Экономика Краудфандинг – новый вид инвестирования

Среда, 22 Октябрь 2014 06:25
Автор: #ONE MAGAZINE

status-of-liberty-onemag.kgСуществует несколько способов, чтобы найти деньги для стартапа: поиск инвестора, кредит в банке (или долг у знакомых), использование собственных активов, подача на грант. Этот список продолжает краудфандинг, понятие не новое, однако благодаря интернету оно приобретает новые возможности. К тому же считается довольно эффективным методом поиска инвестиций и не только для стартапов.

Что это?
Краудфандинг, проще говоря, “народное финансирование”, появился не сегодня и даже не вчера. Знаменитая Статуя Свободы, вернее, ее пьедестал, был построен за счет народных средств, привлечением которых активно занимался сам отец американской журналистики Джозеф Пулитцер через свою газету. А вот символ Рио-де-Жанейро – статуя Иисуса, также большая статуя Иисуса – Кришту Рей в Португалии, Румынский Атенеум, многие десятилетия являющийся одним из самых узнаваемых достопримечательностей Бухареста, с 2007 года входящий в число зданий, внесенных в перечень объектов Европейского наследия, были построены исключительно благодаря краудинвестированию. Памятники Пушкину, Гоголю и Ломоносову, в свою очередь, тоже народные. Такие “монументы” “народного финансирования” встречаются довольно часто. Творческие идеи спонсируются таким способом не первое столетие. Моцарт, Бетховен, Марк Твен и другие люди искусства искали деньги таким же методом. Они привлекали не только спонсоров с надутыми кошельками, часто обращались к людям на площади, чтобы те помогли малыми пожертвованиями. Как мы видим, краудинвестирование – дело привычное и исторически зарекомендовало себя в качестве действенного способа.

По сути, каждый человек принимал участие в краудинвестировании. Этим мы занимаемся практически на всех этапах своей жизни. В детских садах, школах общество (школьники, их родители) собирает деньги для решения конкретных задач, в частности, ремонт класса, здания, установка новой техники и т.д. Даже сбор денег на подарок ко дню учителя есть краудфандинг. По такому же принципу люди “скидываются” на поход в горы, на “шашлыки”. В этом случае удовлетворяется потребность весело провести время. Налоги, которые идут на ремонт дорог, строительство учебных заведений, больниц и т.д. – не что иное, как “народное финансирование”.

Появление интернета определило два типа по сбору краудинвестиций: в режиме онлайн в пространстве интернета, а все остальное – в оффлайне.

inocenteКак это работает?
Краудфандинговые платформы стирают границы географии, тем самым увеличивая аудиторию, к которой можно обратиться. И все благодаря возможностям интернета использовать интернет-банкинг, платежные системы. Принцип работы краудфандинга остался прежним: автор идеи рассказывает о своем проекте и привлекает людей, заинтересовавшиеся в свою очередь совершенно бескорыстно готовы его профинансировать. Сумма вносимых средств не ощутима для краудинвестора, однако идея “с миру по нитке” оправдывает себя. Да и сроки реализации существенно сократились. Для сравнения, средства для строительства памятника Гоголю собирали в течение 16 лет, а для памятника Пушкину понадобилось целых 20 лет. Меньше всего потребовалось времени для сбора денег на первый монумент Ломоносову – финансы удалось накопить меньше, чем за 3 года.

К краудфандингу обращаются с совершенно различными целями: это и помощь пострадавшим от стихийных бедствий, и поддержка фанатов, и политических лидеров (Барак Обама провел свою предвыборную кампанию на средства, собранные его же электоратом), и стартап-компаний, малого бизнеса и др.

Самые популярные платформы в мире – это, безусловно, kickstarter.com, indiegogo.com и др., в России – boomstarter.ru, planeta.ru и др. Существует ряд сайтов, где сосредоточены научные проекты, которые также успешно находят финансирование через краудфандинг. Возникновение подобных платформ сыграло неоценимую роль в развитии технологий, творческого потенциала и бизнеса. Краудфандинг – это практически безупречный механизм для решения социальных задач. Заменив традиционный тип финансирования, краудфандинг, обладающий огромным потенциалом, изменил реалии и позволил “потребителям” не просто выбирать “продукт”, но и принимать непосредственное участие в его развитии и появлении на рынке.

В чем преимущества?
Пожалуй, самым весомым преимуществом краудфандинга является тот приятный факт, что после реализации своего проекта деньги не возвращаются. Согласно этой схеме работает большинство платформ, хотя есть отдельные, к примеру, fundable.com, которые основаны по принципу долевого участия, где за взнос инвестор может получить часть акций компании. Такие правила существуют, когда речь идет о крупных вложениях: стартапы, которые ищут от $50 тыс. и выше. В первом случае предусмотрено нематериальное поощрение своих краудинвесторов сувенирными подарками или самим готовым продуктом. Второе условие краудфандинга – это абсолютная автономия действий автора проекта, т.е., люди, которые внесли деньги, никак не влияют на процесс работы. В-третьих, это 100%-ная прибыль от реализованного проекта (за исключением долевого участия). В-четвертых, пользоваться приоритетами краудфандинга могут и известные личности или компании, тем более шансов привлечь внимание у них намного больше, поскольку уже существует целевая аудитория и определенное доверие в обществе.

blog kickstarter glow in the dark gold buttons busy beaverМного значительных плюсов краудфандинг предоставляет бизнес-объектам.

В первую очередь, это анализ потребительского рынка. Запустив кампанию на сайте, команда сможет “прощупать” почву, исследовать инвестиционный климат, обратиться напрямую к целевой аудитории, изучить ее отзывы, а также получить бесплатную консультацию специалистов. Во-вторых, это бесплатная реклама. Занимательно, что последователи идеи сами становятся "ходячей" рекламой, ведь с удовольствием носят бейсболки, футболки с логотипом компании. В-третьих, успешные проекты получают общественное признание. Вы сможете стать первым счастливчиком в своей нише, который гарантированно реализует свой продукт, ведь его выбрала народная любовь. К примеру, авторы смартчасов Pebble просили на Kickstarter $100 тыс. на реализацию идеи, а завершили сбор с $10,2 млн. Люди сами выбирают то, что они хотят. Кроме того, в этом году компания нашла щедрого инвестора, который согласился вложить в перспективное дело еще $15 млн. Как мы видим, это уникальная среда, где аккумулируются оригинальные идеи, эксклюзивные материалы и спецпроекты, которые могут привлечь потенциальных инвесторов.

В чем недостатки?
clockНедостатков существенно меньше. Главным образом, эти изъяны связаны со временем и усилиями, которые нужно потратить на кампанию. Самая распространенная ошибка, когда думают, что маркетинг сам о себе позаботится. Интерес публики к проекту нужно создавать самостоятельно, т.е. краудфандинг не может обеспечить пиар. Платформы, безусловно, "подогревают" интерес общества и работают со СМИ, однако это касается только крупномасштабных проектов. Второй недостаток связан с тем, что краудфандинг обеспечивает хороший рывок вперед, но не является устойчивой моделью финансирования проекта. Это только старт, говорить о доступе к постоянному притоку финансов не приходится. Однако это лишь мелочи, которые с лихвой окупаются куда более заманчивыми перспективами. Успешные бизнес-идеи в любом случае пробьют себе дорогу.

И, пожалуй, последний недостаток: краудфандинг подходит не всем проектам. На опыте Kickstarter и Indiegogo выявили тенденцию – успешными становятся новые и уникальные продукты.

Краудфандинг позволил таким искусствам как кино, музыка, литература и журналистика быть по-настоящему свободными. Благодаря краудфандингу сняты фильмы (“Каньоны”, “Железное небо”, “Хотел бы я быть здесь”). Некоторые получили даже статуэтку “Оскар” (фильм “Inocente”). Очевидно провозглашаемая идея независимости журналистики становится именно таковой благодаря краудинвестированию (журналы “Howler”, “The Classical”, ”Tomorrow magazine” и др.).

Возникнув в начале 2000-х, краудфандинг представлял собой модное явление. В 2001 году появился первый краудфандинговый веб-сайт под названием Artist Share, целью которого была поддержка молодых дарований. На протяжении последующих лет стартовали другие подобные ресурсы (Sellaband, SliceThePie, HyperFunding, IndieGoGo, PledgeMusic), а в 2008  году начал свою работу популярный Kickstarter, которому удалось вывести народное финансирование на новый уровень – вкладывать деньги таким способом стало по-настоящему интересно и, что немаловажно, эффективно.

Текст: Жамиля Таалайбек кызы

 

Похожие материалы (по тегу)

Суши – это не только модно, но и полезно. Если рыба качественная, то 100 грамм по полезности равносильны килограмму говядины.…
4485
По теме “самые опасные места на планете” сказано очень много. Все мы знаем, в чем суть дома Винчестеров и почему…
596
Комикс: WE3 Vertigo, 2003Авторы: Grant Morrison & Frank Quitely  Песик, кошечка и кролик возвращаются домой. Путь – долгий и трудный, а…
808
Идеальный белый Сегодня мало что может сравниться по изысканности с сочетанием белой сорочки и тёмного пиджака, хотя ещё восемьдесят лет назад выставить рубашку…
838
Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Лауреат премии Ленинского комсомола (1977, за фильм “Ключ без права передачи”).Лауреат Государственной премий СССР…
624
В прошлом один из молодых и перспективных руководителей органов Национальной Безопасности КР, выпускник Российской Академии Внешней Разведки служил в Иране…
4732
“Главное, что заимствуешь у великих, – их смелость. Когда чего-то не знаешь, заходишь в тупик, робеешь. А великие словно говорят:…
538

1235
Слышен нежный звон бубенцов и треск петард, на тротуарах валяется мандариновая кожура, а по телевизору с самого утра Ипполит негодует:…
344
Девушка с татуировкой дракона Автор: Стиг Ларсон «Драган Арманский родился в Хорватии пятьдесят шесть лет назад. Его отец был армянским евреем…
319