В последний день весны 31 мая в Кыргызской Национальной Филармонии им.Т. Сатылганова состоялся концерт джазовой и популярной музыки. По приглашению директора Филармонического камерного оркестра – Нура Омурбаева, участие в концерте приняли артисты не только из Кыргызстана, но и из Украины и Америки: Аян Полстер, дирижер Роджер Макмеррин, Дмитрий Шарабурин. Это был незабываемый вечер. Потрясающая скрипичная техника нашего непоседливого маэстро – Нура Омурбаева, раскрепощенная манера дирижирования Аяна Полстера и Роджера Макмеррина, "сочность" звука Филармонического камерного оркестра и... красивый тенор Дмитрия Шарабурина, от появления которого вся женская половина зала пришла в неистовый восторг. Собственно с ним и состоялось интервью.
Не разговаривая с Вами и лишь увидев вас впервые, я почувствовала в Вас то, что обычно люди называют стремлением к совершенству. Девиз ли это по жизни, что Вы везде должны быть самым лучшим?
– Отвечая на первый вопрос, хочу процитировать прекрасную фразу Рэя Бребдери: "Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз", вот что я делаю все это время! Еще в детстве я хотел быть во всем лидером. В садике на физкультуре я старался показать самые лучшие результаты (улыбается), и показывал их. Все видели во мне отличного спортсмена-гимнаста, и я мог им стать, потому что за месяц занятий в цирковой студии овладел самыми распространенными сальто и другими сложными элементами. Я хотел стать акробатом! Сейчас часто пользуюсь акробатическими навыками в спектаклях (улыбается). В 10 лет начал заниматься боксом, был лидером, стремился к совершенству, много тренировался. Шесть лет был в сборной команде Украины, четыре раза выигрывал чемпионаты Украины и множество международных турниров. Много раз представлял Украину и получал призы от мэра города Киева как лучший боксер. Я получил звание мастера спорта и решил остановиться на этом, потому что почувствовал, что способен на большее! Не скрою, я всегда себе доказываю что-то: каждый день просыпаюсь с будильником в 7.30, занимаюсь йогой, потом вокал, репетиции в театре, концерты или еще что-то, всегда совершенствуюсь и побеждаю свою лень. Во мне живет чувство ответственности за свою работу, жизнь, семью, страну, творчество, и поэтому я не могу быть вторым или другим. Привык быть первым и неповторимым. Я стремлюсь к совершенству, хоть и знаю, что никогда и ни в чем не стану совершенным, но мной движет оптимизм, потому что "Мир принадлежит оптимистам, пессимисты всего лишь зрители (Франсуа Гизо)" (улыбается).
Я стремлюсь быть совершенным.
Что Вы подразумеваете под словом успех?
– Если мы говорим об искусстве и о моей жизни в нем, то я отвечу одной из моих любимых цитат, простите, их будет много, я люблю читать (улыбается). "Успех – не ключ к счастью. Счастье – это ключ к успеху. Если вы любите то, что вы делаете, вы будете иметь успех" (Герман Каин). Я безумно люблю то, чем я занимаюсь. Люблю музыку, театр, оперетту, оперу, джаз, хорошую эстраду. Пробую себя в разных направлениях и понимаю что я успешный человек, пусть это и нескромно звучит... Но у меня есть главное в профессии – я ее очень люблю. Люблю делиться с людьми своей душой, и вообще без любви во всем нет успеха… Любовь это такой двигатель... Вот вспомнил фразу моего любимого Бернарда Шоу: "Успех начинается тогда, когда Ваша главная цель у Вас перед глазами, а не вне Вашего поля зрения". Я знаю свою цель и ставлю себе все новые и новые... О некоторых, надеюсь, вы скоро узнаете и услышите (улыбается). Успех – видеть счастливые глаза моих зрителей, слушателей и всех, кто неравнодушен к моему творчеству.
Всегда ли Вы имели способность сохранять верность цели, несмотря на неудачи, препятствия и обстоятельства?
– Стараюсь быть верным своей цели, доводить ее до максимального градуса-успеха. Не всегда, конечно, получается все сразу (как хотелось бы). Препятствия оставим, а неудачи заменим на опыт. Нет неудач, есть путь со ступеньками и с неровностями, с преградами в виде всего самого разного, есть цель, к которой я иду, и все это делает ее еще более дорогой и ценной. Неудачи – это знаки, но не отчаяние или остановка. Я верен своей цели и своим принципам.
Перевоплощение, вхождение в образ – это ведь целое искусство! Какими методами актерского мастерства Вы пользуетесь, чтобы постичь его?
– Отвечая на данный вопрос, скажу, что все методы хороши, кроме вредных для постижения. Это правда, ведь все образы – они рядом, они возле нас, они в воздухе, в запахе, во всем живом и неживом. С помощью фантазии и наблюдательности можно достичь больших высот. Я получил образование как актер драматического театра и кино, в театральном институте я детально, тщательно изучал систему Константина Сергеевича Станиславского (считаю ее самой совершенной). Михаила Чехова, Георгия Товстоногова, Леся Курбаса, Еже Гротовского, много читал литературы о жизни и творчестве гениального певца и артиста Ф.И.Шаляпина и о его работе над образом. Все эти знания помогают мне в работе и сейчас, конечно, есть много и своих уже наработок... Перед спектаклем или концертом, для того чтобы поймать резонанс с образом, я выхожу на сцену и молюсь, я теряю связь с реальностью, как мне кажется, и нахожу новую реальность, в которой мой образ начинает оживать. При работе над образом я стараюсь как можно больше за ним наблюдать со стороны в своих фантазиях.
ВОЙНА ПОКАЗАЛА ЖЕСТОКОСТЬ И ВРАНЬЕ СО ВСЕХ СТОРОН ОБОЮДНО. Я ТЕЛЕВИЗОР НЕ СМОТРЮ, ПОТОМУ ЧТО ТАМ НЕПРАВДА, А МЕНЯ УЧИЛИ БЫТЬ ПРАВДИВЫМ, ЧИТАТЬ ПРАВДИВЫЕ КНИГИ, ИГРАТЬ НА СЦЕНЕ НА "РАЗРЫВ АОРТЫ", КАК В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ.
Внесли ли коррективы в культурную жизнь трагические события в Украине?
– Безусловно, трагические события в Украине внесли коррективы в творческую (и не только ) жизнь каждого украинца. В такое сложное время казалось, что совсем не до театра... Но театры работали и люди приходили для того, чтобы отвлечься и расслабиться. Трудно играть, когда где-то совсем рядом умирают люди. Но театр существовал и во время Второй мировой войны, когда артисты приезжали на поле боя и для солдат играли спектакли. Это лекарство для души и, соответственно, для тела. Я считаю, что искусство, как и спорт, несет миротворческую миссию, и если бы люди ходили в театры, в музеи, посещали концерты качественной музыки, они бы лучше сумели договариваться друг с другом и может быть войны не было бы вообще, только на сцене или в кино как пример того, что повторять нельзя. Ведь искусство несет и поучающую функцию тоже. Я люблю людей, я не поддерживаю войну ни под каким предлогом, я считаю, что люди искусства должны об этом говорить со сцены, качественными постановками, хорошей музыкой, драматургией, поэзией. Война показала жестокость и вранье со всех сторон обоюдно. Я телевизор не смотрю, потому что там неправда, а меня учили быть правдивым, читать правдивые книги, играть на сцене на "разрыв аорты", как в последний раз... И для меня ложь – как фальшивые ноты у музыкантов... Режет слух, душу и сердце. Возвращаясь к искусству, я еще правдивей стал на сцене и еще больше стал понимать, что я занимаюсь божественным делом, нужным и полезным для людей. "Служить людям – это наивысшая цель и призвание". Давайте любить друг-друга. Я вас уже люблю.
Гастроли в Кыргызстан: ожидания и реальность?
– Кыргызстан, Бишкек, концерт, Айен Полстр, Роджер Макмэрин, оркестр, хор, филармония, люди! Это все останется в моей памяти навсегда! Я считаю этот концерт очень успешным и очень радостным событием для всех нас и для всех жителей Бишкека, кто был на нем. Дело все в том, что я стараюсь никогда не загадывать, как все пройдет, и не фантазировать на эту тему перед тем как еду в новые страны и города. Я думаю о том, что я хочу подарить людям, показать, представить, но я не думаю о том, что меня там ждет и поэтому всегда как ребенок всему удивляюсь. Но Бишкек особенный, это город с очень красивыми людьми, с безумно красивыми девушками, с талантливыми музыкантами, и большинство из них очень молодые, что не может не радовать. Люди открытые, понимают музыку, радуются концертам и умеют принимать гостей. Бишкек особенный для меня, он родной какой-то, а кухня... Ммм… Это невозможно забыть... Шашлык из баранины, манты, плов... И многое другое... Это фантастика, я такой вкуснятины еще не пробовал! Это отдельная тема... Я не могу рассказывать об этом, слюнки сразу же текут (улыбается). Спасибо Нуру (директору филармонического камерного оркестра Кыргызстана) за то, что он нам показал прекрасные горы и накормил вкусной едой. В горах мы даже пили воду из реки, особое чувство! Некая сила в этой воде и мощный заряд энергии. О Бишкеке могу говорить много и долго, хоть был всего 3 дня. Но эти 3 дня я не забуду никогда. Спасибо и браво вам. Я обязательно вернусь с новым концертом для моих любимых кыргызов, искренне ваш Дмитрий Шарабурин.
Беседовала: Ниссо Мурзаева