на арене

Пятница, 08 Август 2014 06:52
Автор: #ONE MAGAZINE

Весной, погостить на Родину, приехал Женишбек Ысманов – восходящая звезда оперного искусства, выпускник Кыргызской Национальной консерватории им. К.Молдобасанова, бывший солист Кыргызского национального театра оперы и балета им. А.Малдыбаева, лауреат и дипломант многочисленных международных конкурсов.

Это уникальная личность, в которой каким–то чудным образом сочетаются безмятежность молодости и очень глубокая мудрость, гротескность взрослого человека. Может быть, поэтому, будучи еще совсем молодым человеком, он выступал на такой мировой сцене, как Арена ди Верона.

Арена ди Верона – античный амфитеатр, построенный древними римлянами в начале нашей эры, расположен на главной площади старинного итальянского города Верона. Арена ди Верона является всемирно известной концертной площадкой .В 2000 году амфитеатр включен в число памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это самый масштабный оперный театр в мире, принимающий в год до 600 тысяч зрителей (вместимость Арены 15 тысяч человек).

Jehishbek-Ysmanov b

Кто и как открыл Ваш талант?

– Лишь Бог знает, кем человек должен стать в жизни. Я никогда не думал, что опера – это мое предназначение. В детстве мечтал быть авиационным летчиком. Закончив школу, приехал в Бишкек и с удивлением обнаружил, что авиационного училища здесь нет (смеется). Мне посоветовали поступать в Москву, в Суворовское училище. К моему глубочайшему сожалению, я не подходил по возрасту: туда поступали после девятого, а я на тот момент закончил одиннадцать классов. Но я с детства любил петь. Как-то раз, сидел я на балконе, играл на гитаре. Меня позвал незнакомый мужчина, с которым вместе поиграли, спели. Он посоветовал поступить в филармонию. Однако для меня не нашлось места на вокальном отделении. Пришлось поступить на чопо-чоор, хотя в душе мне очень хотелось петь и часто приходилось слушать уроки вокала, стоя за дверями. Так я попал к Улуку Мырзе Полотову, он решил заниматься со мной народным пением. Однажды Полотов дал послушать мне кассету с записью оперы "Риголлето" в исполнении Лучано Паваротти. Я был в восторге! Вот тогда я понял, что хочу стать именно оперным певцом. Не направил бы он меня, я бы им не стал. Я не знал даже, что такое опера. Наверное, пошел бы на эстраду, ведь в то время моим кумиром был Бек Борбиев.

Самый главный урок, который Вам преподал Керим Ырысалиевич Турапов?

– Я считаю себя очень удачливым, потому что всю жизнь попадал к хорошим педагогам. Когда я поступил в КНК, Керим Ырысалиевич только пришел туда работать. Он был директором филармонии – занятым человеком, но никогда не отказывал в занятиях. Я мог обратиться к нему в любое время: утром, днем, вечером, даже ночью! Когда я узнал, что попал к нему, я был жутко обрадован, так как он известный тенор. Благодарен ему за то, что он направил меня. Указал вектор в чудесный мир оперы...Возникали трудности, когда я начинал "мудреть". Он научил меня всему, что знал сам. Всем секретам, не только по вокалу, но и по поведению на сцене". Первый шаг-это выход на сцену, последний – это уход", – так говорил Керим Ырысалиевич. Научил входить в образ, что бывает трудно сделать на концерте. В опере все легче, потому что есть увертюра, настраивающая тебя и слушателя. Я до сих пор пользуюсь его советами.

Что Вы подразумеваете под словом "успех"?

– Успех разным бывает. Люди трудятся и добиваются своих целей, а бывают просто успешные люди. Именно в сфере оперы успех – это ничто без труда.

Я испытываю гордость за то, что Вы, мой соотечественник, выступали на сцене Арена ди Верона. Какие чувства испытывали Вы, выходя на сцену, где выступали прославленные певцы: Мария Каллас, Андреа Бочелли, Лучано Паваротти, Евгений Нестеренко и др.?

– Когда мне сказали, что я буду выступать на такой великой сцене, я жутко обрадовался. Наш великий Болот Минжилкиев выступал на сцене Ла-Скала, Метрополитен-опера, в Арена ди Верона я выступал первым в истории Кыргызстана. Мы пели в час ночи. Мне досталась первая строчка арии. Для первого раза это очень большое достижение. Мне бы хотелось исполнить крупную арию в Арена ди Верона.

Италия – родина оперы с высочайшим этапом эволюции данного вида искусства, а что Вы можете сказать о современной ситуации оперы в Кыргызстане?
– На сегодняшний день состояние оперы довольно низкое. Это зависит не только от артистов, но и от правительства. Молодым людям нужна поддержка: их надо отправлять на стажировку, приглашать иностранных педагогов и мастеров, ведь это огромный опыт! К этому нужно стремиться, а нашему правительству это не нужно. Иду в театр – на душе больно становится. 60 человек работают (включая оркестр, декораторов и осветителей), а в зрительном зале сидит 15-20 слушателей. Это говорит о том, что пропаганды вовсе нет. Когда люди начали в кино ходить? В 2005-м, а до этого в 2000-х никто не ходил, помнишь?

Я не знаю, мне тогда 2 годика было (смеется).
– Не понимаю почему государство и театр не могут взаимно сотрудничать? Если грамотно работать, можно добиться больших результатов.

Исходя из очагов оперного искусства, именно в венецианской школе зародилось превращение музыкальной драмы в блестящий концерт в костюмах. В современном мире наблюдаете ли Вы такую тенденцию? Т.е. не отделились ли друг от друга составляющие оперы?
– Ниссо, ты ведь прекрасно знаешь, что в то время важен был голос, а уж потом драматургия. На сегодняшний день все зависит от режиссера-постановщика. Молодые ставят на первый план актерское мастерство. Роландо Понерай в постановке "Риголлето", последнее, что я исполнял как представитель старой школы, акцентирует внимание на голосе. Мир меняется, людям надоело слушать одно и то же. Недавно в Ла-Скала пытались оживить современной постановкой "Травиату". Кому-то понравилось, кому-то нет. Бывают и совсем неудачные опыты. Все зависит от постановщика.

Вы находите это нормой, когда все очень разрозненно и сама опера делится на маленькие составляющие: костюмы, музыка, сюжет? В венецианской школе певцы пели арии, демонстрируя belcanto и свои голосовые способности, причем все это действо проходило в блестящих костюмах. На мой взгляд, это ненормально, когда теряется сюжет…
– Безусловно, ты права. В Италии, 90 % знают, о чем мы поем, даже ноты. Они очень придирчивы. Ждут даже кульминационных моментов. Всемирно известный дирижер-Риккардо Мути не любит что-то изменять или дополнять. Даже купюры и непрошенные каденции. В партитуре герцога в опере "Риголлето" нет си-бемоля в заключительной каденции. А зрители ждут этого. Они могут и освистать. Тяжело подстраиваться под вкусы каждого. Иногда бывает очень тяжело. Заставляют петь лежа, смотря в кулисы, ведь многое зависит от акустики. Всегда интереснее, когда в актерском плане все натурально, в былые времена ведь такого не было!

Для необычайного владения голосом,(в XVIII-XIXвв.), певцов заставляли заниматься по 12 часов. Петь на открытом воздухе, в мороз, и даже в многолюдных местах. А как репетируете Вы, постигая основы belcanto?
– Чем ближе ты подходишь к славе и мировым сценам, тем сложнее становится. Внизу легче! Мировые певцы следят за своим питанием. Для вокалистов важен сон. Нельзя перезаниматься, но и недозаниматься. Я не сильно берегу свой голос, нужно, чтобы он ко всему привыкал. Вокалистам тяжелее, чем инструменталистам.

Почему? Неправда! Вам, вокалистам, легче, потому что вы просто должны интонировать. А мы, инструменталисты, должны интонировать и переносить ноты с пюпитра на скрипку или другой инструмент. Разве не так?
– Голос – это орган, две тонкие "ленточки" – сорвутся и все. На скрипку можно поставить струну. Мои репетиции зависят от здоровья. Если заболею, то не смогу заниматься.

Беседовала: Ниссо Мурзаева

Фото: Екатерина Гниденко

Дизайнер, художник и дочь политика
5766
Генеральный директор Общественной телерадиокорпорации - о мудрости и боге, о счастье, СМИ и дружбе между полами. 
1965
Глава санатория "Иссык-Куль Аврора",  автор международных туристических проектов.
3376
Художник-иллюстратор
1236
Внешний вид, габариты Семь лет назад, во время презентации первого поколения Apple iPhone, пользователи, до этого привыкшие пользоваться небольшими аппаратами от…
747
Этому человеку завидовали все, ведь он первым увидел совершенно иной мир, можно сказать, планету – подводный континент. Кусто был настолько…
2320
Dodge Challenger (Додж Челленджер) – легендарный автомобиль эпохи 1960-1970 годов. Неоспоримое сочетание огромной мощности и стильного спортивного дизайна кузова.
557
Говорим Иван Бреусов, подразумеваем группу 101. Говорим 101 – подразумеваем Бреусова. Но это, как говорили в одном известном фильме, кажущаяся…
1145
Исполнительный директор АРИС (Агентство развития и инвестирования сообществ КР) о своем месте, чемодане отца и хулигане, сидящем под мостом.
2681
Scientia potentia est (знание - сила).
705