Улугбек Бабакулов

Улугбек Бабакулов

Автор публикации: Айида Асангуловна
Фотограф: Максим Ногай
12 мыслей / 11 October 2020
 562

#1 Пока президентом был Курманбек Бакиев, быть журналистом с точкой зрения было действительно опасно. Насколько Ваша профессия опасна сейчас?

– Старый принцип, которым я руководствуюсь, гласит: хороший журналист должен драть власть. Если власть драть не за что, это не значит, что власть хорошая. Это значит, что журналист плохой. Изначально надо понимать, что у хорошего журналиста всегда будет больше врагов, чем доброжелателей. Если журналист хочет, чтобы все его любили, то пусть пишет про полные закрома родины… Я часто задаю себе вопросы: “Какой выхлоп будет от статьи?”, “Как сделать такой материал, на публикацию которого отреагируют и читатель, и власти?”. Но если раньше власть еще обращала внимание на публикации, то сейчас я с сожалением констатирую, что прежнего эффекта от злободневных материалов нет. Если при Акаеве власть журналистов судила, при Бакиеве – била, то сейчас на журналистов просто “забила”. Но это не значит, что надо опускать руки, люди ведь все равно читают, делают для себя выводы…

#2 Почему Вы пошли в журналистику?

– Откровенно говоря, мне просто нужно было зарабатывать. Одно время я работал в милиции, и в этот период получил тяжелое ножевое ранение, полгода пролежал в больнице. Работать в милиции расхотелось. Объясню почему. Как и всякий новичок, устраивающийся в милицию, я наивно полагал, что моя честная служба, личный пример могут изменить систему хотя бы в отдельно взятом РОВД. Этот максимализм, ясное дело, не оправдался. Наоборот, система начала ломать и переделывать уже меня. Кроме проблем психологического плана, были и материальные: в отделе, где я работал, зарплату выдавали не деньгами, а товарами. Ты приходишь в магазин, показываешь удостоверение и на месячную зарплату можешь набрать товаров. В 1995 году моей зарплаты хватало на две литровые банки компота, шапку-ушанку и пару туфель. Как-то листая одну из столичных газет, я увидел объявление о том, что требуется репортер, проживающий на юге. В школе у меня никогда не возникало проблем с написанием сочинений, поэтому я подумал: почему бы и нет? Стал понемногу писать, так все и завертелось. Повторюсь, на тот момент это была для меня возможность зарабатывать деньги…

#3 Есть ли в Кыргызстане цензура? Могут ли у свободы слова быть рамки?

– Цензура, в классическом ее понимании, существует в официальных СМИ – на государственном радио- телеканале и в правительственной газете “Слово Кыргызстана”. Это вполне объяснимо, поскольку власти контролируют информацию, распространяемую в массы подчиненными им изданиями. Что касается остальных изданий, в основном печатных, то здесь следует говорить не о “гласности”, а о неконтролируемой “вседозволенности”. Журналисты “лепят” все, что хотят, и этому есть объяснение: не секрет, что практически все СМИ в КР принадлежат определенным политикам-олигархам. Следовательно, рамки свободы слова в них зависят от настроения владельца издания, его целей, его взаимоотношений с оппонентами и др. То же самое относится и к цензуре: хозяин, как говорится, барин.

#4 Чему была посвящена Ваша статья, которую Вы считаете наиболее интересной?

– Такой вопрос, на мой взгляд, можно задать журналисту проработавшему год-два. Мой журналистский стаж 15 лет, поэтому выделить какой-то один материал я не могу. Назову темы, над которыми было интересно работать: расследования по нарушениям прав пациентов психиатрических лечебниц, вопросы распространения в КР детской проституции, экспедиция на Памир с целью изучения быта афганских кыргызов и многое др. В одном из первых своих расследований я рассказал, как пограничники на высокогорных заставах из-за нехватки еды отстреливали краснокнижных архаров, козерогов. Журналисту-новичку на такую заставу попасть практически невозможно, но даже если повезет, надо еще суметь собрать доказательства, уличающие пограничников в браконьерстве и обратить внимание соответствующих органов на тяжелое положение служивых. У меня получилось попасть на одну из таких застав, увидеть все своими глазами и получить доказательства – фотографии военных на фоне туш животных. В другом расследовании рассказывалось о судьбах кыргызстанских мигрантов, которые оказались в положении рабов на табачных плантациях в соседнем Казахстане. Тогда я приехал в один из районов недалеко от Алматы в качестве искателя работы. Меня продали в рабство за $50, и я на собственной шкуре испытал все прелести бесправной батраческой жизни. Отпахав на хозяев какое-то время, я сбежал. Но собранная мной информация и опубликованные по приезду статьи заставили власти обратить внимание на проблему: было принято межправительственное соглашение о защите прав трудовых мигрантов.


Восхищают и раздражают не люди, а их работа. Если журналист дотошно изучил проблему, осветил ее со всех ракурсов, отразил в статье все возможные точки зрения, его работа достойна уважения. Схалтурил – “давай, до свидания”


#5 Помните свое первое задание?

– Я получил задание взять комментарии у двух участников конфликта, возникшего на религиозной почве. В одном селе, населенном преимущественно узбеками, жили несколько семей баптистов. Соседи-мусульмане, недовольные активной религиозной пропагандой, которую проводили баптисты, потребовали, чтобы те убирались из села. Помимо двух непосредственных участников инцидента, я опросил нескольких свидетелей: областного казы, участкового милиционера, представителей местных органов власти. Проделанная мной работа была оценена по достоинству руководителем издания – меня пригласили на постоянную работу.

#6 Насколько подготовлены новые кадры?

– Как правило, приходят молодые люди, у которых амбиций немерено, что хорошо. Плохо, что они ничем не подкреплены. Получают пробное задание, уходят… и ни звонков в редакцию, ни просьб к редактору что-то посоветовать или подсказать. Итог: в день сдачи номера в печать приносят свои, с позволения сказать, статьи – без комментариев специалистов или участников какого-то события, зато с собственными умозаключениями или выкладками, слизанными из интернета. Выслушивают от редактора “пару ласковых”, получают новое задание и больше в редакции не появляются. Мало иметь амбиции, надо иметь желание работать, спрашивать совета у опытных журналистов. Никто не откажет, особенно если практикант перспективный. На мой взгляд, нынешние классические факультеты журналистики абсолютно бесполезны, поскольку дают только узкую специализацию, ограничивают точку зрения. Обратите внимание, что большинство нынешних известных журналистов не заканчивали журфак.

#7 Есть такая фраза: “Все журналисты хотят быть писателями”. А Вы хотели бы быть писателем?

– Со временем у каждого журналиста накапливается определенный багаж практических знаний и опыта, которыми он готов поделиться с окружающими. У меня есть неизданный пока сборник рассказов под рабочим названием “Нескучный учебник по журналистике”. Надеюсь, он будет полезен не только студентам факультетов журналистики и начинающим журналистам, но и людям, не имеющим отношения к СМИ: истории проведенных мной расследований изложены в живой, юмористической манере.

#8 Может ли журналистика приносить хороший доход? Или это все-таки профессия для тех, кто работает за идею?

– В развитом и богатом государстве, где процветают торговля, бизнес, промышленность и прочие экономические отрасли, журналистика, несомненно, дело доходное, потому что основная прибыль идет не с продажи тиражей, а с рекламы товаров и услуг. А тиражи “делают” именно журналисты своими материалами: чем больше качественных, острых статей, тем выше тираж и, следовательно, больше рекламодателей. Если же говорить о журналистике в Кыргызстане, то здесь заработать можно в основном в период всевозможных предвыборных кампаний. Кто хочет дополнительно, грубо говоря, "нарубить капусты", тот находит для этого пути: многие работники пера и микрофона выживают различными способами – снимают и монтируют тои и торжественные мероприятия, подрабатывают ведущими на корпоративах. Есть и такие, кто занимается шантажом: пугают чиновников собранным компроматом, за необнародование которого требуют деньги. Либо же, наоборот, берут деньги у заказчика за публикацию, очерняющую его конкурента.


За шесть лет руководства газетой “МК Азия” я ни разу не был в отпуске. Я считаю, что от ничегонеделанья больше устаешь, чем от работы, которая приносит удовлетворение


#9 У каждого своя правда? Или истина одна на всех?

– На этот вопрос можно ответить на примере суда по апрельским событиям 2010 года, где сотрудники спецподразделения “Альфа” обвиняются в расстреле демонстрантов. У стороны потерпевших свой взгляд на события – они считают, что их родственников убили и ранили за то, что те выступали против диктатуры правящего режима. Подсудимые в свою очередь считают правыми себя – они выполняли приказ и свои функциональные обязанности по защите государственного объекта. Каждый видит то, что ему выгодно, хотя на самом деле правда всегда одна и она на стороне закона, а не отдельной кучки людей. Просто в Кыргызстане большая пропасть между законом и правоприменением.

#10 Что Вы скажете людям, любящим повторять, что журналистика – древнейшая из профессий?

– На этот вопрос я отвечу словами журналиста “МК” Александра Минкина: “В Библии, в египетских папирусах и китайских свитках – в самых древнейших наскальных надписях говорится о вороватых чиновниках, полководцах-изменниках, о судьях, выносящих приговор в пользу богатого и сильного, о растленных жрецах... Вот они пусть и спорят между собой: кто из них вторая древнейшая, а кто первая. Главные беды – войны, нищета, несправедливость – от них, а не от журналистов и проституток. Журналисты, при всем скотстве современной журналистики, не попадут даже в первую десятку”.

#11 Студенты, поступающие на факультет журналистики, часто признаются, что журналистика для них – просто возможность стать известным в максимально короткие сроки. Как Вы относитесь к этому? Какой журналист может получиться из “ловца славы”?

– Я не могу назвать никого из журналистов, кто стал бы известным в максимально короткие сроки. Я не знаю, кто вбил в головы студентам этот миф. Передайте им, что быстро только кошки родятся.

#12 “Нужно работать как…” – К профессионализму какого журналиста Вы посоветовали бы стремиться?

– Работать нужно, говоря словами ВВП, как раб на галерах, – терпеливо, упрямо и настойчиво. А кумиров в журналистике или какой-то другой сфере у меня не было и нет. Я доволен результатами своей работы.

Оставьте первый комментарий Войти через Facebook