Эдвард Мунк Крик - картина маслом

Пятница, 05 Сентябрь 2014 07:02
Автор: #ONE MAGAZINE

Картина была написана в XIX веке норвежским художником, который стал знаменит только за этот образ. Несмотря на то, что картина была написана более ста лет назад, в наше время она как никогда актуальна. И актуальна она не как предмет искусства, а как концептуальная идея, как феномен крика.

Большинство людей думает, что крик исходит от фигуры, изображенной в центре полотна, но искусствоведы вынуждены не согласиться. По их мнению, крик исходит от самой природы, от угнетающей обстановки вокруг, а фигура будто, наоборот, пытается закрыть уши от бесконечного ужасающего крика.

Идея крика явилась наваждением для норвежского художника, которое буквально преследовало его и не давало покоя – он копировал “крик” снова и снова. Было написано 105 версий крика, выполненных в разных техниках, 5 из них картины, 2 – пастели, остальные эстампы, есть даже литография. Споры вокруг того, что же можно считать оригинальной версией “Крика”, существуют до сих пор. Искусствоведы полагают, что можно говорить о двух оригинальных версиях, одна из которых 1893 года хранится в Национальной галерее в Осло. Еще одна версия, выполненная пастелью, была продана с аукциона этой весной за 119 миллионов долларов, что побило все рекорды когда-либо проданных произведений искусства.

В своем дневнике Мунк точно описывал тот вечер 1892 года, когда увидел этот кроваво-красный закат, что изображен на картине. Художник пишет, как прогуливался однажды на заходе солнца с друзьями, и как внезапно небо стало кроваво-красным, он остановился и замер от страха и тревоги, настолько потрясла его увиденная картина. Он чувствовал, “как природа исходит громким и бесконечным криком”. Создавая картину, воспроизводя это чувство тревоги и страха, Мунк помещает главный персонаж в атмосферу, где сам испытал это чувство.Эдвард Мунк Крик-картинка маслом

Какая картина самая узнаваемая в мире?” На этот вопрос большинство людей, безусловно, ответят – “Мона Лиза” Леонардо да Винчи. И будут правы, но только отчасти, ведь есть еще один художественный образ, который воспроизводится даже чаще Моны Лизы, образ страха, тревоги, являющийся символом современной жизни с ее постоянным стрессом – “Крик” Эдварда Мунка.

Картина была написана в XIX веке норвежским художником, который стал знаменит только за этот образ. Несмотря на то, что картина была написана более ста лет назад, в наше время она как никогда актуальна. И актуальна она не как предмет искусства, а как концептуальная идея, как феномен крика.

Место, изображенное на картине, не вымышленное – это подлинный вид Осло-Фьорда с холма Экеберг в городе Осло, Норвегия. Оно являлось традиционным местом обзора местных художников, с которого они изображали город. В те времена оно было довольно жутким и имело недобрую славу. Тогда это был запущенный район еще не столицы, а провинциального города, где часто люди совершали самоубийства. Так, в 1893 году один из близких друзей Мунка застрелился в близлежащем лесу. Здесь находилась женская психиатрическая лечебница, из которой, как утверждают норвежцы, можно было слышать женские крики. В то время, когда Мунк только начал работу над картиной, его сестра была госпитализирована в эту самую больницу с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. Также, у основания утеса располагались бойни, с которых доносились жуткие вопли.
Мунк написал “Крик” в возрасте 29 лет. Несмотря на молодость, он уже испытал в своей жизни боль потерь. Детство было довольно тяжелым, когда Эдварду было пять, его мать умерла, он и его четверо сестер и братьев остались под покровительством отца – тирана и религиозного фанатика. Он терроризировал детей, говоря, что любой проступок, согласно Библии, обречет их на Гиенну Огненную. В детстве Мунк часто болел, но еще чаще он видел, какие ужасы происходят с его близкими. Одна из сестер умерла, второй поставили диагноз душевного расстройства. Мунк сам страдал частыми приступами депрессии, граничившими с психическим заболеванием.

На работу над “Криком” у Мунка ушло около трех лет. Работа началась с набросков одинокой фигуры, идущей по пустынной местности. Вторым наброском явилось изображение одинокой фигуры, перегнувшейся через перила, позже появилась законченная картина “Отчаяние” – одинокий незнакомец в цилиндре, перегнувшийся через перила, а пейзаж с желто-красным озером и перилами напоминает “Крик”. Позже Мунк назовет “Отчаяние” первым “Криком”.

Художник долгое время не мог определиться со стилем, он пробовал себя в импрессионизме, будучи в Париже. На одной из картин в стиле импрессионизма он изобразил знакомую фигуру незнакомца в цилиндре, который перегнулся через перила над улицей Лафайет. В Париже Мунк побывал на выставке, привезенной из Южной Америки, где увидел перуанскую мумию в позе зародыша с руками, прижатыми к голове. Возможно, эта фигура и явилась прообразом персонажа в “Крике”. Трудно не только определить пол фигуры, изображенной на картине, но также понять позу, в которой она стоит – она неестественно извивается как червь, под стать окружающему извивающемуся ландшафту. Это произведение считается ранним примером экспрессионистской живописи, так как выражает боль и тоску, которые лежат буквально на поверхности. Картина, как “автопортрет души” художника с ее депрессивным настроением, тревогой, переживаниями и страхами.

В техническом смысле “Крик” не впечатляет: написан на деревянной прямоугольной доске – 1 м на 75 см, на обратной стороне можно увидеть ранний набросок этой же картины.
На ней имеются следы свечного воска, а также надпись на небе “Такое мог нарисовать только сумасшедший”, неизвестно, была ли она оставлена самим художником или кем-то после. К картине долгое время относились бесцеремонно. Мунк считал, что его работы легче понять, когда они рассматриваются все вместе, под одной идеей: одна картина – как смысловое продолжение другой. Так, например, очень долгое время картина “Крик” входила в серию картин о любви, состоящую из 6 работ. Если рассматривать все шесть картин одновременно, то можно проследить некую историю любовных отношений, от самого ее начала до апогея и конца. “Крик” считался последней из 6 картин в серии – боль неразделенной любви, горький опыт самого Мунка, у которого был роман с замужней женщиной, которая впоследствии, увлекшись новой пассией, оставила и его. Искусствоведы считают, что фигура, изображенная на картине, которая больше напоминает гермафродита, на самом деле является образом мужчины – мужчины, потерявшего все. Впервые картина была продемонстрирована не в Осло, а в Берлине, и называлась она не “Крик”, а опять “Отчаяние”. Со временем Мунк сам стал называть ее как “Вопль”. Мунк часто писал одновременно 2-3 и даже 4 версии “Крика”. Есть мнение, что картины прокляты. Это подтверждается тем, что многие люди, так или иначе имевшие дело с картиной, внезапно заболевали, ссорились с родными, впадали в тяжелую депрессию или умирали. Так, однажды музейный работник случайно уронил полотно. После у него начались нестерпимые головные боли, которые все ухудшались, пока в итоге он не покончил жизнь самоубийством. Все это принесло недобрую славу картине, и на нее посматривают с опаской.

Текст: Джулия Кудайбергенова

Самое странное название имеет венецианская монета шестнадцатого века. Она называется «газетта». По ее названию нынешние газеты и получили свое название,…
407
Журналистское расследование (англ. Investigative journalism) – вид журналистики, который характеризует поэтапное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и…
998
В 2011 году дела компании HTC пошли на спад. Большие затраты на разработку нового дизайна для десятка аппаратов и их…
323
В часах Swatch были замечены Михаил Саакашвили, папа Иоанн Павел II, Тони Блэр, Тайгер Вудс, Майкл Джексон и одна из…
352
Прямой наследник основателя коньячного дома Хеннесси о традициях, коньяке и Франции.
2358
В нашем мире есть не так много "вечных" вещей. Меняется мода, меняются каноны красоты, меняются сами люди. А что у…
336
Александр Тарасов, Российский рэп/хип-хоп/R’n’B исполнитель
451
Готовилось вероломное вторжение. Через минуту наши отряды, выпорхнув из укрытий, ринутся в неравный бой против быта и рутины. Зреет решающая…
314
Обязательный пункт в райдере Наоми Кемпбелл – 16-летняя массажистка. Чем супер-модель не устраивают 17-летние, или хотя бы 18-летние – никому…
1201
“Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя”. Йохан Хейзинга
1014