Голосование
все опросы

Посетите ли Вы #ONE MAGAZINE AWARDS 2021?

 
Да 62.63%
 
Нет 22.16%
 
Не знаю 15.21%
Всего голосов: 388
только что проголосовали:
Aigul Bapyeva
Анархан Кулматова
Бек Орозалиев
Nurullo Abdullaev
Asel Ajimudinova
Амина Исаева
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в голосовании.
DOXA

DOXA

Автор публикации: Марина Башманова
Фотограф: Катерина Галуничева
Культура / 07 Июль 2020
 267

Творческий дуэт DOXA известен в Бишкеке своими яркими добрыми картинами на фасадах зданий. Два художника, Сергей Келлер и Дмитрий Петровский, одновременно схожие и непохожие, сегодня являются, пожалуй, самыми яркими представителями так называемого уличного искусства (street art, public art) в Кыргызстане.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, КАК РОДИЛСЯ ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ?

СЕРГЕЙ:

– Мы с Димой учились вместе в художественном училище имени С.А.Чуйкова. После окончания училища я очень вдохновился красиво разрисованными автомобилями в журнале по аэрографии и захотел этим заниматься. Устроился на работу на станцию по покраске машин и позвал друга работать вместе.

Постепенно с машин мы перешли на стены в частных  интерьерах. По сути, это та же аэрография, но перенесенная на стены. Правда, там не было чего-то такого, чтобы говорить об этом как о творчестве. Мы работали как исполнители. В какой-то моменты мы поняли, что технологически достигли такого уровня, когда любая картина стала для нас выполнима. Развитие остановилось, и стало интересным заняться свободным творчеством, самореализацией.

КАК ВЫ ПРИШЛИ К РИСОВАНИЮ НА ФАСАДАХ ЗДАНИЙ?  ЧТО ВАС ПОДТОЛКНУЛО ИМЕННО К ТАКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ?

ДМИТРИЙ:

– В 2006 году я случайно попал в школу современного искусства в Бишкеке. Это был годичный курс по современному искусству двух известных в Кыргызстане художников. Именно там я узнал про стрит-арт (street art), или уличное искусство, или его еще называют "public art" и загорелся идеей реализовать такие проекты на улицах нашего города. К тому же у нас был уже большой опыт рисования на стенах. Сергей поддержал мою идею, и мы вышли работать на улицы.

РАССКАЖИТЕ, ЧТО ТАКОЕ "STREET ART" И В ЧЕМ ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ГРАФФИТИ?

ДМИТРИЙ:

– Основная идея граффити – это написание своего никнейма или имени. Граффити рисуется баллонами автомобильных красок и считается изначально нелегальным. Стрит-арт образовался из культуры граффити.

СЕРГЕЙ:

– Стрит-арт – это более взрослое творчество, более обширное. Стрит-арт не ограничивается только рисованием. В стрит-арт входит и уличный театр, и инсталляции, и скульптуры, и стикеры (плакатное искусство), и перфомансы. Все, что делается на улице в плане творческого самовыражения, – это и есть стрит-арт.


Иногда бывает желание поднять острые социальные темы, в которых не будет ни красоты, ничего, но будет жестко поднята проблема. Но все слишком зависит от настроения и творческого настроя



А КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВАШЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СТИЛЬ?

ДМИТРИЙ:

– Наше направление называется "мурализм". Это, собственно, и обозначает рисование на фасадах. Но мы пробуем себя и в инсталляции. Нам нравится работать с разными формами. С рисованием на стенах уже все понятно. Нам интересно искать и пробовать новые формы. Сейчас очень много новых материалов, способов, медиа-технологий, хочется это все пробовать и экспериментировать. Я считаю, что мы еще в самом начале. Как таковой свой собственный стиль у нас еще не оформился, мы в поиске, пробуем себя везде.

СЛУЧАЮТСЯ ЛИ С ВАМИ МУКИ ТВОРЧЕСТВА?

СЕРГЕЙ:

 – У меня одна мука творчества – борюсь с Диминым перфекционизмом.

ДМИТРИЙ:

– Многие идеи умирают, не дойдя до реализации. Либо мы понимаем, что не осилим их физически, либо еще какие-то проблемы. Ну а вообще, самое сложное – это родить идею. Технически сейчас возможно реализовать любую идею. Но вот найти эту идею сложно. А бывает, ты долго придумываешь идею, а потом натыкаешься на нее в интернете и понимаешь, что ты не первый…

ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ В ТАКИЕ МОМЕНТЫ?

ДМИТРИЙ:

– Разочарование. Раздражение на себя в какой-то степени, что не придумал этого раньше, не начал раньше воплощать. На таких моментах учишься, что первую идею, которая к тебе приходит, надо сразу откинуть. Потому что она будет самой банальной. Она приходит всем. Начинаешь копаться, искать, уходить глубже. Вот тогда может родиться что-то уникальное.

А ЕСТЬ ЛИ У ВАС РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ?

СЕРГЕЙ:

– Я рожаю идеи, Дима критикует их, я снова выдумываю – он снова критикует. Из десятка одна проскользнет.

Мы очень разные с Димой. Он очень спокойный, я –  кипишной, легкий на подъем. А Дима может неделю сидеть страдать над идеей, в итоге так и не родив ее. Я считаю, что надо брать и делать. Такая разность характеров и подходов к творчеству взаимодополняет нас.

НУЖНО ЛИ ОБЛАДАТЬ КАКИМИ-ТО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ВАШИ РАБОТЫ?

ДМИТРИЙ:

– Думаю, не стоит требовать от зрителя, чтобы он как-то однозначно понимал работу художника. Всегда надо оставлять право зрителю увидеть собственную интерпретацию.

ВКЛАДЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ СИМВОЛИЗМ В ВАШИМ РАБОТЫ? ЗАШИФРОВЫВАЕТЕ ЛИ ПОСЛАНИЯ?

ДМИТРИЙ:

– Да, хочется немного больше, чем просто рисунки.

СЕРГЕЙ:

– Когда люди находят этот скрытый смысл, это очень интересно. Например, с работой "Айгуль": из 12 тысяч лайков только 1 человек распознал зашифрованный смысл картины. Это говорит, что по большому счету, эту символику ты делаешь для себя. Другой пример, мы делали работу – инсталляцию с деревом. Там вкладывался очень глубокий смысл, была концепция. А в итоге люди пришли и увидели совершенно иначе: назвали "сакура, дерево любви", и даешь на ней ставить каляки.


Мы делаем свое дело искренне, с удовольствием. Это всегда приносит плоды



СТАЛКИВАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ С ЦЕНЗУРОЙ? В ЦЕЛОМ, КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВСТРЕЧАЮТСЯ У УЛИЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ СЕГОДНЯ?

ДМИТРИЙ:

– Когда выносишь свою работу на общественное мнение, надо быть готовым к тому, что очень сложно всем угодить. Мы работаем легально (стрит-арт бывает открытым – когда авторы указываются, и партизанским – когда художники рисуют инкогнито), и поэтому должны полностью обосновывать свою работу, защищать ее перед обществом.

СЕРГЕЙ:

– Мы решили пойти более мягким путем, в отличие от уличных художников в других странах. Наше общество не привыкло к такому искусству, и в нем существует стереотипное предубеждение, что стрит-арт, граффити – это вандализм, матерные слова на заборах. Мы хотели для начала показать, что это не так. И стали рисовать позитивные образы: жизнерадостные детские лица, счастливые семьи и т.п.

Если посмотреть на мировой стрит-арт, то художники там совершенно ничем не ограничены. Они рисуют, что хотят, порой весьма эпатажные картины. Мы выбрали другой путь, решив показать, что стрит-арт на самом деле может украшать город.

А БЫЛИ ЛИ СКАНДАЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВАШИМ ТВОРЧЕСТВОМ НА УЛИЦЕ?

СЕРГЕЙ:

– Наши работы нравятся всем, наши работы мягкие, добрые, сложно к ним придираться или осуждать. Но в позапрошлом году был случай. Мы участвовали в ежегодном международном фестивале граффити в Боомском ущелье. На стометровой стене 15 художников рисовали балбалы. Это было перед выборами. Мы совершенно случайно использовали цвета одной из политических партий. Вот тогда началась шумиха, что это предвыборная кампания, политический заказ.

ДМИТРИЙ:

– Кстати, на тот момент, мы были самыми неизвестными из участвовавших художников, и этот шум сыграл в нашу пользу, нас сделали знаменитыми. Все говорили, что группа ДОХА нарисовала эту стенку, хотя над ней трудились 15 художников. Об этом говорили все СМИ. Была создана правительственная комиссия из художников и экспертов. Одна дама, член комиссии, увидела в голубом цвете, который мы использовали, призыв к гомосексуализму… Столько было ерунды. Но радостно то, что адекватная часть населения нас поддержала. Получилось, что совершенно не специально нам сделали большую рекламу.

Этот пример показывает роль искусства. Искусство способно вызвать резонанс в обществе, привлечь внимание к проблеме.

СЕРГЕЙ:

– Искусство в целом, возможно, да. Но в нашем конкретном случае – нет, нет и еще раз нет. Мы просто попали в политические разборки. Если бы эта стена не была бы сделана в период выборов, ее бы никто не заметил. Другие наши работы не вызвали такого резонанса, и не вызвали такого всплеска. Например, наша известная работа "Айгуль с айпадом". В ней, кстати, намного больше скрытого смысла, чем эти боомские балбалы.


Стрит-арт на самом деле может украшать город



ТАК МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО БЕССОЗНАТЕЛЬНО ВЫ ЗАДЕЛИ ОСТРУЮ ТЕМУ? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ХУДОЖНИКАМ ДАНА КАКАЯ-ТО ОСОБАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ РАНЬШЕ ДРУГИХ ОЩУЩАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ОТРАЖАТЬ ИХ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ?

СЕРГЕЙ:

– Мне вообще не нравится это разделение на особенных и не особенных. Все сидят и обсуждают на кухнях проблемы общества. Просто у художника есть возможность и средства выразить эти проблемы, реализовать и вынести их на общественный суд. Слесарь тоже ощущает тонко и остро социальные проблемы, просто у него нет навыка и умения рисовать.

ДМИТРИЙ:

– Иногда бывает желание поднять острые социальные темы, в которых не будет ни красоты, ничего, но будет жестко поднята проблема. Но все слишком зависит от настроения и творческого настроя.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, У УЛИЧНОГО ХУДОЖНИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

ДМИТРИЙ:

– Конечно, должна быть. Если ты рисуешь на улице, то должен понимать, что и для кого это делаешь. Хотя иногда ты просто рисуешь, потому что тебе нравится. А все ищут в этом потайной смысл. Искусство – это очень мощный инструмент влияния. Другое дело, берешь ли ты на себя эту ответственность.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЛЯ ВАС ТВОРЧЕСТВО ДУХОВНЫМ ПОИСКОМ?

ДМИТРИЙ:

– Да, несомненно.

СЕРГЕЙ:

– Творчество – это не духовный поиск, это постоянный труд. Именно физический. Постоянно нужно искать, брать и делать. А не сидеть и заниматься измышлениями.

ИНТЕРЕСНО, КАКУЮ РОЛЬ В ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ИГРАЮТ ЖЕНЩИНЫ? ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ОНИ ВДОХНОВЕНИЕМ ДЛЯ ВАС? И КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ У ВАС ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ?

СЕРГЕЙ:

– Сложный вопрос. Важно найти женщину, которая бы понимала, что ты человек творческий, и бывают моменты застоя и проблем, творческого кризиса. Женщины же очень прагматичные, они стремятся к стабильности, пытаются обеспечить быт, родить детей. И если она видит, что вместо зарабатывания, ты сидишь и мучаешься каким-то творчеством, то она съест твой мозг, но заставит идти на работу. У нас все так и было. Мы оба были женаты. Наша ошибка была в том, что мы не готовили наших женщин к нашему образу жизни.

В ИТОГЕ ЖЕНЩИН ВЫ ПРИНЕСЛИ В ЖЕРТВУ ИСКУССТВУ?

ДМИТРИЙ:

– Ну в общем-то да. Сейчас уже к этому вопросу подходим более аккуратно. Ну представьте, я сам порой себя не понимаю, не знаю, кто меня поймет. Сложно жить с художником. Надо быть к этому готовым.

А ЕСЛИ НАЙТИ ЖЕНЩИНУ ИЗ ВАШЕЙ СРЕДЫ?

СЕРГЕЙ:

– Ой. Я не хочу себе жену-художницу!

КАКОЙ, ПО ВАШЕМУ, ДОЛЖНА БЫТЬ ВАША ИЗБРАННИЦА? ИДЕАЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ?

СЕРГЕЙ:

– Она может быть единомышленницей, поддерживать тебя во всем, но при этом не быть художницей. Самое главное в семье – это понимание. Во-вторых, умение отдавать, а не требовать. Не ждать в ответ, а давать искренне.

ДМИТРИЙ:

– Если честно, строишь, планируешь, а в жизни получается иначе. Поэтому сложно прогнозировать. Я не отрицаю, что рядом со мной может быть и творческая личность, а может быть вообще не творческая. Главное – взаимопонимание.

ХОТЕЛОСЬ БЫ ТАКЖЕ ПОГОВОРИТЬ И О ПОВСЕДНЕВНЫХ ВЕЩАХ. СТИЛЬ В ОДЕЖДЕ. У ВАС ОН СВОЕОБРАЗНЫЙ. ВЫ НАМЕРЕННО СОЗДАЕТЕ СВОЙ СТИЛЬ ИЛИ ЭТО СТИХИЙНО ПОЛУЧАЕТСЯ?

СЕРГЕЙ:

– Ну да, конечно, я сам создаю свой образ. Был период, когда внешний вид играл большую роль. Были попытки у нас с Димой и друг с друга копировать идеи одежды. Хотелось как-то выделяться среди других. Сейчас все иначе, главное, чтобы мне было удобно. А вообще мне нравится яркая одежда, не люблю темные тона.

ДМИТРИЙ:

– А мне сейчас мое новое увлечение – велосипед – диктует стиль одежды.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ ТВОРЧЕСТВА И ПОДВОДЯ ИТОГ НАШЕЙ БЕСЕДЕ, ХОТЕЛОСЬ БЫ СПРОСИТЬ, ОЩУЩАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕДЕЛ В РАЗВИТИИ ИСКУССТВА?

СЕРГЕЙ:

– Художники всегда в поиске новых образов. Всегда есть то, к чему нужно стремиться.

ДМИТРИЙ:

– Нет этого предела. Когда ты достигаешь определенного мастерства, то хочется идти дальше. Становится уже неинтересно просто рисовать, хочется работать с формой, цветом, открывать новые горизонты творчества.

Оставьте первый комментарий Войти через Facebook
Голосование
все опросы

Посетите ли Вы #ONE MAGAZINE AWARDS 2021?

 
Да 62.63%
 
Нет 22.16%
 
Не знаю 15.21%
Всего голосов: 388
только что проголосовали:
Aigul Bapyeva
Анархан Кулматова
Бек Орозалиев
Nurullo Abdullaev
Asel Ajimudinova
Амина Исаева
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в голосовании.