Андрей Кончаловский

Понедельник, 13 Октябрь 2014 09:38
Автор: #ONE MAGAZINE

“Главное, что заимствуешь у великих, – их смелость. Когда чего-то не знаешь, заходишь в тупик, робеешь. А великие словно говорят: “Не бойся, мальчик! Лети! Не упадешь!”.

Из книги “Возвышающий обман”.

Когда начинаешь писать о великих людях, всегда гложут сомнения, неуверенность: все ли я сумею рассказать о своем герое читателю, не упущу ли я важные моменты и самое главное, размышляю, понравился ли бы материал герою. Следуя словам кумира многих, я осмелюсь рассказать вам о Человеке с большой буквы, который всю жизнь пытается быть таковым и учит зрителя всегда оставаться человеком.

стыдливые-людиАндрей Сергеевич очень часто размышляет о человеке, своей профессии и жизни, ценностях и переменах. Каждое его выступление – своего рода откровение, напутствие будущему поколению, не только актерам и молодым режиссерам, а всем тем, кто решился прислушаться к нему. Он неоднократно говорит о преемственности поколений и, кажется, незаметно для себя сам стал важным звеном в истории в целом и в кинематографии: “Мы учились у великих исследователей человеческого сознания и духа. У Достоевского, но при этом читали и Ницше, и увлекались экзистенциализмом. Нашими учителями были Феллини, Бергман, Антониони, Куросава. Мы учились у них, конечно, и языку, это тоже было очень важно, но, главное, постижению глубин человека». Сегодня Андрей Кончаловский не может простить современности очень многого: все стало слишком искусственным, режиссеры ведут себя безответственно по отношению к зрителям, последние добровольно превратились в “массы”. Этому обстоятельству у режиссера нашлось объяснение. В одном интервью для “The Hollywood Reporter – Российское издание” Кончаловский сказал: “Роль кино – это производная от развития цивилизации. Цикл, в котором человечество относилось к кино как к высокому искусству, пришелся на середину XX века. Это было обусловлено тем, что именно взрослая аудитория была основным потребителем всех экономических благ, а значит, и двигала глобальный процесс. После “Звездных войн” и успеха Диснея рынок обратил внимание на детей. И фильм Джорджа Лукаса стал первым примером того, что кино для подростков может принести миллиарды. Недаром какие-то “Сумерки”, бред собачий про вампиров, пользуется колоссальным успехом. О родителях забыли, они сегодня не ходят в кино, а дедушки – уж тем более”.

Однако Андрей Сергеевич верит, что наступит время, когда качественное кино будет развиваться наравне с блокбастерами, просто кто-то будет смотреть фильмы у себя дома, а остальные – сидя в кинотеатре с попкорном в руках.

У Андрея Кончаловского есть знаменитая фраза: “Человек живет, чтобы видеть, видеть – значит думать, а если думаешь, то избавляешься от иллюзий”. От какой же иллюзии избавился сам режиссер? От иллюзии того, что он творит для вечности: “Сейчас я понимаю, что все будет забыто, и через какое-то время про меня и мои картины никто не вспомнит. Я просто исчезну в бесконечности и обилии информации. Будут какие-то “раскопки“ в интернете, но, в принципе, это лишь “разводы на песке”… Но это закономерно, и теперь я не вижу в этом ничего страшного. И сегодня для меня самое важное – поделиться чем-то с теми, кто пока жив”. Кончаловский-режиссер снял 26 фильмов, написал 33 сценария, поставил 8 спектаклей, в том числе 5 опер, активно выступает в качестве автора публицистических статей, а также является автором 6 книг.

первый-учительКончаловский-современник осознает, что “тип режиссера, пытающегося понять глубину человеческого характера, сегодняшним временем не востребован”, и это заставляет задуматься: “У сегодняшних молодых другие идолы: Тарантино, фон Триер, Гринуэй. Нельзя сказать, что Тарантино — знаток человеческой души. Его интересует создание некоего стиля. Постмодернизму как явлению вполне достаточно новой формы: она и становится новым содержанием. Когда содержание исчерпывается языком, смотреть скучно”. Какие фильмы Кончаловского смотреть нескучно?

“Первый учитель” – дипломная работа Кончаловского-студента ВГИКа, первая полнометражная картина начинающего режиссера. Дебют Андрея Сергеевича оказался символичным, в тот период он находился под большим влиянием А. Куросавы, своего первого духовного наставника. Из книги “Низкие истины”: “У него (Куросавы) настоящее чувство эпического. Недаром он, быть может, единственный, способен передавать на экране Шекспира: “Трон в крови” – “Макбет”, “Ран” – “Король Лир”. Думаю, что и мне тоже близко чувство эпического. Эпический характер, трагический характер – вещь сложная. Я уже “Первого учителя” снимал с ощущением трагизма, мне хотелось сделать не драму, а нечто подобное греческой трагедии”. Критики, которых, кстати, не любит Кончаловский, дали высокую оценку картине, назвав ее честной, искренней, правдивой, фильмом, опередившим свое время. Фильм по-настоящему получился “острым” даже не в плане проблематики, “Первый учитель” как предмет киноискусства отличается от предыдущих картин режиссеров, снимавших военные фильмы, новой эстетикой, элементарно движениями камеры. При просмотре фильма с первых минут ощущается какая-то “свежесть”: отсутствие нелепых декораций, живые люди, естественность и соответствие реальности. Зритель эмоционально вовлечен в происходящее, вместе с режиссером он учится познавать человека, познавать себя. Кроме голоса Чынгыза Айтматова, ясно слышался голос Кончаловского, а очаровательная Наталья Аринбасарова прекрасно справилась с ролью Алтынай, молодой девушки, передав ту характерную незащищенность, ограненную стойкостью и мужеством.

дом-дураков“Стыдливые люди” – одна из лучших картин американского периода в творчестве Андрея Кончаловского. Идея снять эту картину зародилась, когда режиссер снимал “Сибириаду”, “поэму в шести сказах”, удостоившуюся Гран-при Каннского кинофестиваля. Преемственность образов явно ощутима, правда, в “Стыдливых людях” масштабы уже другие. В картине идет противостояние: сталкиваются две ментальности, два образа жизни, свобода личности против культа личности. Работу русского режиссера Роджер Эберт, один из виднейших мировых критиков, сравнивал с литературными экзерсисами классиков американской “южной школы” Эрскином Колдуэллом и Ульямом Фолкнером, а также разглядел в “Стыдливых людях” “оскаровский“ потенциал. Кинолента получила приз Каннского фестиваля за игру Барбары Херши. “Даже снимая “Стыдливых людей”, я еще не понимал, что серьезные философские концепции не для такого массового жанра, как кинематограф. В общем-то я делал фильм о взаимоотношениях России и Америки, но получилось так тонко, что никто ничего не понял” (из книги А.С. Кончаловского “Возвышающий обман”). Два семейных уклада – две крайности: животная материнская любовь и равнодушное воспитание в духе восхваляемой свободы. Это великолепно созданная тонкая и изящная метафора о социальных мироустройствах США и России. На самом деле фильм многослоен, здесь чувствуется некая потеря – совершенное отчуждение центра и периферии, расхождение семейных ценностей, косная консервативность взглядов. Филигранно вплетена в сюжет линия любви, вернее, проблема любви: “В “Стыдливых людях” меня занимала проблема дуализма любви и свободы. Как они соотносятся? Я начал сомневаться в том, что можно любить и быть свободным. А если свобода без любви или любовь без свободы, тогда что лучше? У каждого свой выбор, но каждый должен понимать, чем он жертвует”. Кто бы решил, что любовь и свобода несовместимы?

Сумасшедший мир вокруг сумасшедшего дома. Пожалуй, так кратко можно описать суть картины “Дом дураков”. Идея фильма взята из реальной жизни. В 1995 году среди множества репортажей по телевидению проходит сюжет о том, что на чеченско-ингушской границе медперсонал покинул интернат для душевнобольных, который начинает жить самостоятельной жизнью. Изначально сценарий назывался “Наш сумасшедший дом – Россия”, потом “Больные люди”, и, наконец, “Дом дураков”. В картине достаточно политических аллюзий, зритель узнает образы политических деятелей, но это нисколько не политизирует киноленту, это лишь дополнительные элементы, обогащающие сюжет. Ведь не имеет значения, была бы Жанна, главная героиня, русской, чеченкой или марсианкой, где бы находился “дом дураков” и в какую эпоху. Кто сумасшедший в этом мире? И как устроен этот мир? Важнее ответить на эти вопросы. Самыми миролюбивыми жителями нашей планеты оказываются обитатели психлечебницы, и война государств на фоне их жизни кажется безумием, политика лишается смысла: здесь нет победителей и побежденных. Андрей Сергеевич: “Мы не хотели потрясать зрителей ни ужасами войны, ни воспеванием героизма любой из сторон. Самым важным было привести зрителей к самой простой и необходимой во все времена истине: человек и в самых сложных обстоятельствах должен и может оставаться человеком”.

текст: Дениз Актанова

Mitsubishi Pajero При слове "внедорожник" у многих из нас в голове начинают мелькать изображения дорогих HUMMER, Geländewagen и Porsche Сayenne.…
1477
Управляющий “BMW Центр Кыргызстан” #ВMW на рынке Кыргызстана уже довольно давно, и многие жители страны знакомы с маркой и любят…
1052
Самый большой город Центральной Азии становится трендовым направлением не только для неискушенного восточным колоритом Запада, но и для соседних стран.…
660
Т Е К С Т : Асан Болот С О В М Е С Т И М О С Т…
407
Март, традиционно ассоциируется у нас с началом весны и, конечно же, международным женским днем. Этот поистине фантастический день, когда некоторым…
791
Ректор Университета менеджемента и дизайна, член Совета попечителей Международного университета в Центральной Азии, кандидат педагогических наук, рассказывает о прошлом и…
5235
Телеведущий
4243
Посол Франции в Кыргызстане. "Я знаю, что в кино и литературе существует образ французской женщины. Часто люди из постсоветского пространства,…
2111
Таалай Акматбаев заместитель акима Октябрьского района города Бишкек    О городе, женщинах и ё-мобиле #А  А когда у меня появится жена……
2659
Лос-Анджелес – город расплющенный во всех смыслах, но совершенно волшебный. В элэйевском даунтауне небоскребы ничем не уступают высокомерному Манхэттену, разве…
969