Ода к мести

Monday, 27 October 2014 06:20
Автор: #ONE MAGAZINE

Пак Чхан Ук (1963, Сеул, Южная Корея) – южнокорейский кинорежиссер, киносценарист, кинопродюсер и бывший кинокритик. Неоднократный призер как корейских, так и международных кинонаград, в числе которых Гран-при (“Олдбой”) и Приз жюри (“Жажда”) Каннского кинофестиваля, “Малый Золотой лев” Венецианского кинофестиваля (“Сочувствие госпоже Месть”), “Золотой медведь” Берлинского кинофестиваля за лучший короткометражный фильм (“Ночная рыбалка”).

oda-k-mesti-iz-kino-filmaДальний Восток знаменит более всего японскими фильмами. “Расемон” Акиры Куросавы или “Затоичи” Такеши Китано легендарны. Шедевров корейского, а тем более китайского кинопроизводства почти нет. И все же Пак Чхан Ук в Голливуде уже достаточно известен.

Пак Чхан Ук является режиссером, биография которого “пишется” сейчас, в настоящее время. Творческое “взросление” Пак Чхана как мастера кинематографа с большой буквы состоялось буквально на заре 2000-х. Фильм “Объединенная зона безопасности”, в котором к детективной начинке “Сникерса” наслаивается глазурь из исторических событий гражданской войны, разделившей один народ на две страны, – стал первой работой Чхан Ука, выделенной наградами на кинофестивалях. После этого отношение к доселе не очень удачливому режиссеру поменялось кардинально – ему предложили “полный карт-бланш” на экранизацию нового фильма. И им стал фильм-“первенец” “Трилогии о мести” – “Сочувствие господину Месть”, вышедший на экраны в 2002 году.

История эта о том, как глухонемой рабочий завода по имени Рю ищет денег на операцию для своей больной сестры и уволенный с завода, со своей девушкой Чха решает похитить маленькую дочь своего бывшего босса, чтобы получить выкуп и заплатить за операцию сестры. И все сначала идет по плану, но потом… Следуя жанру фильма, что-то должно пойти у них не так!

За счет того, что герой по сценарию глух и нем, создается некий “эффект тишины”. Слов сравнительно мало, но благодаря концепции быстрой смены кадров внимание и интерес к развитию истории держатся на протяжении всего фильма. Из персонажей очень интересна террористка-политактивистка да и просто девушка-“пацанка” Чха. Это ей принадлежат фразы типа: “революция нужна, чтобы людям с больными органами бесплатно их меняли”. Или – “существует месть во благо и во зло. Месть во благо, это когда ты похищаешь кого-то, получаешь деньги и отпускаешь заложника”.

В принципе, успех у первого фильма “Трилогии” был: сборы с проката вчетверо превысили его бюджет. И команда Чхан Ука сразу же взялась за экранизацию второго, чтобы как можно скорее попотчевать еще не остывшего за один год к этой теме зрителя. Новой работой стал “Олдбой” – история о человеке по имени О Дэ Су, который был похищен в 1988 году. Проведя 15 долгих лет в заточении, он в один день освобождается, исполненный желания мести и с одним вопросом на уме: “За что упекли?”.

oda-k-mesti-iz-kino-filma2

Второй фильм “Трилогии” принес Пак Чхан Уку всемирные славу и известность. Почти взяв Золотую пальмовую ветвь, выиграв еще несколько азиатских Гран-при, эта лента была удостоена особой похвалы от самого Квентина Тарантино! Что, в принципе, неудивительно. Ведь от корейского “Олдбоя” явно веет стилем американца. Его можно соотнести с двумя “тарантиновскими” частями “Убить Билла". Также много катан и холодного оружия (и это тоже понятно, сюжет для “Олдбоя” взят из японской манги), также затянуты некоторые моменты, дабы подчеркнуть всю трагичность ситуации, много крови и “отсечений конечностей”. При этом также много хорошей, подходящей по теме того или иного сюжета музыки.

Спустя два года после премьеры “Олдбоя” (в 2005-м) вышла в свет заключительная лента “Трилогии о мести” под названием “Сочувствие госпоже Месть”. Картина о женщине по имени Кым Чха Ли, обвиненной в убийстве мальчика и “отсидевшей” в тюрьме вместо другого человека целых 13 лет, за это мстящей ему, также обрела своего зрителя и была вполне успешна (хоть и менее, чем “Олдбой”). Моментальное переключение кадра, быстрая смена событий, картинка под разным ракурсом – это приемы, еще с первого фильма отличавшие стиль фильмов “Трилогии”.

“Трилогия о мести” (“Сочувствие господину Месть” (2002), “Олдбой” (2003), “Сочувствие госпоже Месть” (2005) дает возможность порассуждать, что (или кого) надо отнять у человека, чтобы пробудить столь сильное чувство мстительного всеразрушения. В них Пак Чхан Ук раскрывается больше не как сценарист, а уже как режиссер, как руководитель всего процесса съемок. Присутствуют маленькие “фишки”. Грамотно выставлены акценты при помощи грима (макияж “добросердечной” Кым Чха), также внимание привлекают волосы Рю кислотного цвета. Тем не менее, складывается впечатление, что образы некоторых героев и какие-то идеи были позаимствованы и мало изменены. Например, “Шахматист” и дальновидный стратег в лице Ли У Чжин – как подобие дойлевского Мэри Арти. Да и тема различного рода близкородственных половых сношений немного смущает (в своем стремлении к новаторству режиссеры вплетают новые, все более и более шокирующие сюжеты, но и это уже было – вспомнить хотя бы “Сто лет одиночества”). Драма преследования злого рока, вкупе с безвыходностью ситуации из первого фильма, направляет мысли к аналогиям с европейским арт-хаусом. А тема изощренной женской мести соотнеслась в какой-то мере с темами тарантиновских “Убить Билла”. Чхан Ук заявляет, что месть является главной мыслью всей трилогии, но хотелось бы найти бы еще хоть одну нить, связывающую эти три картины, кроме пространной “мысли о мести”… Однако свою аудиторию “Трилогия о мести”, безусловно, нашла и оказалась очень успешной.

Уже в конце ноября выйдет голливудская версия “Олдбоя”, где главную роль исполнит Джош Бролин. Действительно интересно, сможет ли очередной ремейк восточного кино “перещеголять” оригинал.

Текст: Эрмек Досжанов