Искусство быть женщиной

Понедельник, 29 Сентябрь 2014 07:05
Автор: #ONE MAGAZINE

Есидзава Аямэ, актер-оннагата, XVII век

“Если ты, будучи оннагата, почувствуешь, что у тебя не все ладится и на какое-то мгновение подумаешь, что тебе надо сменить твою роль на мужскую, знай, что твое искусство рассыплется подобно песку. Терпи! Представь себе, разве настоящая женщина сможет когда-либо стать мужчиной? Сумеет ли настоящая женщина превратиться в мужчину, если ей надоело быть женщиной? Нет, не сумеет! И если ты решил сменить роль, о, как далек ты от понимания женского сердца!”

”Самые красивые женщины это японские мужчины”, – шутка, получившая широкое распространение среди любителей японской культуры, не лишена доли правды. В качестве железного аргумента в свое время предлагалось такое развлечение – найти женщину на коллаже из фотографий японских рок-музыкантов. Как правило, можно было тыкнуть в самую страшненькую девушку и не ошибиться – она действительно оказывалась особой женского пола, в то время как ее более красивые соседки нет.

При всем при этом мужчина в юбке, с мейкапом кукольной принцессы, женственно приседающий в реверансе с гитарой наперевес, вне сцены может быть как примерным семьянином, так и отъявленным бабником, бегать в драных джинсах среди ночи в ближайший супермаркет за водкой, рубиться в видеоигры на выходных с друзьями и отчаянно болеть за любимую футбольную команду.

В Японии другое отношение ко многому, за что от людей не знающих и не понимающих народ Страны Восходящего Солнца, не раз достается такой популярный эпитет, как “извращенцы”. А вот и не извращенцы. Просто превратившие женскую красоту в культ поклонения, в искусство, постичь которое способна не каждая настоящая женщина.

Например, есть в Японии театр кабуки, в котором все роли традиционно исполняют мужчины. Связано это с тем, что в середине семнадцатого века сегунат Токугава запретил женщинам играть в театре – таким образом власти пытались бороться с проституцией и общим падением нравов. Правда, фокус не слишком удался. Мужчины под женскими личинами, так называемые актеры оннагата или ояма, казались еще более привлекательными и желанными, нежели женщины, игравшие самих себя. Сегунат издал новый указ – актерам-оннагата предписывалось вне сцены носить мужские прически, выбривая челку, а на сцене разрешалось прикрывать лысину пурпурным платком, что, опять же, нисколько не убавило их притягательности. Скорее, наоборот, пурпур на лбу волновал и будоражил впечатлительных зрителей, заставляя их покрываться испариной под кимоно и мечтать о встрече с воплощением женского идеала красоты. А идеал после успешной пьесы спокойно шел домой к жене и детям, выпивал саке и мечтал о продолжении династии актеров-оннагата.

Актеры, исполняющие женские роли, были и в Европе, но там они быстро потеряли популярность и, как следствие, работу после снятия запрета на игру женщин в театре. В Японии к концу девятнадцатого века женщинам также разрешили вернуться на сцену, но оннагата в тень не ушли. Наоборот. Оказалось, что публике они больше по душе. Настоящих женщин многим зрителям хватало и в обычной жизни: далеко не идеальные, временами сварливые, временами чересчур плаксивые, а временами и откровенно грубоватые. И только мужчина, перевоплощавшийся в женщину, мог показать, насколько хрупкой, грациозной и прекрасной она может быть, открыть глаза на самый главный плюс – на женственность.

И сегодня, когда в пику кабуки в Японии действует театр такаразука, в котором все роли исполняют женщины, оннагата не теряют своей популярности, оставаясь хранителями женского идеала красоты. Женщины феминизируют, разговаривают нарочито грубо, не стесняясь бранных слов, курят так, что паровоз обзавидуется, всеми силами стараются показать свою силу, а оннагата все также крохотными шажками вышагивают по сцене, скромно опускают глаза и каждым плавным движением изящных рук слагают оду женственности.

Текст: Юлия Кулешова

Полагать, что компания Apple взорвала рынок планшетов – неправильно. Она его создала. После выхода громко заявившего о себе iPad, все мало-мальски…
775
Ди-джей Марк Ронсон в цвета яркости "Вырви глаз"
774
Муаммар Каддафи: «Я никогда не оставлю землю ливийскую…».«Смерть — это мужчина, нападающий и никогда не переходящий к обороне, даже если…
980
Сегодня практически ни одно модное издание или показ именитого дизайнера не обходится без наделенных особым шармом, загадочностью и врожденной грациозностью…
3729
Моя мама – географ, и соответственно в детстве вечера, когда мы не играли «дурака» в карты, проходили за изучением толстенного…
949
Пригласительные роздал – «в семь, в субботу у меня». Написал, что надо б эта ... в дельце важном мне помочь. Предложения прибил восклицательным…
542
Общественный деятель
2502
Провинциальное детство, как случайное проишествие, стекало цепью неопределенного рода занятий по пыльным дворикам, в старую родительскую кастрюлю под названием «город…
571
Мы склонны считать, что молодежь живет только для себя. Мы склонны считать, что мы умнее, добрее и образованнее тех, кто…
922
Эрик Шайдинов президент мeждународного аэропорта «МАНАС», талантливый бизнесмен и хозяйственник, поднявший аэропорт на новый уровень.
4686