Санта 3.0

Thursday, 16 October 2014 07:15
Автор: #ONE MAGAZINE

Близится Новый год. Для большинства это – пора теплых семейных ужинов, запаха мандаринов, светящихся гирлянд, волшебства, подарков и веры в чудо. Этот чудесный зимний праздник, пожалуй, главный для всего постсоветского пространства. Нам ничего не жалко в Новый год – мы спешим накупить подарков родным и близким, украсить дом, запастись продуктами (огромным количеством продуктов), наготовить столько еды, чтобы столы ломились, поджигать фейерверки и любить весь мир.

Мы ждем этого праздника и считаем дни до новогодней ночи. В общем, мы все очень любим Новый год. А вместе с самим праздником мы любим и того, кто его олицетворяет, – Деда Мороза, или Санта-Клауса. Санта разрекламирован и продвинут в наши массы западным кино и рекламой, поэтому уже как-то сроднился с привычным Дедом Морозом.

Вспомните, что для вас является атрибутами Нового года – наверняка в этом списке найдется место елке, мандаринам, фильму “Один дома” и рождественской рекламе Coca-Cola.

Медиа оказали огромное влияние на становление современного понимания праздника. Компания Coca-Cola так и вовсе сама продуцировала образ добродушного старика – Санта-Клаус стал таким, каким мы его привыкли видеть именно благодаря художнику Хэддону Сандблому, которому в 1930 году компания заказала нарисовать образ Санты, и который, по легенде, был срисован с одного из пожилых сотрудников компании. А задумано все это было маркетологами Coca-Cola, которым требовалось увеличить продажи энергетического напитка в “застойное” зимнее время. Эта рекламная кампания до сих пор считается одной из самых удачных за всю историю рекламы и часто описывается в учебниках.

Как мы уже сказали, новогодние и рождественские праздники – это тепло, уют, мандарины и подарки. Для большинства потребителей. Потому как те, кто обеспечивает потребителям и сам праздник, и желание праздника, заняты совсем другим делом. Чистая прибыль от новогодних праздников выше любых восьмых март и двадцать третьих февралей. Даже коммерчески выдуманное 14 февраля по своей могущественности и охвату аудитории не может сравниться с Рождеством и Новым годом. А спрос, как известно, рождает предложение, не говоря уж о том, как легко этот спрос навязать. Вот и трудятся стройные ряды поставщиков рождественских праздников не покладая рук.

С другой стороны, традиции не могут оставаться константными, они динамичны, они должны меняться, иначе они закостенеют, обрастут мхом и станут атавизмами культуры. Да, сегодня наш любимый праздник экономически оправдан для некоторых лиц. Ну и что? Разве для нас он от этого стал хуже? Не стал, мы любим и западные фильмы, и рекламу Coca-Cola. Мы любим тратить деньги на подарки своим близким, любим накрывать огромный стол, любим покупать только самые лучшие напитки и продукты к этому празднику, любим встречать гостей, любим наряжать елочку. Может, у нас низкая социальная сознательность, но нам тоже хочется чуда, пусть и пропиаренного.

P.S. Рождество, которое благодаря западным фильмам стало для нас чуть ли не аналогом Нового года, как известно, христианский праздник. Это сейчас оно обросло светскими нюансами и традициями, но корни его от этого не изменились. И раз уж мы вдаемся в христианскую идеологию, символ Рождества – Иисус Христос (он в этот день родился, если кто не знал). Никакого Санта-Клауса первоначально не предусматривалось.

Текст: Алина Сейтбекова