образа гопника в образ наркобарона?
– Самое интересное, что и этого представителя организованной преступной группировки я тоже не должен был играть. Должен был играть другой человек, но прямо в день съемок он отказался, и играть пришлось мне.
– Насколько доходное дело – юмор?
– Учитывая, что человеку всегда хотелось хлеба и зрелищ – доходное. Было время, когда я на этом не зарабатывал, а наоборот – тратил. Я занимал денег у друзей и возил своих ребят на соревнования и выступления.
– Ваши ребята очень трепетно и уважительно к Вам относятся. Как создать настолько дружную команду?
– Надо в процессе быть на равных. Когда мы ездим в поездки, Доширак мы вместе едим (улыбается). У нас порой может возникнуть недопонимание, конфликты – не без этого. Мы – семья. В семье бывают ссоры. Наверное, в профессиональном плане это минус, но все ребята моей команды для меня – братья. А со своего родного брата – Эрмека – я спрашиваю больше, чем с них. Если бы дело было только в деньгах – мы бы все уже разошлись, кто-то бы уехал в Казахстан, выступали бы сами по себе.
– Почти полтора года назад Вы были героем рубрики “Опросник” в нашем журнале. Тогда Вы сказали, что именно юмор дал Вам возможность добиться Вашей жены.
– Когда мы жили в Москве и участвовали в проекте “Лига наций”, моя жена, тогда просто зрительница, наблюдала за проектом в Интернете. И у нее возник вопрос, почему казахи из команды КБТУ играют за команду Бишкека? Она отправила мне сообщение, пожелала удачи. Сначала мы списались, потом начали созваниваться. Она жила в Америке. Я очень ждал нашу встречу, хотя и не знал, как это будет. Это был критический момент. Я ее очень ждал. И она спустилась ко мне с небес, как ангел. Дуракам везет (смеется).
– Вы – восточный мужчина, а они, как правило, горячи и ревнивы. А Ваша супруга – ну, очень уж хороша собой. Не ревнуете?
– Ревную. Сильно ревную. К себе прежде всего.
– Не боитесь, что Камилла станет Вашей Йоко Оно? Ведь Йоко очень вдохновляла Леннона, он любил ее, посвящал ей песни, да только вот его команда очень ревновала его к ней…
– Я сделал очень простую и правильную вещь – я внедрил Камиллу в нашу команду. Она – часть ее, так что команда к ней не ревнует.
Беседовала: Айида Долотбакова
Фото: Лорина Окада