смотреть страшно

Tuesday, 02 September 2014 08:33
Автор: #ONE MAGAZINE

На вопрос «Что такое реализм в литературе?» один очень проницательный исследователь ответил: «Гоголь, Кафка и По». И вправду, невозможно найти человека, чья жизнь не была в большей или меньшей степени (как правило, в большей) замешана на мистике. Мистические понятия и ценности сотни тысяч лет служат человеку координатной сеткой, фиксирующей малейшие движения сознания. Шаман, устанавливающий связь с потусторонним миром, и зритель в кинотеатре принципиально ничем друг от друга не отличаются. В этой связи, #ONE MAGAZINE представляет 7 фильмов, которые послужили бы самым точным ответом на вопрос: «Что такое реализм в кино?».

РЕБЕНОК-РОЗМАРИ«Ребенок Розмари»

(Роман Полански, 1968)
В «Ребенке Розмари», как и во всей «квартирной трилогии» Полански, главная тема – это ужас, порождаемый обыденной действительностью. Молодая пара селится в квартире на Манхэттене с целью родить детей и создать семью. За исключением крайне экстравагантных соседей и ночных кошмаров Розмари, в которых она видит мужа в облике дьявола, все идет очень даже хорошо. Все меняется, когда Розмари беременеет – девушка начинает подозревать всех окружающих в служении сатанинскому культу. Микротрещина в сознании постепенно разрастается в огромную зияющую дыру безумия, наделяющую каждый незначительный элемент повседневной жизни мистической нагрузкой. Ребенок в животе Розмари – это, своего рода, прообраз Чужого из одноименного фильма Ридли Скотта.

ВИДЕОДРОМ«Видеодром»

(Дэвид Кроненберг, 1983)
Кроненберг, автор культового фильма «Муха», в «Видеодроме» исследует непосредственно феномен кино. По сюжету, «Видеодром» – это скрытый сигнал телевизионного канала, вызывающий опухоли мозга и, как следствие, безумие. Переносчиками же смертельного сигнала являются видеоролики, которые непременно задевают зрителя за живое (в случае главного героя это были сцены пыток и убийств). Таким образом, один раз увидев магический экран, мы больше не в силах остановиться. Еще бы, ведь в кино нам показывают наши подлинные желания, те, о которых мы даже и не догадывались. В итоге, человек оказывается всего лишь опухолью мозга, а все остальное – «Видеодром».

ПТИЦЫ«Птицы»

(Альфред Хичкок, 1963)
Сюжет легендарного хичкоковского фильма можно свести к одной фразе: птицы нападают на людей. Гораздо труднее понять, почему они это делают. А может и не стоит рассматривать нападение птиц с точки зрения рационального мышления? Что, если птицы нападают просто так? Как раз именно в этом случае они будут наносить человеку наибольший урон. Выклеванные глаза – это ничто по сравнению с выведенным из строя механизмом поиска смыслов. В этой связи уместно вспомнить, как трактовал «Птиц» Славой Жижек: птицы – это слепая грубая инцестуальная сила матери, адресованная возлюбленной сына. И в том, и в другом случае, мы имеем дело с сырым, неструктурированным материалом, сталкиваться с которым человеку страшнее всего.

ШОССЕ-В-НИКУДА«Шоссе в никуда»

(Дэвид Линч, 1997)
Говоря о мистике в кино, невозможно обойти стороной фигуру Дэвида Линча. В фильмографии Линча, как в паноптикуме, собраны все возможные человеческие страхи и переживания. Так, «Шоссе в никуда» – это детальнейшая реконструкция психотических картин, рисуемых сознанием человека. Главный герой Фред испытывает проблемы сексуального характера со своей женой Рене. После очередной «неудачи» Фред попадает в пространство собственного психоза, в котором он зверски убивает свою жену, отправляется в тюрьму, где превращается в человека по имени Пит и снова выходит на свободу. На свободе Пит встречает Элис (та же Рене, только блондинка), с которой у них завязываются отношения. Однако, так и не добившись Элис, Пит обратно превращается во Фреда. «Шоссе в никуда» можно смело назвать «Одиссеей» современного постклассического человека.

ЖЕНЩИНА-ДЕМОН«Женщина-демон»

(Канэто Синдо, 1964)
В свое время этот фильм вдохновил американского режиссера Уильяма Фридкина на создание «Изгоняющего дьявола». «Женщина-демон» – архетипичная история о вселении в человека дьявола. Но, в отличие от фильма Фридкина, где маленькая девочка превращается в истекающее гноем сомнительное существо болотистого цвета, картина Синдо отличается лаконичностью и символизмом. Мать, желающая расстроить свадьбу своей дочери, решает ночью напугать ее маской злого духа. Однако маска навсегда прирастает к лицу матери, обрекая ее на вечные мучения. Совмещая в себе японские традиционные мифы с современным языком кино, «Женщина-демон» является одним из программных фильмов японской «новой волны».

ГЛАЗА-БЕЗ-ЛИЦА«Глаза без лица»

(Жорж Франжу, 1959)
Тема лица и маски является главной и в классическом французском хорроре «Глаза без лица». Только в этом случае речь идет о превентивной трансплантации лица чужого человека: пластический хирург пытается подарить новый облик своей дочери, потерявшей лицо в автокатастрофе. Весьма любопытно, что главная героиня фильма Франжу не желает нового лица и согласна ходить в маске, лишь бы остаться самой собой – тогда как уже спустя 7 лет Хироси Тэсигахара снимает «Чужое лицо» по роману Кобо Абэ. В «Чужом лице» мужчина в самом расцвете сил, наоборот, во что бы то ни стало, пытается заполучить новое лицо. На примере Франжу и Тэсигахары очевиден поворот в отношении человека ХХ века к своему лицу, точнее, своему облику.

ПОДГЛЯДЫВАЮЩИЙ«Подглядывающий»

(Майк Пауэлл, 1960)
Так же, как и «Видеодром» Кроненберга, «Подглядывающий» – это попытка ответить на вопрос «Что такое кино?». В основу взаимоотношений зрителя и киноэкрана Пауэлл кладет такие явления, как подглядывание и страх. Главный герой фильма является своего рода режиссером: хладнокровно убивая женщин, он снимает их лица на камеру. Но особенность заключается в том, что камера оснащена специальным зеркалом, в котором жертвы видят свое собственное лицо в смертельной агонии. То есть, по-настоящему страшно не само осознание смерти, а созерцание своего собственного страха. «Подглядывающий» вызвал целую бурю негодования среди критиков и зрителей: фильм называли извращенным и аморальным. Истинная же причина столь несдержанной реакции очевидна: людям стало страшно, по-настоящему страшно.

 

Человек «ОББО».  «А ну рак? Это когда ты занимаешься любовью»
5840
Пригласительные роздал – «в семь, в субботу у меня». Написал, что надо б эта ... в дельце важном мне помочь. Предложения прибил восклицательным…
585
Интервью с фронтменом группы “Пицца” Сергеем Приказчиковым
813
Бедность, нищета и неравный доступ к ресурсам являются актуальными вопросами современного мира; однако, эти извечные проблемы человечества далеко не новы.…
1881
Стейк можно назвать королем среди мясных блюд. Ни одно другое блюдо не сравнится с ним по чистоте вкуса конце концов,…
6602
#1 Носки подбираются под костюм, а не под обувь. #2 Лучшие цвета носков под классический костюм — это тёмно-синий, тёмно-серый,…
859
Запасаемся летней атрибутикой
839
Генеральный директор ОсОО «Ак - Бата» о достижениях, долгосрочных планах и о том, как важно прощать и не зацикливаться на…
2877
Общественный деятель
2547
#ONE MAGAZINE в этом решил сравнить двух звезд отечественной эстрады
7888