ГСМ как движущая сила кыргызской революции

Thursday, 21 August 2014 09:14
Автор: #ONE MAGAZINE
ГСМ как движущая сила кыргызской революции

В Кыргызстане любой экономический проект автоматически становится политической проблемой. Особенно остро эта тенденция проявляется в последние два года. Причин тому много. Но основной является та, которую очень не любят упоминать политики, представляющие действующую власть. За 20 лет независимости в республике так и не смогли поставить на ноги национальную экономику. Все как-то было не до хозяйственных вопросов. Сначала выгоняли Аскара Акаева, затем свергали Курманбека Бакиева, сейчас формируется оппозиция Алмазбеку Атамбаеву. Вновь на первом плане политика. И как свидетельствует новейшая кыргызская история, любая власть, не опирающаяся на экономический базис, не имеет социальной поддержки. И ее можно свалить, к примеру, подняв цены на ГСМ, 95% которых ввозится из России. Так было два года назад, когда Москва ввела таможенные пошлины на топливо. После чего режим Бакиева не продержался и двух месяцев.

Политические баталии по поводу таможенных пошлин на бензин не утихают до сих пор. Любое заявление президента или премьера по проблемам американской и российских военных баз, или гидроэнергетических проектов тут же начинает раскручиваться оппозицией. Политологи, экономисты, подкованные в политических дискуссиях специалисты, начинают публично рассуждать о последствиях возможных экономических санкций со стороны наших стратегических союзников. Любимой темой тут же становятся таможенные пошлины на топливо.

Но именно эта проблема давно уже не является предметом торга между Бишкеком и Москвой. Уже второй год Россия поставляет в Кыргызстан порядка 750 тысяч тонн ГСМ без уплаты таможенных пошлин. Кыргызстан получает от этого ежегодно преференции в размере 240-280 миллионов долларов (в зависимости от колебания цен на рынке нефти). Но в обмен Газпром получил контракт на поставки 90% светлого топлива на американскую базу «Ганси» и 51% акций в совместном кыргызско-государственном предприятии «Манас». Напомним, что управление по тыловому обеспечению Пентагона ежегодно выделяет около 350 миллионов долларов для оплаты поставщикам керосина. Раньше этот контракт неизменно получала «Mina Corp». Для того чтобы Газпрому достался этот контракт понадобилось более года напряженных переговоров между Бишкеком, Москвой и Вашингтоном. Так что Россия ничего не теряет от того, что завозит в Кыргызстан ГСМ без уплаты таможенных пошлин. Сейчас переговоры идут о возможности увеличения поставок беспошлинного топлива на 7%.

СПОРЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КЫРГЫЗСТАНОМ ИДУТ ПО ДРУГИМ ОБЪЕКТАМ. СЕЙЧАС МОСКВА ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ 75% АКЦИЙ «КАМБАРАТЫ-1» В ОБМЕН НА ПОЛНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА В СУММЕ ДВУХ МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ. ВОЗРОСЛИ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ТОРПЕДНОМУ ЗАВОДУ «ДАСТАН». И ПО ЭТОМУ ОБЪЕКТУ  РОССИЯ  ПОДНЯЛА ПЛАНКУ ДО 75% АКЦИЙ. КЫРГЫЗСТАН НАСТАИВАЕТ НА СОБЛЮДЕНИИ ПРЕЖНИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ. ПО СОГЛАШЕНИЮ 2009 ГОДА В ОБМЕН НА СПИСАНИЕ 180 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КРЕДИТА РОССИЯ ДОЛЖНА БЫЛА ПОЛУЧИТЬ 48% АКЦИЙ «ДАСТАНА» И ЗДАНИЕ ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РФ В БИШКЕКЕ. ЯСНОСТЬ В ЭТИХ ВОПРОСАХ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ, ПОХОЖЕ, ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО КАК НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРУЕТ НОВЫЙ СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Пока Москва и Бишкек спорят по поводу «процентовки» акций гидроэнергетических и военных объектов, зашевелился наш другой стратегический партнер – Китай. Недавно Пекин официально сообщил о готовности финансировать строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Причем, не в обмен на доступ к природным ресурсам, а в виде создания концессии, или совместного предприятия. О серьезности намерений говорит и то, что недавно Кыргызстан подписал с Китаем кредитный договор на 380 миллионов долларов по строительству ЛЭП Датка-Кемин и подстанции Датка на 208 миллионов долларов. Кстати, эти два проекта тесно связаны с Камбаратой-1. Новая ГЭС даст возможность Кыргызстану экспортировать электроэнергию в соседние страны, для чего понадобятся ЛЭП Датка-Кемин и подстанция Датка.

Для Кыргызстана эти проекты – возможность поднять на ноги национальную экономику и стать самодостаточной страной. Однако, их можно осуществить, только если власть и оппозиция перестанут политизировать экономические проекты.

Текст: Кабай Карабеков

Tweet
Эльдияр Кененсаров
Автор проекта «Большие люди», человек, который любит спать. "Горжетку носят в миршетке, в бусульках. И то не  все, потому что…
10704
вперед. без песен
Существуют машины из разряда "не для всех", но есть целый класс автомобилей, на котором каждому из нас хотя бы раз,…
754
Лаура Омуралиева
Тренер по ораторскому мастерству В детстве я мечтала стать дипломатом. Мне нравилось общаться с людьми, наблюдать за ними. Диплом специалиста…
5419
Это она, это Элеонор!
Иногда целый обзор автомобиля можно уместить всего в одном предложении. Связано это не с тем, что рассказать совсем нечего. Можно…
3370
Конная амуниция
Современный мужчина использует в качестве средства передвижения автомобиль вместо коня, а удобное сиденье с подогревом служит ему в качестве «модифицированного»…
6938
МЕЧТЫ О МЕЧТЕ
Хватит мечтать, займись делом! – всю жизнь нам приходится откликаться на этот весенний призыв, летний совет и осеннее утешение. Меняясь…
1033
Вандал при Луне
Нурик как человек, склонный к душевной полноте, представлял для меня большой интерес. Такой тип людей в наших условиях обычно дичает,…
1019
Евгений Ан
Наблюдатель. О мужском самолюбии, Познере и Юппи
3010
Простые люди
Странан - это, прежде всего, её граждане. Сегодня #ONE MAGAZINE представляет тех, кто обычно предпочитает  работать и тем самым поддерживать…
806
Коллекционер Роже Вадим
Любопытно, чему Роже Вадим обязан громкой славе, окутавшей его с ног до головы, – своему таланту или любовным победам? Скорее…
1160