Эдвард Мунк Крик - картина маслом

Пятница, 05 Сентябрь 2014 07:02
Автор: #ONE MAGAZINE

Картина была написана в XIX веке норвежским художником, который стал знаменит только за этот образ. Несмотря на то, что картина была написана более ста лет назад, в наше время она как никогда актуальна. И актуальна она не как предмет искусства, а как концептуальная идея, как феномен крика.

Большинство людей думает, что крик исходит от фигуры, изображенной в центре полотна, но искусствоведы вынуждены не согласиться. По их мнению, крик исходит от самой природы, от угнетающей обстановки вокруг, а фигура будто, наоборот, пытается закрыть уши от бесконечного ужасающего крика.

Идея крика явилась наваждением для норвежского художника, которое буквально преследовало его и не давало покоя – он копировал “крик” снова и снова. Было написано 105 версий крика, выполненных в разных техниках, 5 из них картины, 2 – пастели, остальные эстампы, есть даже литография. Споры вокруг того, что же можно считать оригинальной версией “Крика”, существуют до сих пор. Искусствоведы полагают, что можно говорить о двух оригинальных версиях, одна из которых 1893 года хранится в Национальной галерее в Осло. Еще одна версия, выполненная пастелью, была продана с аукциона этой весной за 119 миллионов долларов, что побило все рекорды когда-либо проданных произведений искусства.

В своем дневнике Мунк точно описывал тот вечер 1892 года, когда увидел этот кроваво-красный закат, что изображен на картине. Художник пишет, как прогуливался однажды на заходе солнца с друзьями, и как внезапно небо стало кроваво-красным, он остановился и замер от страха и тревоги, настолько потрясла его увиденная картина. Он чувствовал, “как природа исходит громким и бесконечным криком”. Создавая картину, воспроизводя это чувство тревоги и страха, Мунк помещает главный персонаж в атмосферу, где сам испытал это чувство.Эдвард Мунк Крик-картинка маслом

Какая картина самая узнаваемая в мире?” На этот вопрос большинство людей, безусловно, ответят – “Мона Лиза” Леонардо да Винчи. И будут правы, но только отчасти, ведь есть еще один художественный образ, который воспроизводится даже чаще Моны Лизы, образ страха, тревоги, являющийся символом современной жизни с ее постоянным стрессом – “Крик” Эдварда Мунка.

Картина была написана в XIX веке норвежским художником, который стал знаменит только за этот образ. Несмотря на то, что картина была написана более ста лет назад, в наше время она как никогда актуальна. И актуальна она не как предмет искусства, а как концептуальная идея, как феномен крика.

Место, изображенное на картине, не вымышленное – это подлинный вид Осло-Фьорда с холма Экеберг в городе Осло, Норвегия. Оно являлось традиционным местом обзора местных художников, с которого они изображали город. В те времена оно было довольно жутким и имело недобрую славу. Тогда это был запущенный район еще не столицы, а провинциального города, где часто люди совершали самоубийства. Так, в 1893 году один из близких друзей Мунка застрелился в близлежащем лесу. Здесь находилась женская психиатрическая лечебница, из которой, как утверждают норвежцы, можно было слышать женские крики. В то время, когда Мунк только начал работу над картиной, его сестра была госпитализирована в эту самую больницу с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. Также, у основания утеса располагались бойни, с которых доносились жуткие вопли.
Мунк написал “Крик” в возрасте 29 лет. Несмотря на молодость, он уже испытал в своей жизни боль потерь. Детство было довольно тяжелым, когда Эдварду было пять, его мать умерла, он и его четверо сестер и братьев остались под покровительством отца – тирана и религиозного фанатика. Он терроризировал детей, говоря, что любой проступок, согласно Библии, обречет их на Гиенну Огненную. В детстве Мунк часто болел, но еще чаще он видел, какие ужасы происходят с его близкими. Одна из сестер умерла, второй поставили диагноз душевного расстройства. Мунк сам страдал частыми приступами депрессии, граничившими с психическим заболеванием.

На работу над “Криком” у Мунка ушло около трех лет. Работа началась с набросков одинокой фигуры, идущей по пустынной местности. Вторым наброском явилось изображение одинокой фигуры, перегнувшейся через перила, позже появилась законченная картина “Отчаяние” – одинокий незнакомец в цилиндре, перегнувшийся через перила, а пейзаж с желто-красным озером и перилами напоминает “Крик”. Позже Мунк назовет “Отчаяние” первым “Криком”.

Художник долгое время не мог определиться со стилем, он пробовал себя в импрессионизме, будучи в Париже. На одной из картин в стиле импрессионизма он изобразил знакомую фигуру незнакомца в цилиндре, который перегнулся через перила над улицей Лафайет. В Париже Мунк побывал на выставке, привезенной из Южной Америки, где увидел перуанскую мумию в позе зародыша с руками, прижатыми к голове. Возможно, эта фигура и явилась прообразом персонажа в “Крике”. Трудно не только определить пол фигуры, изображенной на картине, но также понять позу, в которой она стоит – она неестественно извивается как червь, под стать окружающему извивающемуся ландшафту. Это произведение считается ранним примером экспрессионистской живописи, так как выражает боль и тоску, которые лежат буквально на поверхности. Картина, как “автопортрет души” художника с ее депрессивным настроением, тревогой, переживаниями и страхами.

В техническом смысле “Крик” не впечатляет: написан на деревянной прямоугольной доске – 1 м на 75 см, на обратной стороне можно увидеть ранний набросок этой же картины.
На ней имеются следы свечного воска, а также надпись на небе “Такое мог нарисовать только сумасшедший”, неизвестно, была ли она оставлена самим художником или кем-то после. К картине долгое время относились бесцеремонно. Мунк считал, что его работы легче понять, когда они рассматриваются все вместе, под одной идеей: одна картина – как смысловое продолжение другой. Так, например, очень долгое время картина “Крик” входила в серию картин о любви, состоящую из 6 работ. Если рассматривать все шесть картин одновременно, то можно проследить некую историю любовных отношений, от самого ее начала до апогея и конца. “Крик” считался последней из 6 картин в серии – боль неразделенной любви, горький опыт самого Мунка, у которого был роман с замужней женщиной, которая впоследствии, увлекшись новой пассией, оставила и его. Искусствоведы считают, что фигура, изображенная на картине, которая больше напоминает гермафродита, на самом деле является образом мужчины – мужчины, потерявшего все. Впервые картина была продемонстрирована не в Осло, а в Берлине, и называлась она не “Крик”, а опять “Отчаяние”. Со временем Мунк сам стал называть ее как “Вопль”. Мунк часто писал одновременно 2-3 и даже 4 версии “Крика”. Есть мнение, что картины прокляты. Это подтверждается тем, что многие люди, так или иначе имевшие дело с картиной, внезапно заболевали, ссорились с родными, впадали в тяжелую депрессию или умирали. Так, однажды музейный работник случайно уронил полотно. После у него начались нестерпимые головные боли, которые все ухудшались, пока в итоге он не покончил жизнь самоубийством. Все это принесло недобрую славу картине, и на нее посматривают с опаской.

Текст: Джулия Кудайбергенова

Рубрики "12 мыслей"за прошедший год
1003
Существуют машины из разряда "не для всех", но есть целый класс автомобилей, на котором каждому из нас хотя бы раз,…
641
На вопрос «Что такое реализм в литературе?» один очень проницательный исследователь ответил: «Гоголь, Кафка и По». И вправду, невозможно найти…
604
Этому человеку завидовали все, ведь он первым увидел совершенно иной мир, можно сказать, планету – подводный континент. Кусто был настолько…
2704
Выпустив на рынок новый продукт под названием Galaxy Note, компания Samsung сильно рисковала, ведь другие производители уже пробовали себя в…
1056
Спортивная одежда подразумевает не только лишь одно удобство. Сегодня это отдельный культ со своими собственными правилами, на которые стоит обратить…
1266
Знаменитый КВНщик Бахтияр Дастанбек Уулу, а для своих - просто Баха.
4517
Сериал “Карточный домик” текст: Константин Махеня Tomorrow: House Of Cards. Nospoilers, please (Завтра. Карточный домик. Пожалуйста, без спойлеров) – именно эту…
651
Потрясающая история любви Чынгыза Айтматова и Бюбюсары Бейшеналиевой описана в его книге “Плач охотника над пропастью”. Чынгыз Торокулович, состоя в…
959
Пора, пора! Рога трубят;Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят, Борзые прыгают на сворах.А.С. Пушкин текст: Тариэль…
1111