AKIRA KUROSAWA - ТРАГИЧЕСКОЕ ВЕСЕЛЬЕ

Среда, 13 Август 2014 11:01
Автор: #ONE MAGAZINE

Его называли Императором... Он был “простой” японский кинорежиссер, с мировым размахом, со вселенским мышлением и с человеческим юмором. Каждый раз, делая свои фильмы, этот человек смеялся. Смеялся и в то же время бесконечно был обеспокоен судьбой человека и мира. Он не шел по течению, не шел и против течения, шел он прежде всего – по должному пути, как ему было нужно... Об истинном лице художника можно узнать через его творения, и все творения Акиры Куросавы доказательство тому, что смеялся именно Император с ноткой трагического веселья.

CАМОРЕАЛИЗАЦИЯ САМОГО СЕБЯ
Будущий завоеватель кинематографа Акира Куросава родился 23 марта в 1910 году в столице Японии Токио. Он был самым младшим из восьми детей в семье. Отец его, Исаму Куросава принадлежал к дремнему самурайскому роду и преподовал кендо (фехтование на мечах) в военной школе. Как и все достойные потомки самураев, Акира занимался кендо, но, с уже обнаруженным талантом нельзя было не считаться – он увлекался рисованием. Он окончил школу западного рисования “Doshusha” и собирался стать художником, но в 1936 году поступил на режиссерские курсы при крупной киностудии PCL, которая, объединившись с еще тремя другими, в 1937 году становится студией "ТОНО".

СО ВРЕМЕНЕМ, НЕ СПЕША, НО СТРЕМИТЕЛЬНО, КУРОСАВА СТАНОВИТСЯ ПРАВОЙ РУКОЙ ЯМАМОТО И ФАКТИЧЕСКИ НА СЬЕМКАХ ЕГО ФИЛЬМОВ ЗАМЕНЯЕТ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ, КАК НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ.

yojimbo-film

В мире творчества нужен хороший учитель для ученика, который в последствии должен превзойти его... Таким учителем для Куросавы стал кинорежиссер Кадзиро Ямамото. Акира Куросава: “Он был настоящим учителем. Благодаря ему я нашел свое призвание, и кино стало делом всей моей жизни. Он учил меня работе на всех этапах – писать сценарии, монтировать и так далее – всей азбуке режиссуры".

Со временем, не спеша, но стремительно, Куросава становится правой рукой Ямамото и фактически на сьемках его фильмов заменяет своего учителя, как настоящий профессионал. Кадзиро Ямамото: “Когда я ставил фильм “Лошадь”, Куросава все еще числился моим ассистентом, но настолько вырос, что по сути дела, был моим “вторым я”. В сущности, он был тербовательнее меня. Поскольку это проявлялось на каждом шагу, все начали осознавать меру его таланта. О нем заговорили, суля прекрасное будущее”.

Уже познав, на что он способен, Акира Куросава начинает путь кинорежиссера и начинает ставить свои первые фильмы. Поскольку молодой Куросава был довольно привередливым и требовательным человеком, сценарии для фильмов писал он сам. Поэтому во всех его фильмах есть общая объединяющая композиция, хотя каждый из них уникален и своеобразен. В 1943 году он ставит свой первый фильм “Легенда о дзюдо”, на основе одноименного романа Цунео Томита. Коммерческий успех фильма был настолько велик, что спустя два года кинокомпания "ТОНО" вынудила Куросаву снять продолжение – “Новая сага о дзюдо” (1945). Для начинающего режиссера он снимал очень уверенно и всегда по своему. Не расчитывая на успех и славу, он просто делал то, что ему нравилось. В 1944 году Куросава снимает современный фильм “Самые красивые” по собственному сценарию. Одна из актрис из этого фильма Його Якути год спустя стала его женой.

Куросава один из тех китов кинематографа, которые не только велики своими фильмами, но и своей личностью. Акира принадлежал к той породе режиссеров, которые как полководцы ведут свои войска на войну и по их велению начинается движение на арене действий. Он не умел снимать по заказу и не любил снимать коллективные фильмы. Подобным образом созданные фильмы он не признавал чисто своими. Для него было важно снимать не только “как”, но и “что”. Самым важным для него оказалось то, что именно режиссер задает тон всему процессу создания фильма и всю свою последующую киноавантюру, он блестяще сыграл роль Режиссера, всегда ставившего в конце свою точку.

film-by-akiraКОМАНДА КУРОСАВЫ
Не важно в лице кого ты встретишь Вдохновение. Но для режиссеров вдохновением являются актеры. Для Скорсезе это – Леонардо ДиКаприо, для Тарантино – Ума Турман. Для Куросавы таким актером стал – Тосиро Мифунэ. Первая их совместная работа – “Пьяный ангел” (1948) стала, по словам Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной. Именно в Тосиро Мифунэ Куросава увидел того, кто стал посланником его порывов, стремлений, переживаний и того самого юмора Куросавы. Тосиро смеялся от его лица, и поэтому все их дальнейшее творчество прошло в совместной работе. Также именно с “Пьяного ангела” начинается сотрудничество Куросавы с композитором Хаясакой. Их союз принес в мир киномузыки много нового, бесповоротно изменил ее.

АКИРА ПРИНАДЛЕЖАЛ К ТОЙ ПОРОДЕ РЕЖИССЕРОВ, КОТОРЫЕ КАК ПОЛКОВОДЦЫ ВЕДУТ СВОИ ВОЙСКА НА ВОЙНУ И ПО ИХ ВЕЛЕНИЮ НАЧИНАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ НА АРЕНЕ ДЕЙСТВИЙ.

film-akira-kurosawaС этой великолепной командой Куросава сразу ставит еще четыре картины: “Тайная дуэль” (1949), “Бездомный пес” (1949) и “Скандал” (1950). Фильм “Расемон” (1950) принес ему мировую известность. В основу сценария положены психологические новеллы великого японского писателя начала века Рюноскэ Акутагавы “В чаще” и “Ворота Расемон”. Фильм повествует о непостижимости истины и о человеческой природе”. Природа человека не меняется... Каждый человек подвержен естественным слабостями по глупости совершает одни и те же ошибки. В этом фильме Куросава мастерски и с нескончаемым своеобразным юмором показал реальность “людского мира”. На родине японцы счасто критиковали Куросаву за его “неяпонство” и космополитизм, на западе его фильмы встречали с восторгом и признавали его величие. Фильм “Расемон” получил в Венеции главный приз – Золотого Льва св. Марка. В 1952-м году после успеха в американском прокате, картина получила “Оскара” как лучший иностранный фильм, а уже в 1982-м году “Расемон” получает еще одну награду – Льва Венецианского кинофестиваля. Что касается этого фильма, есть полное основание называть его одним из лучших. Стоит посмотреть фильм, может увидете там себя?

Акира Куросава: “Я смотрю на ситуации, происходящие в жизни, как обыкновенный, простой человек, я всего лишь переношу свои чувства на экран. Заглядывая в прошлое разных лет в Японии, или, если это что-то меняет, во всем мире, можно увидеть, что люди во все времена повторяли одни и те же ошибки.”

Один за другим выходят фильмы Куросавы. Они имеют успех в мире, но не признаются его соотечесвтенниками. По сути, как бы ни были важны обстоятельства, связанные с родиной, поколением и эпохой в которых живет художник, он и его творения должны быть выше этих условий. Искусство – акультурно. А художник должен обладать “мировой великой душой”. И именно Куросава обладал этой “великой душой”, которая смогла вобрать в себя и проглотить мир, чтобы создать его заново, с той же жесткостью, но уже по своему, на экране кино.

Одним из главных фильмов жанра боевик признается картина “Семь самураев” (1954) – картина о семерых благородных героях 16-века, встающих на защиту жителей деревни от бандитов. Фильм удостоился “Серебряного Льва” в Венеции, а в США сделали ремейк картины, перенеся действие на Дикий Запад – так появился классический вестерн “Великолепная семерка” (1960), где Куросава стал одним из соавторов сценария.

НЕРЕДКО ОН ЧЕРПАЛ ИДЕИ ДЛЯ СВОИХ ФИЛЬМОВ У РУССКИХ КЛАССИКОВ И АНГЛИЙСКИХ МАСТЕРОВ ЛИРИКИ. ФИЛЬМ “ИДИОТ” (1951) БЫЛ СНЯТ ПО СЮЖЕТУ РОМАНА ДОСТОЕВСКОГО.

film-akiraКуросава был настоящим интеллектуалом и творческим человеком. Нередко он черпал идеи для своих фильмов у русских классиков и английских мастеров лирики. Фильм “Идиот” (1951) был снят по сюжету романа Достоевского “Идиот”, а по мотивам шекспировских “Макбета” и “Короля Лира” – фильмы “Трон в крови” (1957) и “Ран” (1985). Одной из его лучших работ стал совместный советско-японский фильм “Дерсу Узала” по произведениям путешественника Владимира Арсеньева, снятый в 1975 году на “Мосфильме”. Эта картина получила “Оскар” как лучший иностранный фильм и Золотой приз Московского МКФ.

Акира Куросава: “Чтобы писать сценарии нужно прежде изучить великие романы и драмы написанные до тебя. Надо понять: откуда берутся чувства, которые бередят твою душу. Какие страсти требовались самому автору, чтобы изобразить героев, события? Читать нужно внимательно – пока не получишь ответ на все эти вопросы.”

Когда срок контракта со студией “ТОНО” истек, Куросава начал снимать сам без чьего либо вмешательства и средств. Но, конечно, всегда между творцом картины и зрителем встает проблема соответствия. Что хочет смотреть сегодняшний зритель? Куросава снял фильм “Злые остаются живыми” (1960) – очень вольная интерпретация шекспировского “Гамлета” о коррупции. По словам Куросавы, его не прельщала идея снимать фильмы ради денежной выгоды. Вместо этого, он не только как режиссер, но и как гражданин и как думающий человек хотел снимать фильмы с социальным звучанием. Поскольку картина не принесла дохода, а компании нужно было на что то существовать, Акира Куросава снял остроумный и динамичный боевик “Телохранитель” (1961) об одиноком ронине (самурае без сюзерена). Картина имела большой кассовый успех и спустя год Куросава снял продолжение фильма “Отважный Сандзюро”. Во всех фильмах Куросавы главных героев играл все тот же Тосиро Мифунэ, который позже сказал: “Из всего, что я сделал, я не горжусь ничем, кроме ролей сыгранных для него”.

ПРИЗНАНИЕ ГЕНИЯ
В 60-е годы Голливуд приглашает Куросаву в Америку. Куросава едет в надежде испробовать что-то новое. Но все же огромный Голливуд был неудобен для Акиры. В июне 1966 года было объявлено о начале работы над новым фильмом – “Поезд беглецов” в содружестве с компанией Abco Embassy Pro, однако этим планам не суждено было сбыться. Куросава говорил, что хотел сделать глубокий философский фильм, а ему предлагали ввести сцены с обнаженными женщинами. В 1967 году Куросава не мог не согласиться на предложение сотрудничать с компанией “20 Век Фокс”. Но Голливуд разочаровал Куросаву со своей погоней за внешним лоском и успехом. Его уровень и видение кино и вечные американские “пиф-паф” и “чмок-чмок” не совпали. Куросава возвращается в Японию.

У Куросавы всегда была уверенность, что те фильмы, которые он снимает, действительно важны. Одним доказательством этого убеждения стал исторический фильм “Кагемуся”. Акира Куросава: “Никто не давал мне денег на съемки. Говорили, что исторические фильмы больше никого не интересуют. Я поставил “Кагемусю”, чтоб показать что это не так.” Эту картину спонсировали его коллеги Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм был признан не Венецианском кинофестивале и на премии Сезар, был номинирован на Оскар.

В 1990 году Куросаве был вручен “Оскар” за вклад в киноискусство. Весь зал апплодировал стоя... В этом же году выходит его новая работа под названием “Сны Акиры Куросавы”. Восемь совершенно отдельных сюжетов, “снов” режиссера, предлагают поразмышлять о смерти и силе жизни,необходимости творчества и человеческой природе. В одной из новелл в роли Винсента Ван Гога снялся популярный режиссер Мартин Скорсезе.

До последних дней своей жизни Куросава наслаждался своей работой, к тому же теперь он мог снимать, что ему хочется.

Акира Куросава: “Я снимаю фильмы, через них я как бы раскрываюсь. Люди не способны говорить о себе абсолютно честно, но гораздо труднее скрыть истину, если пытаешься влезть в шкуру другого человека. Тогда ты часто открываешь свое истинное лицо”

Акира Куросава ушел из жизни 6 августа 1988 года в возрасте 88 лет.

Киноленты всегда делятся на жанры и режиссеры тоже снимают свои картины, определяя жанр. Фильмы Куросавы не сентиментальные мелодрамы, не экшн боевики, не интеллектуальные европейские фильмы и не детективные истории. О его картинах можно лишь сказать “Фильм Куросавы”.
Куросава обладал тонкой душой, которая ощущала всю хрупкость человека и человеческого мира, его слабость и силу. Человек этим и человек, что он осознает себя.
Но для осознания этого к человеку на помощь приходят люди искусства, вестники истины. Акира Куросава выполнил свою миссию, гордо шествуя, с высшим честолюбием художника – существованием его произведенеий.

Банковский сотрудник, певец, муж. "Я не знаю, что такое рейсфедер. Я этим не пользуюсь. Наверное, это какое-то устройство для гигиены…"
10974
Куча трупов, стены измазаны кровью, по комнате валяются чьи-то отрезанные пальцы и уши. А вокруг всего стоят двое мужчин и…
1544
Ди-джей Марк Ронсон в цвета яркости "Вырви глаз"
584
Команда ТНТ: Темирбек Чодуров, Нурдин Джумалиев, Тилек Мамбетшаев.  "Когда подаешь на визу в США, ты заполняешь анкету, на которой есть штрихкод barcode.…
5470
Актер, спортсмен, художник-любитель
6246
В нашем мире есть не так много "вечных" вещей. Меняется мода, меняются каноны красоты, меняются сами люди. А что у…
425
Билл Гейтс был уверен, что компьютерное будущее – не за настольными компьютерами, а именно за планшетами. Крупнейшие компании выпустили немало…
2813
Вы знаете, что такое рафтинг? Наверняка знаете, как и о том, что Кыргызстан – горная страна с многочисленными крутыми горными…
583
Восходящая звезда эстрады Кыргызстана Арсен
2273
Очки всех мастей, как у бизнесмена Лапо Элканна
539