Джейк Свенссон

Monday, 01 September 2014 07:50
Автор: #ONE MAGAZINE
Джейк Свенссон

Генеральный менеджер первого международного отеля класса 4 звезды в Бишкеке "Golden tulip bishkek", шеф-повар, путешественник, авантюрист

Беседовала: Айида Долотбакова

Фото: Сэм Бараталиев

Человек изначально как книга с белыми листами, которую заполняет он сам. Книга Вашей жизни – что это: приключенческий роман, записки путешественника или кулинарная книга?

– (Смеется) Скорее всего, это кулинарная книга, но с элементами и приключений, и путешествий. Все эти элементы неразрывно связаны в моей жизни.

Насколько я знаю, Вы очень много путешествуете. Остались ли на карте “белые пятна”, места в которых Вы не бывали, но очень хотели бы посетить?

– Место, в которое я хотел бы поехать или вернуться?

А куда бы Вы хотели вернуться?

– В Камбоджу, Бирму, Вьетнам – мне нравится Юго-Восточная Азия. В Латинскую Америку.

А Вы запоминали рецепты полюбившихся блюд, когда путешествовали?

– Если я расскажу обо всем, что я попробовал в этих странах, меня арестуют за жестокое обращение с животными (смеется). А самое вкусное блюдо – если спросить любого человека, кем было приготовлено самое вкусное блюдо в его жизни, он ответит, что мамой. Меня трудно удивить едой, потому что, в принципе, ничего нового в рецептах я не вижу. Но я с огромным уважением отношусь к еде, которую приготовили дома, с душой.

Ваша отправная точка – Ваша родина. Начиная оттуда, как Ваш путь привел Вас в Кыргызстан?

– Это очень долгая история.
У нас есть время? (смеется).
Я родился в Швеции. Учиться в школе мне было скучно, там была “уравниловка”, и навыкам и талантам отдельных учеников внимания не уделялось. Поэтому, когда мне стало совсем уж скучно, я оставил маме записку: “Я уехал” и, подделав свой возраст, устроился матросом, а через 4 часа и вовсе направился в Измир (Турция).

ИНВЕСТИРОВАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ПРОСТО ДАТЬ ДЕНЕГ, ЭТО ЗНАЧИТ ВЛОЖИТЬ ВСЕГО СЕБЯ В ЭКОНОМИКУ ЭТОЙ СТРАНЫ.

НУЖНО СДЕЛАТЬ КЫРГЫЗСТАН БРЕНДОМ, А НЕ ПРОСТО НАЗВАНИЕМ СТРАНЫ. КАЗАХСТАН – ЭТО БРЕНД, КОГДА ГОВОРИШЬ О КАЗАХСТАНЕ, ИНОСТРАНЦЫ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТЫ ИМЕЕШЬ В ВИДУ. У КЫРГЫЗСТАНА СЕЙЧАС ЕСТЬ ЭТИКЕТКА, НО НЕТ БРЕНДА. ЭТОТ БРЕНД НУЖНО ПОСТРОИТЬ.

Ого… (удивленно)

– Мне хотелось путешествовать все больше и больше. В каждом своем путешествии я изучал рецепты и готовил – был поваром. Чем больше я путешествовал, тем больше я узнавал, чем больше узнавал, тем больше понимал, как мало знаю. Я бежал, как белка в колесе, и мне казалось, что вот-вот и я буду у цели. Процесс самообразования был бесконечен. Путешествуя по Америке и Германии, я начал учиться в университете, а после путешествия по Азии понял, что пора бросить якорь, и решил обосноваться на своей второй родине – Австралии. Я наполовину австралиец.

Как прошла Ваша попытка пришвартоваться?

– Австралия очень красивая страна, но меня не оставляло ощущение оторванности от континента, словно я живу на краю мира. Я создал компанию и запустил несколько магазинчиков. В целом все было отлично, но эта оторванность от всего мира создавала ощущение, что я в тюрьме.
Однажды мне позвонил мой старый друг, с которым мы не виделись много лет, сказал, что у него для меня две новости – хорошая и плохая. Хорошая – мы снова будем работать вместе. Плохая – работать мы будем в Москве, и билеты уже ждут меня в аэропорту…

Быстрые и резкие перемены, по-моему, идеальный для Вас вариант… (смеется).

– Я приехал в Москву в октябре 1991 года в шортах, сникерсах и с рюкзаком. Шереметьево – это просто ужас, настоящий шок, я ничего не понимал, не знал, куда идти. Да и, в принципе, в Москве были тяжелые времена – “лихие 90-е”. Было очень страшно, но очень интересно, Россия только открывалась для международного бизнеса и отелей в частности. На ее рынок зашла компания IHG, владевшая такими отелями, как "ИнтерКонтиненталь", "Холидей Инн" и "Гранд Плаза". Это было время вызовов и возможностей. Но Москва – это не Россия. Москва – это Москва, совсем другой мир, кардинально отличающийся от остального российского пространства.

ПРОВЕРЯЯ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СТРАНЫ, Я ПЕРВЫМ ДЕЛОМ СМОТРЮ НА РАЗВИТИЕ АВИАЛИНИЙ И ПРОДАЖУ АВИАБИЛЕТОВ. ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ У ЭТОЙ СФЕРЫ ВСЕ НОРМАЛЬНО, ТО И У ОТЕЛЯ ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО.

Но каково было переехать из Москвы в Бишкек?

– Между Москвой и Бишкеком очень много общего. Бишкек строится, развивается, это Москва в уменьшенном размере, Москва 15 лет назад. Эта схожесть наблюдается даже в кулинарных вкусах горожан – если судить по столичным ресторанам и концепции ведения бизнеса, –
это Москва 15 лет назад.
Кроме того, у Бишкека есть свое настроение, свой стиль. Здесь шикарный климат. Правда, главную гордость – горы – я еще не видел. В Кыргызстане есть все ресурсы – нет только организованности.
Конечно, приехать сюда было для меня вызовом. Но для того чтобы вырасти, нужно, чтобы судьба бросила тебе вызов. Я часто слышал в свой адрес, что я с ума сошел, если собираюсь ехать в город, который только развивается. В Москве большой выбор отелей, и если тебя не устраивает один, ты всегда можешь найти работу в другом – равнозначном. И это уже не так интересно, все уже взращено. А здесь есть поле для разбега. Понятно, что Бишкек будет расти, будет развиваться, город стремится к этому. Я уверен, что сюда придут новые отели, мировые франшизы и именитые бренды.

Меня всегда очень радует появление международных отелей в Бишкеке. Но не слишком ли много отелей, больших и маленьких для города, который не то чтобы туристически развит?

– В этом и весь интерес – сделать из Бишкека развитый для туристов город. У него есть все предпосылки для этого, надо только поработать, ведь экология, природа и большинство ресурсов не задействованы. Я понимаю, что тут нет классических точек интереса для туристов вроде исторической части города или немыслимых аттракционов. Но у нас есть другие вещи, которые могли бы заинтересовать иностранцев. Только их нужно развить, и развить их должен не один человек, не одна какая-то компания, а вся страна сообща. Нужно строить имидж.

А Вы не боитесь, что Вам придется снова и снова поднимать репутацию отеля, если в Кыргызстане будет неспокойно? Некоторые политологи уже высказали мнение, что в сентябре этого года снова будут, пусть небольшие, но митинги. А такие события всегда и надолго отбивают желание у туристов приезжать сюда.

– Я вообще никогда не обсуждаю ни политику, ни религию, но такие события очень влияют на принятие инвестиционных решений. Я был в Москве во время путча – конечно, эти события сильно сказались на гостиничном бизнесе. В первый день занятость упала на 30%, на следующий – еще на 20%. Эти события настолько плохо отразились на нас, что нам потребовалось около года, чтобы выйти на прежние показатели. Любые политические события, даже новые выборы, вызывали изменения занятости. Можно было проследить, как меняется занятость в зависимости от того, кто становится президентом – Путин или Медведев.
Любая нестабильность очень сильно сказывается на любом секторе, это ударит по всей экономике. Но для инвесторов любой объект, несущий в себе риск, также несет в себе золотые возможности. Если у тебя холодная голова, возврат может быть огромным.
Когда мы заходили на российский рынок, мы делали минимальные инвестиции в свои здания, хотели узнать, оправдают ли себя они? Мы не строили новые здания, мы продавали франшизу или брали готовое здание под свое управление. Кроме того, у иностранца могла быть компания в России, но завтра внезапно у него не оказывалось визы (смеется).
Политические риски плохо сказываются на бизнесе, и хотелось бы, чтобы эти два понятия не шли рука об руку, но они неразрывно связаны. Я надеюсь, что из тех событий, которые происходили в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах, я о них слышал, люди извлекли урок. Насилием ничего не решить, это бьет не только по экономике и финансам, это бьет по каждому в стране.
В России мы пережили многое, к примеру, дефолт рубля. Это больше никогда не повторится в России, потому что люди примут меры. Дефолт был настолько болезненным и разрушительным для каждого, что допустить его – преступление против человечества.
Думаю, в Кыргызстане стабильность год от года должна только крепнуть.

В этом плане идеальные туристы – туристы из СНГ, которых называют собирательным образом – “русские туристы”. Ведь если они запланировали свой отдых, то неважно, есть ли стабильность в стране или нет, отдых запланирован, значит едем! (улыбается)

– Это верно (смеется). Мы взяли полный пакет – завтрак, обед, ужин – и мы едем!
Но есть и другой вид туристов, предпочитающий комфорту адреналин и отсутствие условий. Наверное, к ним можно отнести и мою сестру – у нее был выбор между Нью-Йорком и Бишкеком. И она предпочла Бишкек. Она хочет сюда.
Но в целом вопрос безопасности – один из главных для привлечения туристов. Если сейчас прочитать иностранный путеводитель по Бишкеку, то рекомендации будут не очень хорошими. Низкий уровень медицины, высокий уровень преступности. Но, мне кажется, все эти замечания сделаны международными организациями. Я живу здесь уже достаточно времени, чтобы понять, что не все так плохо. Уровень медицины, конечно, не европейский, но совсем не плохой. Все нормально.

ВСЕ СВОИ ПУТЕШЕСТВИЯ Я ТАТУИРУЮ НА СВОЕМ ТЕЛЕ. ХОЧУ СДЕЛАТЬ ТАТУ И В ЧЕСТЬ КЫРГЫЗСТАНА.

Если верить сериалу “Отель Вавилон” и фильму “Отель Гранд Будапешт”, то жизнь и работа в отеле просто немыслимо интересная…

– Увы, не видел ни того, ни другого.
Если бы мой сын сказал мне, что хочет, как и я, работать в гостиничном бизнесе, я бы сделал все, чтобы его отговорить. Жизнь в отеле совершенно другая. В любой другой компании у тебя есть график, ровно в 6 вечера ты можешь снять свою улыбку и идти домой, но, работая в отеле, ты должен держать марку всегда. Особенно, если ты живешь в нем. Наша работа – это 24 часа в сутки. У тебя не может быть плохого настроения. Ты всегда на телефоне. Нужно учитывать культурные различия разных этносов.
У нас, к примеру, встал вопрос библии и корана. В арабских странах в каждом номере есть томик корана, в христианских – библия. Мы в свои номера положили обе книги. И если с кораном было все более или менее понятно – верующие мусульмане, как правило, читают на арабском, потому и коран в номере – на арабском, то с библией пришлось долго думать. На каком языке должна быть библия? На русском? Английском? Или французском?
Кроме того, тот же вопрос подбора цвета для интерьера – в каких-то отелях предпочитают яркие, бьющие по глазам цвета, в других – мягкие, пастельные, успокаивающие. Мы предпочли спокойную гамму с вкраплениями цвета.
Отель многому меня научил. Он научил меня понимать культуру, людей, познакомил с особенностями тех или иных этносов. Когда ты работаешь в этой сфере, мир становится для тебя очень маленьким. Раньше я думал, что, научившись чему-либо в одном отеле, ты сможешь привнести свои знания в другое место. Но нет, каждый новый отель требует новых знаний, ты не можешь пользоваться “архивом”.

МНЕ БЕЗУМНО НРАВИТСЯ, ЧТО КЫРГЫЗЫ ТАК ОРИЕНТИРОВАНЫ НА СЕМЬЮ. МЕНЯ ЭТО ОЧЕНЬ ЗАЦЕПИЛО.

Приходилось ли внедрять какие-то вещи или процедуры, основанные на нашей ментальности, в гостиничный бизнес?

– Ну, пришлось привыкнуть к тому, что если я назначаю встречу, на нее обязательно опоздают. Как минимум на 15 минут, а то и больше. И если ты хочешь, чтобы на встречу пришли к 9 утра, назначать нужно на 8.30. Я не говорю, что это плохо. По-моему, это часть культуры.
Кроме того, нужно отметить, как здесь любят кофебрейки (смеется). Они должны быть довольно сытными и желательно содержать закуски с мясом.
В обычной жизни меня очень порадовало дружелюбие бишкекчан. Они очень гостеприимны, скандинавы в свое время были такими же, но сейчас все изменилось не в лучшую сторону. Причем бишкекчане дружелюбны настолько, что когда ты гуляешь с маленьким ребенком, каждый считает своим долгом подойти, посюсюкать, а то и подергать его за щечки. Один человек даже вытащил ребенка из коляски. Я, конечно, был в шоке сначала (смеется). Но потом спросил у персонала отеля, нормально ли это. Они сказали, что это абсолютно нормально.

В самом начале мы говорили о том, какой бы книгой была Ваша жизнь. Теперь хотелось бы спросить: Ваша жизнь такая насыщенная и яркая, Вы не хотели бы написать мемуары? Думаю, если по Вашей жизни снять сериал, то “Приключений Джейка” хватит как минимум на 3-4 больших и интересных сезона.

– Будет интересно (улыбается). Я бы написал мемуары, но куда позже, лежа на пляже какого-нибудь острова. А сериал выпустил бы лет через 50, когда тех, кого это может задеть, уже не будет в живых (смеется).

Tweet
Бомжи Бишкека: Один за всех и каждый сам за себя?
Бедность, нищета и неравный доступ к ресурсам являются актуальными вопросами современного мира; однако, эти извечные проблемы человечества далеко не новы.…
2311
Бодибилдинг
Бодибилдинг или культуризм (в принципе, эти два понятия почти не отличаются друг от друга – просто первое слово – на…
1205
Новые голландцы в Питере
Я неправильно рассчитал время и забегал в здание Ленинградского вокзала в Москве без пяти минут полночь, только чтобы успеть запрыгнуть…
1359
Борода
Ухоженная борода – это, как минимум, признак уважения к себе и своему внешнему виду. Борода – это предмет мужской гордости. Какими…
4929
Little Shao
Мне всегда нравилась фотография, особенно азиатских фотографов. И я постоянно фотографировал, особенно всякие глупые вещи (смеется). Затем я начал снимать…
1298
ONE MAGAZINE раскрывает значение произвищ известных из мира политики.
1675
Чынгыз Макешов
Представитель Союза предпринимателей Кыргызстана, глава ювелирной компании «Келдике», общественный деятель о войне ценностей и том, как превратиться из боксера в…
6689
Параллельно
Питерский лирик Фьюз, он же Артем Боровкин – создатель и последний из могикан культового рэп коллектива Krec, приехал (наконец-то!) с…
1272
Без сна
Вдали, на самом позднем ночном краю, когда вот-вот вылупится утренний свет, дрожит сигарета, мерцает уголек меж провонявшихся пальцев, выпуская из…
855
Эльер Садыкахунов
Директор департамента маркетинга и развития компании “ШОРО”
4041