Беседы о кино

Четверг, 16 Октябрь 2014 11:30
Автор: #ONE MAGAZINE

C Эрнестом Абдыжапаровым

В этом году кыргызское кино отметило свое 72-летие. Почтенный возраст для человека, но лишь десятки лет для целого искусства. В отечественной истории кино занимает особое место. В свое время фильмы, отличавшиеся высокой ценностью и самобытностью, стали визитной карточкой доселе неизвестной страны. В нулевых Кыргызстан стали позиционировать как страну короткометражек. Сегодня киноведы всерьез заговорили о ренессансе отечественного кино. По данным киноведов, только за последний год в республике сняли около ста фильмов, половина их них – игровые полнометражные. Соответствует ли количество качеству, ходят ли кыргызстанцы на фильмы, снятые соотечественниками, и можно ли заработать в кино? На эти вопросы отвечает замечательный человек, талантливый режиссер и интересный собеседник – Эрнест Абдыжапаров.

О чем сейчас снимают кино в КР?

– В Кыргызстане кино снимают обо всем, что волнует кыргызстанцев, о том, что с нами происходит. Посмотрев кыргызское кино сегодня, можно хорошо понять состояние нашего народа. И люди потекли в кинотеатры именно потому, что киноистории волнуют своей своевременностью и актуальностью. Жизнь кыргызского народа за последние двадцать лет напоминает увлекательный триллер и грех не воспользоваться таким материалом. В репертуаре наших кинотеатров есть фильмы на любые темы самых различных жанров и самого непредсказуемого качества: от банальных мелодрам до политических боевиков, от жизнерадостных комедий до фильмов ужасов, от бездарных “блокбастеров” до фестивальных откровений. Но главное, кыргызы снимают о самих себе, да еще так, что это становится интересным и за пределами нашей страны. О кыргызском кино заговорили за рубежом, как о необычном явлении.

Кино – это искусство или развлечение? В частности, в Кыргызстане?

– Если исходить из происхождения этих двух слов, то получится интересное определение. Искусство – это то, что сделано искусно, умело, на высоком творческом порыве. Развлечение – это то, что влечет к себе и доставляет удовольствие: физическое, эмоциональное, эстетическое. Если кино сделано плохо, не умело, то оно естественно не может привлекать и доставлять удовольствие. И напротив, кино, которое сделано по самым высшим меркам профессионализма, доставляет огромное эстетическое удовольствие и привлекает к себе достаточное количество зрителей. И мне понятны те посылы теоретиков кино, кто поставили на разные полюса эти два синонима: искусство и развлечение. Но, по моему личному убеждению, искусство должно развлекать, а развлечение должно вызывать в первую очередь эстетическое наслаждение! Порнография не является развлечением, она тупо удовлетворяет похоть. Другое дело, когда для того, чтобы получить удовольствие от тонко сделанного фильма каким-нибудь эстетом кино, нужны определенные навыки, уровень культуры и объем духовного образования. Но это не значит, что если какой-то фильм потрясает и восхищает огромное количество зрителей силой своего воздействия, то он не является произведением искусства. Именно такая точка зрения культивируется киноведами всего мира, когда массовость является критерием оценки невысокого уровня кинопроизведения. Именно по этой простой причине большая часть талантливых режиссеров презрительно относятся к зрителям вообще, посвящая свои творения отдельным кинотусовкам. А в свою очередь, общаться с так называемым народом, выпадает на долю американским идеологам, использующим кино как инструмент имплантации в умонастроения масс определенных ценностей. Когда же некие открытия в области киноязыка в каком-либо кинопроизведении становятся недоступны для широких слоев населения, это лишь подтверждают тот факт, что они недоступны им исключительно в силу своей новизны, а не потому, что зрители, не понявшие этот фильм, невежественны и тупы. К сожалению, на основе этих ложных данных появилась целая коммерческая отрасль в кинематографе, как "псевдо-авторское кино", к искусству никакого отношения не имеющая, но породившая целую плеяду тунеядцев и халявщиков в мире кино. Поэтому вывод однозначен: кино – это искусство, которое должно увлекательно воспитывать и образовывать вкусы широких масс для понимания высокой духовной культуры в целях выживания человечества как вида. Ведь массы состоят из личностей. А каждая личность – неповторимое произведение искусства Великого Творца. Так и было во всем мире до 80-х годов 20-го столетия, пока некто из именитых не произнес крылатую фразу: "А мне наплевать на зрителей, я творю ради искусства!"

Существуют ли темы, которые не обсуждают? Есть ли табу?

– Сегодня в Кыргызстане можно обсуждать все, что угодно. Если вы про кино, то и снимать можно все, что угодно. В рамках закона, конечно же. Другое дело – воспримут ли это зрители? Думаю, замечательная картина Нурбека Эгена “Пустой дом” имела бы кассовый успех у кыргызских зрителей и без эротических сцен в фильме. Но, как оказалось, после шумной реакции на отдельные эпизоды в фильме, откровенная эротика приобрела статус табу в кыргызском кинематографе. Сейчас никто не пытается заполнить подобными кадрами картины. Заклюют: мало не покажется. Разве что на фестивалях это воспримут как должное, при наличии в фильме эротической эстетики.

Почему кино нельзя считать индустрией? И в принципе, оправдываются ли средства, потраченные на съемки кинолент?

– Киноиндустрия – это, когда фильмы, снятые в какой-либо стране создают круговорот финансовых потоков в виде самоинвестиций, налоговых сборов и роста отрасли. Это мы наблюдаем, конечно же, в США и Индии. В Узбекистане киноиндустрия напоминает индийский вариант и по своей тематике, и по своей сути, ограничиваясь обслуживанием зрителей в далеком от реальной жизни жанре мелодрам. В Кыргызстане мы идем по пути США, где индустрия не имеет рамок и границ для своего развития. Как ни странно это прозвучит, но весь остальной мир сидит на субсидиях своих государств, на различных фондах и грантах, направленных на борьбу с голливудскими фильмами, но аккумулируемых почему-то именно с голливудских фильмов. Ни европейское, ни русское, ни казахское кино себя не окупает, не считая фильмов “голливудских по содержанию и национальных по форме” (Тимур Бекмамбетов). И я не говорю о странах с закрытыми границами (Китай, Иран и др.), всю телекиноиндустрию и бум южнокорейского кино. Не окупает себя и большая часть кыргызстанских фильмов, но отрасль в целом уже оперирует значительными суммами и уже начала приносить доход в казну государства, не получая оттуда ни копейки. И реально бодается с тем же Голливудом. А это уже мировой феномен.

С какими проблемами сталкивается киноискусство? Все ли дело в нехватке денег? А может, кадров нет?

– Я бы так ответил на этот вопрос. Кыргызское кино доказало, что деньги тут не причем. Раз снимается кино, значит, и с кадрами худо-бедно справляемся. У нас есть большая проблема с образованием, но в атмосфере жесткой конкуренции режиссеры стремительно заполняют и этот пробел. Если у русских и казахов, да и других стран СНГ проблема, как привлечь зрителей на свое отечественное кино, то у кыргызских кинематографистов назревает противоположная большая проблема. Маленький кыргызский рынок не может вместить такое большое количество фильмов. Значит, скоро будет поставлена другая задача: как расширить рынок, как выйти за пределы Кыргызстана? Думаю, и эта проблема найдет свое решение. Потому что проблемы, какими бы они ни были, нельзя мариновать в дискуссиях на предмет поиска решений. Надо просто с ними сталкиваться и решать, как это делают кыргызские кинематографисты. И хотелось бы еще заметить, что нынешний феномен кыргызского кино возник не просто на пустом месте. Это произошло благодаря исключительной кинематографичности нашего народа, наличию у него богатого культурного наследия. Также это произошло благодаря человеческим мыслительным и творческим усилиям, приведшим к размыванию границ между понятиями “авторского” и “коммерческого” кино. И да будет так во веки веков!

Беседовала: Дениз Актанова    Фото: Азис Даиров

Для создания идеального ужина Вальтер поделился с редакцией рецептом коронного блюда ресторана “Bella Italia” - равиоли со шпинатом. А чтобы…
734
Они всегда у всех на виду, они сопровождают своих супругов во время зарубежных визитов и на приемах, и сами также…
989
Если к кому-то мы относимся с заботой и переживаем за него без осуждения каких- либо их качеств, то скорее всего…
1248
Интервью с фронтменом группы “Пицца” Сергеем Приказчиковым
547
Бизнесмен, генеральный директор компании "Адэко"
2830
Иногда целый обзор автомобиля можно уместить всего в одном предложении. Связано это не с тем, что рассказать совсем нечего. Можно…
2755
Что нужно для того, чтобы быть хорошим колумнистом (журналистом, публицистом, эссеистом)? Чтобы твои тексты с интересом читали, цитировали их? Честность,…
1129
Нурик как человек, склонный к душевной полноте, представлял для меня большой интерес. Такой тип людей в наших условиях обычно дичает,…
735
Лето для прокатчиков – самое неблагодарное время. Послушные некогда зрители разбегаются по отпускам и каникулам, едут на дачу пропалывать грядки…
1282
Странно обсуждать предмет, который несмотря на многолетний и многострадальный процесс познания, плохо знаешь и еще хуже понимаешь. Причем чем больше…
685