Wealth management
Wealth management – это комплекс услуг по управлению состоянием для обеспеченных людей, включающий в себя: управление инвестиционными портфелями, недвижимостью, розничные банковские услуги, консультации по оптимизации налогов, консультации по юридическим вопросам, а также финансовое планирование на более высоком уровне. Это услуга с повышенной добавленной стоимостью, и банки заинтересованы в ее развитии. Но для этого требуются и клиенты с соответствующим уровнем достатка, и специалисты высокой квалификации (с опытом работы, со знанием особенностей стиля жизни и деятельности, а также запросов состоятельных семей).
Требования клиентов к wealth management различны. В странах СНГ и Балтии многое зависит от того, какой именно сервис нужен клиенту. У большинства россиян, например, востребован консьерж-сервис (купить билеты на популярное мероприятие, зафрахтовать яхту и т.п.). Им важнее то, что связано с культурой, национальными особенностями страны. Что касается латвийцев, то клиентов wealth management в традиционном понимании (с очень крупным состоянием) в Латвии немного.
Бизнес на доверии
Применение новых технологий, несомненно, важно для банков. Но, если, к примеру, индустрия программного обеспечения глобальна и мобильна, то для wealth management в отношениях с клиентами важен момент личного общения. Этот бизнес просто так не станет менять географию присутствия, он идет за своим клиентом. Данная сфера услуг во многом базируется на доверии, которое невозможно без личного общения. И тут преимущество Риги неоспоримо: например, московского клиента и его личного банкира разделяет только ночь в поезде или час в самолете. К тому же уровень услуг инвестиционного банкинга, брокериджа, управления активами, предлагаемых в Латвии, не уступает швейцарскому. Очевидными плюсами являются и цены на предоставляемые услуги –ё они доступны более широкому кругу клиентов из СНГ. Нельзя не отметить и то, что латвийские специалисты имеют успешный опыт: они прошли через кризис конца девяностых (азиатский, российский), через потрясения начала 2000-х и недавний финансовый коллапс.
Мода – штука коварная
Мода в инвестициях – штука опасная. Важно объяснить клиенту, что, вложив деньги в рискованный актив, он должен на пять, десять, двадцать лет забыть о них, поскольку такого рода инвестиции могут принести прибыль только в долгосрочной перспективе. Прежде всего, это относится к модным рынкам, как, например, так называемые frontier markets (пограничные рынки), которые были популярны за несколько лет до последнего кризиса (многие инвесторы тех времен знают и до сих пор ощущают негативные последствия вложений). Здесь не должна идти речь о последней рубашке, а лишь о пяти процентах свободных средств, ведь как будет развиваться экономическая ситуация, можно только гадать. К сожалению, с объяснением клиенту такого рода вещей иногда возникают определенные сложности.
Классический подход
Прежде всего, клиент должен определиться с целью инвестиций и подобрать подходящую для себя политику вложений. Она будет зависеть от его «аппетита к риску», и возможности этот риск на себя брать (имеют значение и возрастной цикл, и накопления, и уровень дохода, семейное положение и т.п.). Если человеку двадцать лет, то глупо размещать все свои средства в гособлигации США с целью создания долгосрочных накоплений. Политику можно и нужно оценивать, пересматривать раз в год, а ее глобальную ревизию проводить раз в пять-десять лет, но сама идея (сбережение капитала) вряд ли изменится. Это делается для безопасности самого клиента. Сейчас, на фоне роста фондовых индексов США, приходится сдерживать эйфорию и напоминать о цели – создании долгосрочных сбережений.
На сегодня с точки зрения сочетания риска и доходности одно из самых интересных направлений на рынке – облигации СНГ. Но при этом нужно четко понимать, что нынешняя ситуация на рынке облигаций СНГ не будет продолжаться вечно, поэтому необходимо искать другие ниши и классы активов. На данный момент популярны рынки акций США и Европы. Коллеги на Западе работают с финансовой инженерией, построением структурированных продуктов. При этом стоит подчеркнуть, первичный выбор политики для инвестиций остается за клиентом, а его инвестиционный консультант должен убедиться в правильности выбора. Далее остается только грамотно выполнить задание, чтобы избежать возникновения проблем, как у клиентов, так и у управляющих.