Ход конем
Первые похоронные экипажи состояли из повозки и тянущих ее лошадей. Количество животных напрямую зависело от размера телеги: она могла быть как скромная и маленькая, так и настоящим кафедральным собором на колесах. В религиях разных стран провожать усопших было принято по-разному. Например, в Азии, где проповедуется буддизм, строился целый маленький храм, который впоследствии загружался на повозку. В Европе же дела обстояли несколько иначе, и выглядело все несколько красивее: из дерева вырезались статуэтки православной тематики: ангелы, плакальщики и прочие. Стенки же самой кабины, в которой находился гроб, зачастую делали прозрачными. Конечно, никого подобные сооружения не обогатили: кареты не разлетались как горячие пирожки, но уже тогда практически каждая каретная мастерская предоставляла услуги по их изготовлению.
С появлением и массовым распространением автомобилей, похоронные бюро решили попробовать сами смастерить катафалк. Они брали отдельно двигатель, раму и шасси, а кабину изготавливали сами. Увидев подобное, автокомпании начали выпускать готовые решения (шасси и двигатель), оставляя возможность покупателям самим установить нужную по размерам кабину.Со временем перестало хватать и этого, и производители выпускают полностью готовые катафалки на базе легких грузовиков. Все бы было хорошо, но возникло несколько проблем. Во-первых, люди порицали такое решение, считая, что звук двигателя работающего автомобиля неуместен на похоронах, а неприятный запах из выхлопной трубы оскорбляет усопшего. Как выяснилось позже, нападки эти исходили от владельцев конных мастерских. Второй проблемой было то, что арки на кладбищах были слишком узкими, так как не были рассчитаны на машины. Приходилось выносить гроб у входа и дальше уже нести его на руках. Как бы то ни было, на рынке простые автомобили стали резко вытеснять конные повозки. То же самое случилось и с катафалками.
С ветерком
В начале ХХ века многие авто-концерны стали разрабатывать катафалки на базе популярных автомобилей. Данное производство позволило добавить комфорта. Но не для усопшего, нет. В новых машинах стали устанавливаться скамейки по бокам, чтобы самые близкие родственники могли быть рядом.
САМЫМ ДОРОГИМ В ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИМУЗИН ROLLS ROYCE PHANTOM HEARSE B12. ДЛИНА АВТО – 7 МЕТРОВ, А ЦЕНА ЕГО СОСТАВЛЯЕТ 662 ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ.
КОНЕЧНО, ЖАЛЬ, ЧТО ГЛАВНОМУ ПАССАЖИРУ НЕ ДОВОДИЛОСЬ ОЦЕНИТЬ ВСЕХ ОПЦИЙ В САЛОНЕ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ИХ БЫЛО ПРЕДОСТАТОЧНО. ЗДЕСЬ ВАМ И ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ, И АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТЕКЛО-ПОДЪЕМНИКИ, И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРОВКА КРЕСЕЛ.
Оно и понятно, если рядом с повозкой могли идти люди, ведь скорость ее была невысока, то бежать рядом с автомобилем как-то не получалось. Довольно быстро стало понятно, что такие похоронные процессии заказывают в основном люди обеспеченные, так что от грузовичков кабины катафалков "пересели" на шасси престижных марок: Cadillac и Packard, в Европе применяли Rolls-Royce и Daimler. В середине тридцатых годов производство автомобилей-катафалков составляло около двух тысяч в год. Мизерная сумма для концернов казалась весьма привлекательной для частных фирм, которые начали предоставлять свои услуги на этом рынке. На заказ вам могли построить его на шасси абсолютно любого автомобиля. После переделки авто начинало стоить в два, а то и в три раза дороже изначальной цены. Китайское автопроизводство в то время сильно отставало от американского, и потому после смерти члена императорской семьи, в 1935 году, был заказан катафалк на базе грузовика Ford AA, а кузов его представлял из себя настоящий буддийский храм в миниатюре.
К концу 30-х годов вся эта гонка размеров закончилась, и стало понятно, что лучшим вариантом будет использовать кузов типа "универсал" или "лимузин". Теперь уже катафалк мало чем отличался от серийного автомобиля. Если у первых версий было всего две двери, то потом появились и полноценные задние для посадки пассажиров. Таким образом, заострить внимание практически не на чем, есть лишь один представитель, отличившийся из ряда обычных катафалков. Это "Миллер-Метеор" 1969 года, производства Cadillac. Этот гигант имел колесную базу в 3850 мм, а его двигатель развивал 360 лошадиных сил, что позволяло трехтоннику быстро разгоняться и держать высокую среднюю скорость. Конечно, жаль, что главному пассажиру не доводилось оценить всех опций в салоне, тем не менее, их было предостаточно. Здесь вам и гидроусилитель руля, и автоматические стеклоподъемники, и электрическая регулировка кресел.
Роскошь не для всех
В наши дни ситуация схожа: частные компании готовы изготовить катафалк из любого автомобиля, лишь бы у заказчика было достаточно денег. Особой популярностью пользуется данная услуга в Китае, где к новеньким Мерседесам приваривают мини-храмы. Самым дорогим в истории современного автомобилестроения на сегодняшний день является лимузин Rolls Royce Phantom Hearse B12. Этот автомобиль сконструирован на базе обычного Phantom, в нем стоит 6.75-литровый двигатель V12, собранный вручную из более чем 600 деталей. Длина авто – 7 метров (что на метр больше, чем в стандартном), а цена его составляет 662 тысячи долларов. Это был бы отличный лимузин, к которому приглядывались многие миллионеры, если бы не его грустное предназначение. Но даже несмотря на то, что это похоронная машина, несколько экземпляров наверняка найдут свое место в гаражах арабских шейхов.
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО КАТАФАЛКИ – ЭТО ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ. В ПРИНЦИПЕ, ЭТО ТАКОЙ ЖЕ КЛАСС АВТОМОБИЛЕЙ, КАК И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ. ЕСТЬ ГОЛЬФ-КЛАСС, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ, БИЗНЕС, А ЕСТЬ – КАТАФАЛКИ. ОНИ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СВОИХ СЕРИЙНЫХ БРАТЬЕВ, ИХ РАЗВИТИЕ ИДЕТ БОК О БОК С ОСТАЛЬНЫМИ МАШИНАМИ. ВОТ ТОЛЬКО ЦЕЛЬ У НИХ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ И ТОРЖЕСТВЕННЕЕ – ПРОВОДИТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ.
Текст: Аким Исламов