1930-е
Впервые фильмы о мертвецах появились в 1930-х – начиная с “Белого зомби” 1932 года (посвященного, к слову, не мертвецам, а гаитянским зомби – жертвам вуду – и собравшим баснословную для того времени сумму в прокате – около $8 миллионов). В 1936 году вышло аж два мертвецких фильма – “Восстание зомби” и “Ходячие мертвецы”. Последним зомби-кино 30-х стал “Человек, которого не смогли повесить” 1939 года.
1940-е
Особенностью ранних фильмов о живых мертвецах было культивирование религии вуду – зомби не были просто живыми мертвецами, это были жертвы проклятия. В 40-х примером такого кино можно назвать “Я гуляла с зомби” 1943 года и “Человек-вуду” 1944-го. Всего в 40-х годах вышло около семи фильмов про мертвецов – первый вышел в 1941 году – “Король зомби”, последний – в 1945-м – это был “Зомби на Бродвее”. Последнюю пятилетку киноиндустрия предпочла отдохнуть от хоррора с вечно живыми.
1950-е
В 50-е фильмов данного жанра столько же, среди которых снова жертвы культа вуду и, кроме того, в ужастиках появляются новые герои – пришельцы. Одним из примечательных фильмов тех лет можно назвать “Подростки-зомби” 1959 года. Однако зомби в этом кино не мертвецы, а только зомбированные специальным газом люди. Люди 50-х боялись инопланетян и химической атаки, но не живых мертвецов.
1960-е
В 60-х лент о зомби около 15, среди которых снова жертвы вуду, неудачные эксперименты ученых и даже один мюзикл – “Невероятно странные создания, которые перестали жить и превратились в зомби” 1964 года. Кроме того, почти в конце десятилетия – в 1968-м – выходит, теперь уже ставший легендой в этом жанре, фильм “Ночь живых мертвецов”. Именно в нем появился классический образ зомби, который переходит из ленты в ленту. Именно тогда все поняли, что в защиту от зомби нужно забаррикадировать окна, а в кошмарах стали видеться руки, их пробивающие.
1970-е
“Ночь живых мертвецов” был революцией в сфере кино жанра хоррор, и уже в 70-х образ зомби меняется, вуду перестает ассоциироваться с ними. В 1971-м выходит “Напугать Джессику до смерти” – и пусть тогда он собрал негативные отзывы критиков, он вошел в классику кино о зомби. Правда зомби в этом кино не то ходячие мертвецы, не то вампиры, не то гибрид тех и других.
Фильмами о мертвецах радуют (или пугают) не только США, но и другие страны – в 1971 году выходит испано-португальский фильм “Могилы слепых мертвецов” – его главные герои, восставшие трупы тамплиеров, которые, почему то решили убить жителей местного городка. В 1974-м выходит итало-испанский фильм “Пускай мертвые лежат в могилах” – происхождение местных мертвецов прекрасно характеризует страх науки, который испытывали основные массы. По сюжету фильма ученые в английской глухомани испытывают некое излучение, убивающее насекомых на расстоянии. Правда, у излучения есть неприятный эффект – оно заставляет мертвых восставать из могил, а те, в свою очередь, очень жаждут человеческой крови. Боязнь науки заметна и во французском фильме 1972 года “Гроздья смерти”, только зомби там не восстают из земли, в них превращаются жители, отравившиеся пестицидами. Главной героиней была порноактриса Бриджит Лаз – это было первое, абсолютно несексуальное кино в ее фильмотеке.
Но порно в хорроре – дело занимательное, и, уловив интересное течение, в 1973 выходит франко-итальянский эротический фильм про зомби – “Девственница среди живых мертвецов”. Существует несколько версий фильма, среди которых есть даже лента с доснятыми порносюжетами.
В британо-испанском фильме 73-го года “Поезд страха” сюжет развивается не в одном ареале обитания, а путешествует по миру. Кроме того, сюжет примечателен тем, что в нем ну очень много русских – священник, инженер, мошенница, кроме того, один польский граф
с супругой и даже отряд казаков, а главное зло – неизвестная миру энергия, вселяющаяся в человека и создававшая рабов
из мертвецов.
Конец 70-х характерен возникновением нового культового ужастика в жанре сплэттер – в 78-м выходит “Рассвет мертвецов”. Как и в “Ночи живых мертвецов”, мы видим в фильме классический для нас образ зомби. Из-за неизвестной пандемии мертвые восстают из могил и пытаются убить и съесть живых, единственный способ убить этих зомби – стрелять в голову или полностью сжечь – этот же образ мы можем заметить в современном сериале
“Ходячие мертвецы”.
1980-е
За 80-е было снято около 45 фильмов о зомби! За это десятилетие свет увидели такие фильмы, как “Токсичные зомби” 1980, “Холокост зомби” 1980 и даже два фильма про зомби и кунгфу – “Кунфу из могилы” 1982 и “Кунфу-зомби” 1982, Гонконг. В 1985-м выходит “Возвращение живых мертвецов”, фильм, названный критиками вольным ремейком “Ночи живых мертвецов” – собственно, он упоминается в ленте в разговоре двух студентов, утверждавших, что “Ночь…” снята по реальным событиям, и виной возникновения ходячих мертвецов стал некий газ, который, как нельзя кстати, хранится в подвале их института. По вине студентов газ попадет сначала в институт, а после – на ближайшее кладбище. Но самое страшное, что ожившие мертвецы совсем не медленные глупые зомби, а разумные и очень голодные создания, вызывающие “еду” по телефону. Так они вызвали скорую и несколько нарядов полиции, кем и плотно пообедали. В 1988-м неугомонные режиссеры снимут возвращение “Возвращения…”, которое, на самом деле, будет лишь взглядом на первый фильм, но с другого ракурса – та же ситуация, то же время, но другие герои, по сюжету – друзья или знакомые тех, что фигурировали в первой ленте. Мертвецы становятся еще умнее – теперь они разъезжают на авто по городу, да и выстрелом в голову их не убить – только если сжечь дотла.
Еще одной из интересных адаптаций зомбо-фильмов стала лента “Кладбище домашних животных” 1989, в первые же выходные собравшая $12,046,179. Никакой радиации и токсинов – только индейские легенды. Существа, захороненные на старом индейском кладбище, возвращаются в мир живыми… ну или отчасти живыми. Несмотря на то, что легенды предостерегали жителей даже от прихода на это кладбище, конечно же, находится один, что считает себя умнее древних индейцев и хоронит-таки на нем сначала кота, а потом… Впрочем, потом лучше смотреть.
1990-е
В 90-х выйдет около 17 фильмов про зомби, среди которых будут весьма интересные, но не входящие в “зомбические” каноны. Например, “Смерть ей к лицу” 1992, – комедия, наполненная совершенно прекрасным черным юмором. Сюжет крутится вокруг двух вечно соперничавших красоток в исполнении Голди Хоун и Мэрил Стрип, которые после испитого им эликсира молодости становятся живыми навечно. Даже если пробить им голову или проткнуть насквозь – они лишь заделают дыру, дабы никто не заметил, и будут жить дальше.
Кроме того, выйдут и сиквелы лучших сплэттер-фильмов прошлого десятилетия – в 92-м выйдет вторая часть “Кладбища домашних животных”, а в 93-м – уже третье “Возвращение живых мертвецов”.
Самым странным фильмов о зомби можно назвать фильм 1999 года “Эпилированные горячим воском зомби-мотоциклисты” – это комедия, согласно которой все жители байкерского городка, эпилированные в неком салоне красоты, превращаются в похотливых зомби. Вывод прост: эпиляция – зло!
2000-е
2000-е как бы намекают, что люди соскучились по зомби – выйдет около 45 фильмов о живых и не очень. Если собирать список по самым странным названиям, то это будут “Геи-Зомби” 2007 года и “Зомби-Стриптизерши” 2008 года. Первый вы едва ли найдете в сети и в прокате, второй признан дико ужасным – не страшным, а плохо снятым. Но зато зомби танцуют стриптиз.
2000-е были богаты и на действительно потрясающие фильмы о живых мертвецах: среди них “28 дней спустя” с Киллианом Мерфи в 2002 году, аж три серии “Обители зла” с Милой Йовович – 2002, 2004 и 2007, “Зомби по имени Шон” с британским юмористом Саймоном Пегом в 2004, “28 недель спустя” с Робертом Карлайлом в 2007, вышедшие в том же году “Планета страха” Роберта Родригеса и “Я – легенда” с Уиллом Смиттом, “Добро пожаловать в Zомбилэнд” 2009 года.
“28 недель” являются продолжением “28 дней” – в первой части фильма Великобритания подверглась пандемии опасного вируса, превращающего людей в опасных убийц – несмотря на то, что тут нет классических зомби, восстающих из могил, этот фильм входит в список лучших фильмов о зомби! Здесь нет медлительных мертвецов, но есть куда более страшные, пораженные вирусом люди. Режиссер первой части Дэнни Бойл признавался, что при создании “28 дней” вдохновлялся зомби-фильмами 70-х. Вторая часть была снята другим режиссером – им стал Хуан Карлос Фреснадильо. По сюжету население Британии почти полностью вымерло, а остатки живых и незараженных прятались в убежище, которое нашли и в которое прорвались зараженные люди-зомби.
“Обитель зла” – вряд ли найдется зритель, не видевший хотя бы одной части, где Мила Йовович или ее многочисленные клоны крошат медленно бредущих мертвецов. Сюжет классический – начинается все с токсичного заражения, из-за которого возникает масса зомби, требующих мяса и зрелищ. С каждой новой серией фильма зомби становятся чуть умнее, ситуация – хуже, ученые – бездушнее. И да – появляются животные-зомби. Если раньше приходилось бояться только людей, то теперь убить вас могут вороны и прочая живность.
С заражения начинается и “Я – легенда”, фильм, который, однако, перенес фильмы о живых мертвецах на новую ступень. Мертвецы здесь быстрые, да и не совсем мертвецы, их можно вылечить, если постараться. В сюжете опять же присутствуют животные зомби, но сами “ходячие”, словно вампиры, боятся света – у главного героя есть день на передышку и возможность полюбоваться невообразимо прекрасным постапокалиптическим миром.
В “Планете страха” все согласно классическим канонам сплэттер-фильмов – и заражение, и ходячие мертвецы, которые загоняют тебя в угол. Но все подано с таким количеством специй, что с первых минут ты понимаешь, что к этому приложили руку Родригес и Тарантино. Прекрасный набор актеров, среди которых сам Тарантино с отваливающимися яйцами, Ферги-лесбиянка с выеденными мозгами, классический Брюс Уиллис и Роуз МакГоуэн с ногой-автоматом.
“Зомби по имени Шон” – пожалуй, самый смешной фильм о зловещих мертвецах. Сюжет классический – заражение плюс бонус в виде ну очень пьяных героев, поначалу и не подозревающих о происходящем. Множество при- и злоключений им обеспечено, а заодно найдено новое применение зомби – люди будут использовать их в качестве рабочей силы.
Пожалуй, последним интересным фильмом о зомби в 2000-х стала лента “Добро пожаловать в Зомбиленд”, вышедшая в прокат в 2009 году. Фильм, также как и предыдущий, смесь черной комедии и фильма ужасов. Примечательно, что фильм был снят за 42 дня, а героев там – всего ничего – точнее, всего 4, если не считать Билла Мюррея играющего самого себя. Среди героев – две звезды тинэйджеров – Эмма Стоун и Джесси Айзенберг, малышка Эбигейл Бреслин (прекрасно зарекомендовавшая себя в ленте “Маленькая мисс Счастье”) и Вуди Харрельсон, который в фильме дико хорош.
2010-е
2000-е были невероятно богаты на кино жанра сплэттер, но в следующем десятилетии кинематограф явно решил отдохнуть от мертвецов. Выйдут очередные “Обители зла” (целых две части), которые, честно говоря, ужасно наскучили, и первый фильм, показавший нам зомби с другой стороны – “Тепло наших тел”. Исполнитель главной роли в ленте Николас Нолт стал кумиром девочек пубертатного периода, сама история порадовала отличными саундтреками и новым взглядом на зомби. Как оказалось, все зомби – все еще люди, но для того чтобы они вернулись к жизни, их нужно просто полюбить и понять. Казалось бы, милая такая мелодрама, в которой, однако, как в сказках Шарля Пьеро есть “мораль сей сказки такова”. Если наш внутренний мир опустеет, нам придется жрать чужие мозги, чтобы заполнить его воспоминаниями. Но я предпочту расширять мировоззрение и просмотрю все сезоны сериала “Ходячие мертвецы” в компании “Живого” пива. Хорошо быть живым. Бодряще!
Текст: Вадим Избранный